Иванова, И. Под знаком качества / Ирина Иванова // СБ. Беларусь сегодня. — 2017. — 29 июня. — С. 10.
После Великой Отечественной войны город на Днепре восставал из руин. Можно сказать, отстраивался заново. Вместе с реконструкцией старых предприятий строились новые — вернувшимся с фронта горожанам и их семьям требовалось много рабочих мест.
28 декабря 1945 года вышло постановление ЦК Компартии и Правительства Белоруссии об основании в Могилеве металлообрабатывающего комбината. Расположилось новое предприятие на центральной улице Первомайской, в бывших гаражах совета народного хозяйства. Будущие металлисты взялись за кирки и тачки и в зимнюю стужу восстанавливали здания, монтировали станки, прессы и литейные машины.
Уже в следующем, 1946 году предприятие выпускало 8 наименований изделий ширпотреба, а к последнему году пятилетки во многие города Советского Союза отгружались товары под маркой «МАК» — более двухсот изделий самого разного назначения. Эго были ручки и петли, задвижки и замки для окон и дверей, ножи и вилки, сковородки и кастрюли, тарелки и лопаты, мебельная фурнитура, коньки «Снегурочка» и «Хоккей».
Но к началу 50—х прошлого столетия коллектив пришел к решению выпускать более сложную продукцию — моторы. Квалификация персонала и оборудование позволяли. Тем более что у некоторых специалистов и рабочих имелся соответствующий опыт: в военные годы выпускали двигатели на заводе им. Димитрова (ныне завод «Строммашина»), Инициативу комбината поддержали. Вскоре была выпущена первая партия — 13 тысяч электродвигателей «Урал».
Электромоторный цех того времени был оснащен очень скромно — просто отгороженный участок с длинными столами и скамейками в старом штамповочном цехе. Это был ручной конвейер: девушки в синих халатах осторожно брали детали, переворачивали, монтировали. Цех обогревали дровяные печи. И все же даже в этих условиях продукция выпускалась качественная. Газета «Правда» писала, что на Волго-Донском канале отлично работают Могилевские электродвигатели.
А производство моторов не стояло на месте. Совершенствовалась технология, модернизировалась конструкция двигателей. На производстве на смену простым станкам и ручным прессам приходили автоматы и полуавтоматы.
Вскоре электромоторы «Урал» сменила новая серия АО, росли темпы производства. В 1953 году было выпущено уже 25 тысяч двигателей. Тесно становилось в старых стенах. Было цачато строительство новых производственных корпусов на окраине города.
В 1958 году введен в эксплуатацию корпус № 1, где сегодня размещаются инструментальный и ремонтно-механический цеха. С этого же года предприятие стало заводом со своим нынешним названием, через год был зарегистрирован фирменный знак «МЭЗ» в ромбике.
С 1960 года предприятие вышло на международный рынок. Существенно изменились и масштабы производства благодаря механизации. Если в 1966 году был выпущен миллионный электродвигатель, на что понадобилось 16 лет напряженной работы, то к концу 60—х прошлого столетия по миллиону двигателей выпускалось уже каждые два года.
В декабре 1970 года завод отмечал 25—летие, коллективу вручили Ленинскую юбилейную Почетную грамоту, а 489 человек наградили медалью «За доблестный труд».
А 22 января 1971 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за досрочное выполнение плана, успешное освоение производства новых типов электродвигателей завод был награжден орденом Ленина. 197 человек, лучших рабочих и инженеров, были удостоены орденов и медалей СССР.
У Впрочем, невозможно подробно рассказать историю известного успешного предприятия, недавно отметившего 70-летие, в одной газетной статье. Не хватит места, чтобы перечислить все успехи и заслуженные награды. Ведь за эти годы завод вырос, прошел не одну модернизацию. Совершенствовался ассортимент продукции, сменилось много поколений тех, кто здесь трудился. Одно оставалось неизменным — добрые традиции: профессионализм, инициативность, добросовестное отношение к делу.
Остановимся на нескольких самых ярких моментах этой славной истории. Завод «Электродвигатель» неоднократно прославлял Могилев далеко за пределами страны. К1980 году «Знаком качества СССР», которому безоговорочно доверяли и в нашей необъятной стране и за границей, маркировалось 239 типов двигателей, сделанных в Могилеве.
К 1984 году продукция завода поставлялась в 50 стран мира, в том числе в Италию, ФРГ, Швецию, Иран, Японию.
Конечно, тяжелые 90-е годы не могли не сказаться на работе известного Могилевского предприятия: связи были разрушены, потребители потеряны. Но, к счастью, благодаря профессионализму и сплоченности коллектива завод выжил, восстановился, продолжает уверенно двигаться вперед. Как и на протяжении всей истории, сегодня его продукция отличается высочайшим качеством. Электродвигатели, промышленные вентиляторы и насосы, другая продукция, которая здесь выпускается, пользуются устойчивым спросом.
• • •
«Нашему коллективу есть чем гордиться: сегодня, когда многие предприятия переживают не лучшие времена, завод работает стабильно. 60 процентов нашей продукции идет на экспорт. Мы зарабатываем валюту и пополняем ею бюджет региона.
Во многом успех объясняется сплоченностью нашего коллектива: мы — все 1.560 человек — не просто ходим на работу, а живем проблемами завода, жизнью своего предприятия. Если возникают трудности, стараемся их преодолевать сообща.
На протяжении всей истории завода его руководители стремились, чтобы предприятие жило современной жизнью, закупалось новое оборудование.
А жизнь с каждым годом вынуждает двигаться все быстрее, постоянно совершенствоваться, в условиях жесткой конкуренции со стороны зарубежных производителей требуется постоянная модернизация, без которой успех невозможен.
Рынок диктует свои условия — снижение цены, что заставляет нас оптимизировать технологические процессы. И в этом мы преуспеваем благодаря наличию собственного инструментального производства, на котором изготавливаются новые, более современные механизмы. Фактически на нашем заводе работает несколько предприятий под одной крышей: это литейное, инструментальное и механосборочное производства. Несколько лет назад мы приобрели тригенерационную установку, позволяющую вырабатывать электричество, а также охлаждать литейные формы. Таким образом, наш завод — в некотором роде предприятие полного производственного цикла.
И все же сегодня не выжить в одиночку, поэтому уже несколько лет мы работаем в составе холдинга, он — наше надежное плечо, наша опора».
Директор ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель»
Александр Алексеевич ЯЦЕНКО.