Шишко, В. Минута славы и магия Виктора Шишко : [беседа с могилевским иллюзионистом В. Шишко] / Виктор Шишко ; беседовала Екатерина Льдова // Веснiк Магiлёва. — 2017. — 31 мая. — С. 11.
Могилевчанин Виктор Шишко стал одним из лучших в популярном российском телешоу «Минута славы». С первого выхода на стену иллюзионист привлек внимание и зрителей, и жюри. Каждый его номер заставлял завороженно следить за происходящим на сцене, погружая в мир магии и иллюзий. Номер с вентилятором никого не оставил равнодушным. В телешоу иллюзионист представал перед публикой то в образе Воланда из «Мастера и Маргариты», то в образе графа Дракулы. Михаил Боярский даже «окрестил» его «Мистером Воландом». Пообщавшись с иллюзионистом лично, убедилась: определения даны точные.
Сейчас Виктор Шишко вернулся домой и готовит для публики еще более таинственное и мистическое шоу. Об этом и многом другом он рассказал в интервью корреспонденту «ВМ».
— Не могу не спросить о первых шагах в творчестве. Когда впервые возникло желание удивлять народ?
— Мне было 13 лет, когда в одной из библиотек Москвы на глаза попалась книжечка, содержащая простейшие фокусы. Прочитав ее, я просто заболел этим делом, понял, что это мое, что это не просто серьезно и надолго, а на всю жизнь. Стал заниматься самообразованием, учился на примерах и достижениях выдающихся, всемирно известных иллюзионистов. В первую очередь Дэвида Копперфильда.
— Насколько сложно давалась «магическая» наука?
— Начинать новое дело, как известно, всегда очень сложно. Это касается абсолютно всех сфер жизни, науки, культуры… Я не исключение. Но самое главное, у меня было огромное желание постичь «магию», была настойчивость и здоровые амбиции для достижения поставленной цели.
— Знаю, что достаточно долго вы занимались музыкой. Что не сложилось в данном направлении?
— В детстве у меня была мечта — баян. Мой дедушка ее осуществил. Я не мог налюбоваться на новый инструмент, без устали занимался музыкой. Но в жизни появилась книга фокусов, которая перевернула мою жизнь. Сегодня я готов заниматься любимым делом днем и ночью, тратить на это все свои силы, время. Хотя, пожалуй, без музыки не было бы того, что есть сейчас. Учеба в музыкальном колледже научила меня ответственности за все, что делаешь, работоспособности. Ну и, конечно, музыка — главная составляющая хорошего шоу фокусника. Ведь можно самый лучший и зрелищный фокус превратить просто в ничто «благодаря» неудачно подобранной музыке. В свою очередь грамотно подобранная композиция при исполнении простейшего фокуса приведет зрителя в восторг.
— Какой трюк давался сложнее всего?
— Над многими приходится упорно работать. Почти у каждого известного иллюзиониста есть номер «Распиливание человека», он очень любим и фокусниками, и зрителями. На него я потратил больше двух лет. Суть фокуса заключается в том, что в ящик забирается человек, ящик закрывают и распиливают пополам, но когда ящик открывают, то человек выходит из него целым и невредимым. Первый раз номер с распиливанием человека в 1806 году во Франции представил фокусник Торрини. Потом много лет его никто не показывал. В 1929 году английский фокусник Перси Сельбит ввел этот номер в свою фокусную программу. В начале XX века фокус с распиливанием показывал и знаменитый русский иллюзионист Эмиль Кио.
— Какой самый опасный трюк в вашем репертуаре?
— У нас много опасных трюков. Самый опасный из них, когда расслабляешься и думаешь о том, что ты великий волшебник (сдержанно улыбается — прим. авт.).
— Как известно, в каждом деле могут возникнуть трудности. Бывали срывы в вашей практике?
— В нашем деле их допускать нельзя. Ведь каждый промах может стоить жизни — и мне, и моим помощникам, и даже зрителям…
— Как долго вы работаете над созданием декораций и реквизита?
— Мы все время развиваемся и совершенствуем технику. В дальнейшем, например, планируем создать декорации в 3D — все делается для того, чтобы зритель увидел шоу мирового уровня, а не просто фокусы с картами.
— Вы — известный в Беларуси и за рубежом артист. Выступаете с грандиозными концертными программами, уже принимали участие в магическом шоу «Удиви меня» на канале ТВЗ. Теперь «Минута славы». Почему решили поучаствовать?
— Не секрет, что этосамое успешное, рейтинговое шоу на всем постсоветском пространстве. О его популярности свидетельствует не только огромная зрительская аудитория, но и количество желающих принять в нем участие. Чтобы попасть в телевизионную версию проекта, необходимо пройти предварительный кастинг, на который в этот раз собралось около 2 тысяч претендентов. «Минута славы» для меня — это возможность продемонстрировать свое творчество, познакомить с ним зрителя. Многомиллионная аудитория центрального российского канала смогла увидеть иллюзионную магию совершенно другой: не избитыми фокусами с платочками и кроликами, а чем-то уникальным, другим, что по-настоящему завораживает. В те несколько минут, которые длилась наша программа, зрители погружались в настоящее волшебство, которое обычно создается посредством монтажа и графики в кино или компьютерных играх. У нас это наяву, на сцене. Можно без отрыва следить за необычным зрелищем. Все номера, создаваемые мною и моими специалистами, уникальны, не имеют аналогов в мире.
— Члены жюри были к вам благосклонны. Даже Владимир Познер после критики в первом выпуске был восхищен вторым выступлением «Иллюзия с исчезновением»…
— В первый раз Владимир Познер внес ремарку: «Я видел много, в том числе и Кио, но не люблю иллюзионистов. Вы придумали весь этот сложный механизм, но сами на публике ничего не делаете. Я говорю вам да, но без любви». Владимир Владимирович в первом выпуске говорил о том, что ему ближе номера «манипуляторов», т.е. тех людей, которые работают с мелкими предметами, поскольку, на его взгляд, они прилагают больше усилий для подготовки номера. Я с этим не совсем согласен. Работа иллюзиониста не менее сложная. Но если во время номера зрителю не виден этот труд, если он не испытывает страха, если он не задается вопросом, «как они это делают», а внимательно следит за тем, что происходит, значит, мы делаем свою работу хорошо.
— Репетиции обошлись без происшествий?
— Есть номера, где действительно приходится балансировать на грани жизни и смерти. И травмы случаются. Сделать номер — это действительно адский труд. Но зритель должен видеть только мастерство и не думать о том, было ли тяжело артистам при подготовке номера. Если они этого не заметили, значит, все удалось.
— Как задолго были подготовлены номера, которые вы демонстрировали в шоу?
— Каждый номер в «Минуте славы» создан с нуля, мы же не знали свою судьбу в шоу, хотя и верили в успех. С одной стороны, в этом заключалась сложность для нас. Ведь на подготовку времени практически не было. Но с другой стороны — в этом и интерес, опять же, соревнование с самим собой. Мы понимали, что в кратчаишие сроки нужно придумать и поставить классный, запоминающийся, оригинальный номер, аналогов которому нет нигде в мире. Да, мы использовали какие-то классические элементы, трюки, но старались их максимально переработать, чтобы они смогли стать авторскими. Кроме того, необходимо продумать музыкальное оформление, освещение, антураж. И вот когда все это удается — это действительно здорово!
— Удовлетворены результатом? Какие еще вершины собираетесь покорить?
— Я упорно шел к цели, чем доказывал серьезность моих намерений. А здесь серьезность и сосредоточенность, труд, прежде всего. Это лишь кажется, что наше искусство — развлечение. Все, как говорится, «понарошку». Нет, успехов достигнуть здесь можно, лишь постоянно совершенствуя свое мастерство и подходя к нему со всей серьезностью, не меньшей, чем в других профессиях. Так я достиг мастерства, создал свои приемы. И продолжаю радовать зрителей. Спасибо им за поддержку! Это дает мне силы и мотивацию к движению вперед! Впереди — подготовка большого шоу, как я уже упоминал, с использованием 3D декораций. В программу войдут номера, которые мы демонстрировали на «Минуте славы». Когда она выйдет -не могу точно обозначить сроки. Тогда, когда мы поймем, что зрители независимо от возраста и статуса смогут прочувствовать те детские ощущения и надежду на чудо, которое каждый испытывал, когда был ребенком.