Александров, Г. Школа на Днепре : [областной Центр олимпийского резерва по гребным видам спорта] / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2017. — 8 июня. — С. 4.
Кому — летние каникулы, а здесь, в областном Центре олимпийского резерва по гребным видам спорта, продолжаются тренировки. К 16 часам сюда пришли ребята и девчата, занимающиеся во вторую смену. Одни начали играть в баскетбол в спортзале, другие стали нарезывать круги вокруг здания. «Пробежка в течение 10—15 минут — это обязательно, — объясняли мне тренеры. — А потом — упражнения на гибкость, координацию, выносливость». Чтобы добиться маломальского успеха в академической гребле, нужно, говорят специалисты, как минимум года три кропотливых и практически ежедневных занятий.
Но для тех, кто втянулся, тренировки в радость. Сегодня вот и с погодой, можно сказать, повезло: хоть небо и затянуло тучами, капал дождик, но для юных спортсменов это не помеха — они спустили на воду свои «посудины» и под руководством наставников отрабатывали технику гребли. Даже если пройдет сильный дождь, перспектива промокнуть гребцов, сказали мне, абсолютно не пугает — помешать занятиям может разве что штормовое предупреждение. Кому-то постоянные тренировки по гребле (да еще в дождь и ветер!) могут показаться скучными и монотонными?
— Да скучать просто некогда! — уверяет тренер по академической гребле Андрей Щемелев. — А когда ведешь лодку мимо живописных берегов — испытываешь такую радость, что не передать словами. Нет человека, который был бы глух к красоте природы, и это чувство превращает тренировку на воде в удовольствие. Встречаемся с ребятами в школах, рассказываем о нашем виде спорта, традициях, приглашаем прийти в центр и попробовать. Кого-то покатаем на лодках. Но если вы думаете, что на первой же тренировке мы сажаем ребенка в лодку, даем весло и говорим: «Давай греби!», то это не так. Первое время мы в основном работаем над общефизической подготовкой. Чтобы быстрее овладеть техникой гребли, гребец должен быть разносторонним спортсменом, заниматься бегом, лыжами, баскетболом, борьбой, штангой. Интересные тренировки тоже привлекают! Ну, а когда ребята овладевают азами гребли, начинают выступать на соревнованиях, интерес подкрепляется спортивным азартом, стремлением выиграть. Кто не выдерживает тренировок — отсеивается, остаются самые увлеченные и упорные.
Как, например, подопечные Щемелева Евгений Золотой и Артем Лапутин, ставшие недавно бронзовыми призерами юниорского чемпионата Европы в двойке парной. Сейчас они — на сборах, готовятся в составе белорусской сборной к юниорскому чемпионату мира, который в августе пройдет в литовском Тракае.
— Ребята были соперниками, соревновались в лодке-одиночке, — рассказывает тренер. — Были неоднократными призерами первенств республики, и вот однажды тренеры сборной решили объединить парней в экипаж двойки парной. У них разные характеры, но это на пользу — ребята дополняют друг друга. В 2015 году Золотой и Лапутин стали победителями Балтийских игр, в этом году — новый успех. Свяжут ли они свои судьбы с профессиональным спортом — трудно сказать: один учится в архитектурно-строительном колледже, второй — в училище олимпийского резерва. Но любое дело, если ты им увлекаешься, затягивает. Спорт — не исключение.
А найти будущих чемпионов для академической гребли ой как непросто. Необходимы не только желание и талант, но и специальные физические данные. Например, рост парней должен быть не ниже 180 см, девушек — 170 см. Этого требует специфика «академки»: рост влияет на длину гребка, ноги и руки должны быть определенной длины. Хотя берут иногда в «академисты» и ребят среднего роста, которые могут стать рулевыми в лодке или выступать в экипажах легкого веса — до 70 кг у мужчин и до 57 кг у женщин. А еще есть гребля на байдарках и каноэ — там длинные конечности не обязательны, высокие результаты и спортсмены маленького роста показывают. Бывает, что люди путают академическую греблю и греблю на байдарках. Но это — разные виды спорта. На байдарках спортсмен управляет веслом, находящимся непосредственно в руках, в академической гребле весло прикреплено к уключинам, там гребут спиной вперед, сидят на сиденьях с колесиками, подъезжают к подножке и отталкиваются ногами. Подключить, кстати, к гребле ноги придумал англичанин Роберт Тейлор. Согласно легенде, в 70-х годах 19 века он смазал штаны жиром и стал ерзать на лавке взад-вперед, чтобы увеличить длину гребка. Весло, которое спортсмен вращает вокруг уключины, действует как рычаг, и лодка движется быстрее, если гребцы сидят спиной к направлению движения.
— В процессе работы задействованы все группы мышц: ноги, руки, спина, поэтому ребята, которые приходят в наш вид спорта, физически развиваются очень гармонично, — подчеркнул тренер Олег Москалев. — Но главное — думать головой. Какое течение (если соревнования проходят на реке), какое направление ветра, чтобы держать курс на дистанции, где — прибавить, чтобы опередить соперников… Побеждают — сильные и умные!
На прошедшем в мае чемпионате Европы ученица Москалева Анастасия Семенова завоевала «бронзу» в составе женской восьмерки. К слову, из всех гребных судов именно академическая восьмерка самая быстрая (мужские экипажи на дистанции 2000 метров достигают скорости около 20 километров в час). И, наверное, самая трудная! Представьте: все 8 человек должны совершать взмахи одновременно, работать как единый механизм, независимо от того, что у каждого — свой характер, своя энергетика, разные физические возможности. Сплоченность команды не менее важна для скорости лодки, чем техника гребли, тренированность или хороший инвентарь. Кто-то считает, что академическая гребля — занятие не для женского пола? А вот и нет, причем девушек с очень широкими плечами среди спортсменок вы не увидите. Потому как, повторимся, в гребле задействованы все группы мышц, а основная сила, которая движет лодки, это ноги. Так что постоянные физические нагрузки не лишают девушек изящности и красоты. Если кто-то через несколько лет и прекратит занятия греблей, то стройная, пропорционально развитая фигура останется на всю жизнь. Да и вообще гребца-академиста, высокого и поджарого, можно сравнить скорее с легкоатлетом, но никак не с накачанным «культуристом». И с первых же занятий ребят учат плавать, уверенно держаться на воде. Для человека, кстати, это умение должно быть таким же естественным, как умение ходить. Просто потому, что это может оказаться необходимым в жизни. Точно так же и гребля была вызвана необходимостью — в течение многих веков это был единственный способ передвижения по воде. Не знаю человека, который не хотел бы покататься на лодке — может, такая зависимость заложена в нас генетически?
А еще гребцы-спортсмены, как правило, — мастера на все руки. Во дворе гребной базы у эллинга (хранилища для гребных судов) знакомлюсь с тренером Валерием Радевичем, который что-то налаживал в лодке. И работал с хорошим настроением: его воспитанники Артем Попов и Александр Мартыненко на днях выиграли открытое первенство города среди двоек парных. Сейчас тренер готовил к соревнованиям лодку-четверку парную. Вроде бы это дело механиков?
— Перед соревнованиями лодку необходимо настроить, и лучше это сделать самому — так надежнее, — объяснил Валерий Радевич. — Нужно, например, отрегулировать весло так, чтобы оно не вылетало из воды раньше гребка, или наоборот, не уходило в воду глубже, чем надо…
В общем, здесь целая наука. Чтобы гребок был рациональным, мало знать устройство лодки, нужно содержать ее и свое место в ней в образцовом порядке. И потому спортсменам приходится быть и столярами, и слесарями. Тем более что инвентарь в гребле очень дорогой, берегут его как зеницу ока. Качественная гоночная импортная лодка-одиночка, рассказывали тренеры, стоит около 12 тысяч евро, двойка — около 18 тысяч, четверка — около 35 тыс. евро. Уже неплохо — стали делать более дешевые лодки в Осиповичах, начинающие гребцы на них и гоняют. Но они пока не очень хороши — тяжелее, чем у зарубежных производителей, и по качеству уступают. И потому тому же тандему Золотой/Лапутин лодку для подготовки к международным соревнованиям и участия в них предоставляет Республиканский центр олимпийской подготовки по гребным видам спорта. «На днях две немецкие лодки-одиночки закупило наше училище олимпийского резерва, — сказал Андрей Щемелев. — Весомая помощь!»
На 320 учащихся ЦОР в Могилеве и Бобруйске приходится примерно вполовину меньше учебных и гоночных лодок, байдарок и каноэ. Конечно, хотелось бы больше да поновее, говорят тренеры, и продолжают совершенствовать учебный процесс, распределяют занятия: кому — на воду, а кому оттачивать технику гребли на тренажерах «концептах» и в установленной в специальном бассейне неподвижной многоместной лодке. Безусловный авторитет для ребят — тренеры, многие из которых выступали на международных соревнованиях в составе национальной сборной. И, конечно, человек-легенда для всех — директор центра Александр Масейков, олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира в гребле на каноэ. Так что юные таланты — в надежных тренерских руках!
У гребли на Могилевщине давние и глубокие традиции, на счету спортсменов — множество завоеванных на международных соревнованиях наград. Именно о том, что в первую очередь надо поддерживать олимпийские, «медальные» для белорусов виды спорта, говорил на недавнем совещании в НОК глава государства. В разговоре со мной тренеры ЦОР отметили, что еще больше раскрыть потенциал спортсменов помог бы гребной канал. Его начали было сооружать в районе могилевской улицы Фатина, но ныне строительство «заморожено» из-за недостатка финансовых средств. Канал нужен и чтобы на более высоком уровне тренировать спортсменов (дабы они уверенно шли по дорожкам каналов на международных турнирах), и чтобы проводить городские, областные, республиканские соревнования. Лодочная регата, в том числе и массовые любительские гонки, — всегда яркое, увлекательное, захватывающее зрелище, под впечатлением которого, глядишь, больше горожан приобщилось бы и к гребному спорту и к просто здоровому отдыху на воде.
— Безусловно, те виды спорта, которые приносят нам медали на соревнованиях самого высокого уровня, поддерживались и будут поддерживаться, — сказал начальник облуправления спорта и туризма Виктор Степанов. — Стараемся делать все возможное по материальному обеспечению и центра гребных видов спорта — его воспитанники достигают высоких результатов. И мы благодарны за это нашим спортсменам, тренерам. Чтобы завершить строительство канала, необходимо свыше 11,5 миллиона рублей, но, к сожалению, в нынешних финансовых реалиях не определены пока источники финансирования. Поэтому на сегодняшний день стоит вопрос о временной консервации строительства — на это требуется около 138,5 тысячи рублей. Мы понимаем значение гребного канала, держим проблему на контроле, но надо потерпеть…
Что ж, в жизни, как и в спорте, главное — терпение. Спортсмены-гребцы прекрасно понимают, что без него хороших результатов не добьешься, и продолжают трудиться на водных дорожках.