Летопись о Могилевской еврейской общине

Галаков, Александр. Летопись о Могилевской еврейской общине / Александр Галаков // Магілёўскія ведамасці. — 2017. — 5 сентября. — С. 12.

Возникновение еврейской общины Могилева восходит к концу XVI или началу XVII века, но еще в 1522 году Могилевские корчмы, воскобойня и весовой сбор были отданы в аренду известному откупщику и ростовщику Михалю Езофовичу, а в мытной книге товаров, провозившихся через Брест в течение первой половины 1583 года, была отмечена торговая деятельность могилевских евреев того времени. И одним из крупных купцов того периода был Афраш Рахмаелович.

Истоки

Могилев с XIV века находился в составе Великого княжества Литовского. В 1514 году был отдан во владение помещику Ю. Зеновичу. С конца XV века численность еврейской общины города начала неуклонно возрастать. Уже около XVI века на правом берегу Днепра была построена первая деревянная синагога на Школище и согласно легенде была расписана слуцким художником — прапрадедом Марка Шагала.

Мещане, к которым относились купцы, средние и мелкие торговцы, а также ремесленники, составляли основную социальную группу городского населения Могилева. Они во всем старались притеснять евреев. Около 1585 года они обратились к королю Стефану Ба-торию с просьбой запретить селиться в Могилеве евреям, мотивируя свое ходатайство тем, что от них не может быть никакого «пожитку» и порядка в городе, а им — мещанам — только вред в торговле. Король удовлетворил просьбу мещан, однако и после этого евреи встречались в Могилеве, а к началу XVII века они составляли значительную часть городского населения.

Грамотами короля Владислава IV от 1633-го и 1646 года евреям было запрещено не только иметь свои дома в самом городе Могилеве, но и нанимать их у кого бы то ни было. Место, им отведенное для жительства, было за городским валом, на той улице, где была их синагога. Могилевский магистрат в 1654 году добился подтверждения этих королевских законов и от русского царя Алексея Михайловича.

В тот период основная масса еврейского населения проживала на правом берегу Днепра на Школище и на левом берегу — на Луполово.

Школище было первоначальным местом для проживания евреев. Поэтому здесь находилось много молитвенных домов, а некоторые из них считались самыми древними в городе.

Все указанные выше королевские запреты евреями не были исполнены. И только в 1676 году при короле Яне III Собеском евреям разрешили иметь свои школы, строить дома, заниматься торговлей. Позже им было разрешено свободное проживание в Могилеве, а в 1680 году появилась и вторая синагога. Однако гонения на евреев в полной мере не закончились. В 1708 году городской магистрат передал городу дорожный и другие сборы, которые находились в ведении евреев. В 1729 году был введен запрет на сдачу в аренду евреям городских мельниц и весов.

Развитие общины

Неурядицы в экономической и правовой жизни, беспрерывные разборки с мещанами сдерживали духовное развитие Могилевских евреев. И все же община Могилева развивалась и достигла значительного процветания по сравнению с другими общинами Белоруссии. С конца XVII века евреи занимали видное место в пивоварении, винокурении и медоварении. Им полностью принадлежали торговля хлебом и ремесла, в основном кожевенное.

В 1772 году в результате 1-го раздела Речи Посполитой Могилев был включен в состав России, а с 1802 года — Могилевской губернии. Объединившись в 1785 году в гильдии, городское купечество получило ряд привилегий. А к XVIII веку и Могилевской еврейской общине были пересмотрены и расширены имевшиеся привилегии. Было разрешено свободно проживать в черте города, иметь школы и синагоги в Школище и Луполово, строиться, торговать, держать лавки, питейные заведения и заниматься ремеслом в  самом городе и и предместьях.

По ревизии 1847 года в Могилевском уезде функционировали «еврейские общества» в составе 20783 человек, в том числе крупные по численности: Могилевское — 7897 человек, Шкловское — 9677 и др. По переписи 1897 года в Могилеве было 43119 жителей, в том числе евреев 21539, или 50%.

В 1861 году Могилев считался одним из крупных городов Белоруссии, а с 1529-го по 1772 год по праву был центром Могилевской экономики.

В могилевском предместье Луполово проживало большое число еврейского населения. Здесь действовали школа, пивоваренный и кожевенный заводы Леккерта и пивоваренный завод Янника. В большом количестве функционировали ремесленники, кожевенники, меховщики и др.

По официальным данным, к 1909 году в Могилевской общине насчитывалось 219 фабрично-заводских предприятий с 667 рабочими. Ремесла были мало развиты и сосредоточены в руках еврейского населения.

С начала XX века, в 1911 году, в Могилеве действовали 38 синагог и молитвенных домов (13 из них были хасидскими), 45 хедеров, Талмуд-Тора с 350 учениками, иешива, начальное еврейское училище с 45 уч., частная еврейская женская 4-классная прогимназия, еврейская сельскохозяйственная ферма и другие еврейские учебные заведения.

Во время Первой мировой войны, в течение 1915-1917 гг., в Могилеве располагалась Ставка Верховного главнокомандующего и царская резиденция Николая N. Во многих располагавшихся поблизости гостиницах и доходных домах, принадлежавших евреям, размещались иностранные послы и военные советники стран-союзниц. Евреям принадлежало 90% каменных домов в центральной части города. Могилев губернский в тот период был одним из главных центров политической жизни Российской империи.

В советский период

Для Могилевской еврейской общины 1917 год являлся сложным и неоднозначным временем. В Октябрьской революции 1917 года она приняла самое активное участие.

В ноябре 1918 года был создан городской Совет, а 22 декабря было принято решение о слиянии городского и уездного исполкомов в один уездно-городской исполком с единым президиумом и аппаратом управления. Подавляющее большинство Совета составляли 44 еврея, или 63%. Председателем был избран Иосиф Борисович Геронимус еврейского происхождения, получивший большой опыт зарубежной работы, находясь в эмиграции. С приходом советской власти активизировалась советская еврейская жизнь под полным контролем Еврейской секции большевистской партии при постепенном сворачивании религиозной жизни.

Однако до конца 30-х гг. религиозная жизнь местечек не угасала. Люди посещали синагоги. За счет местечковых евреев содержались раввины, продолжалось обучение детей меламедами в хедерах и на дому, произносились проповеди магидами, продолжали действовать старые религиозные общества (самыми распространенными были благотворительные и погребальные «Хевре-Кадышо»).

В период индустриализации местечки стали бурно перестраиваться, создавались артели, коммуны, совхозы и промышленные предприятия. На 1 марта 1929 года в Могилевском округе из 39 национальных колхозов 36 были еврейские, по 1 латышскому, литовскому и польскому. Однако многие еврейские хозяйства были упразднены в период репрессий 1936-1939 гг.

В начале 1920-х гг. в Могилеве при активной поддержке Еврейского распределительного комитета «Джойнт» функционировали 3 еврейских детских дома, 8 еврейских детских садов, 6 начальных школ. В 1925 году открылась еврейская библиотека. В 1929 году имелось 10 семилетних и 9 начальных школ, в их числе две семилетки и четыре начальные на еврейском языке (идише), еще в двух семилетних школах обучение велось на русском и польском языках, в остальных — на белорусском. В них обучалось около 9 тыс. детей. Организаторами советской школы в Могилеве были в основном депутаты уездно-городского Совета, руководители отдела народного образования еврейского происхождения И. А. Перель, З. Б. Лозинский и др. В 1930-х годах в городе был еврейский сельскохозяйственный техникум. Однако все хедеры, еврейские учебные заведения, библиотеки, общества и синагоги были закрыты к концу 1930-х годов.

В период индустриализации в 30-х годах могилевские евреи принимали самое активное участие в развитии экономики Могилева. Они играли большую роль в возведении и пуске первенца белорусской химии — Могилевской шелковой фабрики, первенца автомобильной индустрии — Могилевского авторемонтного завода им. Кирова и других предприятий.

Согласно последней предвоенной Всесоюзной переписи населения 17 января 1939 года в Могилеве численность еврейского населения составляла 19715 чел., или 19,83%, хотя многие данные свидетельствуют о том, что на самом деле их процент был выше.

В период немецкой оккупации Могилева планомерное уничтожение еврейского населения нацистами унесло более 10500 жизней евреев города, окрестностей, беженцев и депортированных евреев из Слонима. Уничтожение проводилось в октябре 1941 года и в марте 1942 года в районах Пашково, Казимировка, Кадино и Полыковичи.

Сейчас в городе проживает около 10 тысяч еврейского населения, функционирует синагога, успешно работает на общественных началах объединение «Могилевская еврейская община», возглавляемая мудрым председателем правления Алексеем Исааковичем Капланом.

Достойный вклад

В советский период я с 1961 года около тридцати лет проработал на первенце автомобильной индустрии Белоруссии — Могилевском автомобильном, который был хорошо известным и значимым предприятием в Советском Союзе. На этом автозаводе потрудилось немалое количество специалистов и руководителей еврейского происхождения. В свое время весомый вклад в создание и производство мостовых электрических кранов и большой гаммы разнообразной автомобильной техники внесли Оскар Захарович Атливанкин, Михаил Иосифович Блажевич, Михаил Исакович Басс, Валерий Залманович Будняцкий, Леонид Борисович Вайсман, Лев Петрович Голяс, Юрий Кононович Голант, Наум Моисеевич Грайзель, Александр Бениаминович Гэльфанд, Михаил Семенович Забелышинский, Петр Моисеевич Заманский, Яков Михайлович Затман, Бронислава Исааковна Зельдина, Олег Михайлович Жоров, Борис Михайлович Кацман, Владимир Львович Кацман, Игорь Захарович Лесман, Ольга Григорьевна Менее, Григорий Менделевский, Иван Иванович Пинчук, Перец Иделевич Ревзин, Даниил Львович Туфельд, Михаил Григорьевич Фельзер, Михаил Матвеевич Черных, Лев Давидович Шинднес, Софья Наумовна Шабшай, Дмитрий Аронович Шерман, Михаил Шифман, Борис Семенович Эпельман и многие другие. Считаю выделить из этой когорты достойных Бориса Кацмана и Льва Голяса. После МоАЗа они трудились на Волжском автомобильном заводе в Тольятти. Незаурядный Борис Михайлович, уроженец Сухаревской еврейской общины, работал заместителем генерального директора по экономике, а Лев Петрович, как заместитель начальника центрального производственного управления, проявил недюжинный талант и создал на ВАЗе с 1967 по 1992 год самую высокоэффективную систему производственного планирования.

В заключение следует подчеркнуть, что Могилевская еврейская община, сохранив свою культуру и традиции, является выдающимся примером для других народов.

Александр ГАЛАКОВ.