Могилевская школа гравюры

Кандрусевич, Аркадий. Могилевская школа гравюры / Аркадий Кандрусевич // Вестник Могилева. — 1990. — 27 июля.

О выдающихся художниках Максиме Ващенко, Василии Ващенко, Федоре Ангилейко и др.

В кругах искусствоведов давно су­ществует такое понятие, как Моги­левская школа гравюры, которое относится к концу XVII — первой половине XVIII столетий. Понятие это связано с характеристикой про­изведений художников, работав­ших в то время в типогра­фии Могилевского богоявленского братства, где издавались не толь­ко литургические, но и светские книги на белорусском, польском, греческом и латинском языках. Все издания этой типографии, как пра­вило, имели художественно офор­мленные титульные листы, а тексты книг богато украшались не толь­ко иллюстрациями к печатному тексту, но и заставками, кон­цовками.

Точное количество художников, работавших тогда в Могилев­ской братской типографии, устано­вить невозможно, так как далеко не все книги, изданные тут, дош­ли до нашего времени, да и не все авторы подписывали свои гра­вюры. Но главную роль в форми­ровании принципов Могилевской школы гравюры сыграли Максим Ващенко и его сын Василий. О том, что это были коренные могилевчане, свидетельствует даже тот факт, что и теперь в городе Мо­гилеве живет около двух десятков семей с этой фамилией. Их частные дома встречаются на Машековском, Нагорном, Виленском и Карабановском старинных посадах го­рода.

Встречается эта фамилия и в исторических документах. Так, на­пример, в решении Могилевско­го войта Яроша Воловича от 11 сентября 1606 года по поводу бунта могилевчан против решений городсдкого магистрата о налогах, наряду с другими руководителями бунта, которые «розные опусы су­против рады местный и людей по- сполитых учинили», упоминается и имя Сидора Ващенки. Неизвест­но, что представляли собой упо­мянутые в документе «опусы», но зато вполне возможно, что про­славленный бунтарь против не­правильных решений местных влас­тей и засилия католицизма на Могилёвщине был прямым предком ставших знаменитыми потом художников-граверов Максима и Ва­силия Ващенко.

К сожалению, как и о других могилевских деятелях искусства конца XVII — начала XVIII сто­летий, об отце и сыне Ва­щенко мы располагаем довольно скудными сведениями — неизвест­ны даже точные даты их жизнен­ного пути. Только совсем недав­но были найдены документальные подтверждения тому, что образо­вание Максим Ермолинич Ващенко получил в Виленской академии, ку­да поступил приблизительно в 1660 году. 21 ноября 1672 года он сдал экзамен на бакалавра свободных искусств, а 14 июля сле­дующего года Ващенко получает уже звание магистра философ­ских наук.

Там же, в Виленской академии он прекрасно освоил искусство художника-гравера, ибо не случай­но же через несколько лет пос­ле возвращения в родной ему го­род Могилев он разворачивает тут бурную деятельность в области ил­люстрации книг, а затем и изда­ния их. Первой книгой, в которой появйлись гравюры Максима Ермолинича Ващенко, был сборник «Монархия Турецкая…», написан­ный английским историком и дип­ломатом того времени Паоло Рыко. Перевод книги с английского на белорусский язык сделал това­рищ Максима Ващенко, воевода Слуцкого княжества Казимир Клокоцкий, с которым они позна­комились в Вильно. Необходимость в переводе и издании такой кни­ги Ващенко и Клокоцкий ви­дели в том, что со стороны Турции нависла угроза войны над восточно-славянскими государст­вами, а потому и белорусам на­до было иметь кое-какие сведения о своем потенциальном враге.

Книга «Монархия Турецкая, опи­санная Рыко», была выпущена в 1678 году Слуцкой типогра­фией, где жил и работал Казимир Клокоцкий, но это ничуть не значит, что делавший для нее иллю­страции Максим Ващенко также проживал тогда в Слуцке. Наобо­рот, трудился он в родном ему городе на Днепре, о чем свиде­тельствует следующая надпись, ко­торую можно найти на несколь­ких гравюрах, украшающих книгу, — «Нарисовал и выграви­ровал Максим Ващенко в Могилеве».

Иллюстрации к «Монархии Ту­рецкой…» стали замечательным яв­лением белорусского книжного ис­кусства. Это целиком свет­ский цикл графических работ Максима Ващенко, выполненный им с необычной для того времени реалистической убедительностью.

Следует отметить, что с именем Максима Ермолинича Ващенко свя­зано и появление в белорус­ском книгопечатании гравюр, выполненных резцом на медных пла­стинках. Попытка изготовлять та­кие гравюры была сделана, прав­да, еще могилевчанином Спиридоном Соболем в начале XVII ве­ка, когда он трудился в ти­пографии Киевского православного братства, но потом, работая в Кутейно, Буйничах и, наконец, в Могилеве, Соболь ни в одной из этих типографий уже не применял так называемые медериты — гравюры на медных пластинках. Та­ким образом, до 90-х годов XVII столетия в типографиях Белоруссии не была выпущена ни одна кни­га кирилличного шрифта, проиллю­стрированная гравюрами-медеритами. Почему же так случилось? Видимо, потому, что медериты хуже гармонировали с кирилличным набором, чем гравюры на де­реве. Могилевский художник М. Е. Ващенко, стараясь преодолеть установившееся мнение, и был как раз в этом деле первопро­ходцем.

В 1693 году в Могилевской братской типографии была выпу­щена литургическая книга «Ака­фисты и каноны» форматом 20×30 сантиметров и насчитывающая бо­лее трех десятков иллюстраций-медеритов, сделанных Максимом Ващенко. Книга эта является са­мым лучшим белорусским издани­ем тех времен как по художест­венному оформлению, так и по по­лиграфическому исполнению. Все иллюстрации сделаны на евангелические темы и состав­ляют в общей сложности самый бо­гатый новозаветный цикл гравюр в белорусской графике. В этом цик­ле отображены все наиваж­нейшие случаи из жизни Иисуса Христа. Завидная творческая фан­тазия могилевского художника Максима Ващенко особенно пока­зательно проявилась в исполнении им многофигурных композиций. Ни в одной из гравюр он не допус­кает ни малейшего повторения. Но самой примечательной особен­ностью является то, что, казалось бы, давно канонизированные в византийском и русском искусстве сюжеты «Благовещение», «Въезд в Иерусалим», «Распятие Христа» и другие, Максим Ващенко решает как обычные сцены из жизни сво­их земляков-могилевчан. В итоге все иллюстрации к «Акафистам и канонам» носят ярко выражен­ный жанровый характер и, кроме того, насыщены белорусским национальным колоритом. По-ви­димому, и сам автор остался до­волен своей работой, не зря же он положил медные пластины с гравюрами в укромное место, и они вновь (через тридцать пять лет!) были использованы при переизда­нии той же книги «Акафисты и каноны» в 1728 году работниками Могилевской братской типографии.

***

Традиции художника М. Е. Ва­щенко продолжал потом его сын Василий Максимович Ващенко, ко­торый пошел по стопам отца и стал самым знаменитым мастером Могилевской школы гравюры. Правда, Василий Максимович ра­ботал в основном в технике кси­лографии (гравюра на дереве), а не занимался медеритами, как его отец, но искусству художника на­учил своего сына, конечно же, Максим Ермолинич.

Точных дат жизненного пути и этого замечательного могилевчанина не известно, но зато по книгам, к которым он делал иллюстрации, можно сделать заключение, что работал он в ти­пографии Могилевского Богоявлен­ского братства с 1694 по 1730 год.

Творческое наследие Василия Максимовича Ващенко искусствове­ды привыкли условно делить на две группы: работы, на которых стоит автограф художника, и те, на которых Ващенко почему- то не посчитал нужным расписы­ваться. К числу первой группы от­носятся ксилографии, помещенные в книгах «Диоптра» (издана в 1698 г.), «Небо новое», «Перло многоценное» (обе в 1699 г.), «Жи­тие святых» (1703 г.), «Анти­минс» (1708          г), а также гра­вюры «Иоан Домасский» и «Рож­дество» из книги «Осмоглас­ник», изданной в 1730 году. Тонкая резьба, очень точная штри­ховка, с помощью которой ху­дожник моделирует фигуры изо­бражаемых персонажей, настоль­ко совершенны с художественной точки зрения, что почти все эти работы В. М. Ващенко счи­таются шедеврами графического искусства начала XVIII столетия.

Ко второй группе работ Васи­лия Ващенко искусствоведы от­носят, исходя из манеры графи­ческого исполнения, еще 15 ксило­графий, хотя и не стоит на них подпись художника. Большая часть их — десять штук! — помещена на страницах книги «Акафисты и каноны», изданной в Могилев­ской братской типографии в начале 1698 года. Это, надо полагать, работы раннего периода творческого пути Василия Ва­щенко, потому что в них нет еще того высокого художественного мастерства, которое было присуще позже этому виртуозу резца Могилевской школы гравюры.

К числу самых лучших произведений В. М. Ващенко, по общему признанию искусствоведов относится титульный лист из книги «Житие святых». Фигуры действующих лиц и ангелов выгравированы здесь с завидным мастерством, предельно отточена их пластика, до мельчайших подроб­ностей продумана композиция этого листа. И, что обязательно необходимо отметить, внизу рисунок завершается изображением характерного уголочка средневекового города, по всей видимости, родного художнику Мо­гилева. Это, пожалуй, самый пер­вый случай в полиграфии, когда в книге литургического характера да­ется реалистическое изображение городского пейзажа с крепостной стеной на переднем плане. Здесь же, слева от вида города, стоит и полная подпись автора — «Василий Ващенко».

В последующих своих гравюрах Василий Максимович достигает удивительной художественности. Сохраняя прежнюю выразительность линейных ритмов, Ва­щенко значительно обогащает свои ксилографии светотеневыми эф­фектами. С завидной уверенностью он компанует как одно­фигурные («Иоан Домасский» из книги «Осмогласник»), так и мно­гофигурные сцены («Тайная вечеря» из книги «Акафисты и ка­ноны»). Типажи его графических работ подчеркнуто простона­родные, они привлекают зрителя живостью и чистотой своего внутреннего мира.

О необычайной художественной ценности произведений могилевчанина В. М. Ващенко свидетель­ствует и тот факт, что не­которые его гравюры исполь­зовались повторно в целом ряде книг. Так, например, ксилогра­фия «Водохрист», появившись пер­вый раз на страницах книги «Диоп­тра» в, 1698 году, печаталась по­том также в книгах «Небо но­вое», «Перло многоценное» и «Жи­тие святых», изданных несколь­кими годами позже.

***

По художественным ценностям своих работ среди представителей Могилевской школы гравюры пос­ле Ващенко искусствоведы ставят их земляка Федора Ангилейко. Как свидетельствуют его автографы на ксилографиях, недолго почему-то работал Ангилейко в Могилевской братской ти­пографии — всего лишь с 1700 по 1703 год. Но и за это время с его иллюстрациями здесь вышло в свет две книги — «Ирмолой сиречь Осмогласник» и «Часо­слов сиречь Последование служ­бы». Ксилографии с изображением царя Давида, Иоанна Предте­чи, Иисуса Христа и, других пер­сонажей, о которых ведется рас­сказ в этих богословных книгах, по манере графического исполнения немного напоминают гравюры Ва­силия Ващенко. Но удивляться здесь, пожалуй, не приходится, ибо оба художника трудились в одной и той же типографии, были ро­весниками и много чему учи­лись друг у друга. Ведя разговор о мастерах Моги­левской школы гравюры, следует отметить, что в начале XVIII столетия в типографии Богоявлен­ского братства, кроме упомянутых трех художников, работали также Никита Антушкевич, Афанасий Ва­щенко, Янка Стрельбицкий и Афа­насий П. (по заключению бело­русского историка-публициста кон­ца XIX века Ф. А. Жудро, фа­милия этого могилевского худож­ника была Пигаревич). Но, к сожа­лению, кроме упоминания их фамилий в исторических докумен­тах ничего из их наследства до нашего времени не дошло.

…В заключение скажем, что гра­вюры могилевских художников в чем-то были близки произведени­ям мастеров книжной иллюстрации Киевской школы, и наоборот — орнаментальные мотивы моги­левских гравюр появились потом в некоторых московских изданиях.

Тем не менее книги, изданные на рубеже XVII и XVIII сто­летий в Могилевской братской ти­пографии, — одна из наиболее интересных страниц истории бе­лорусского полиграфического ис­кусства. Они сыграли в свое вре­мя огромную роль в деле просве­щения белорусского народа, а по­тому имена первых могилев­ских книгопечатников должны занять свое достойное место в ряду славянских просветителей XVII—XVIII веков.

Аркадий КАНДРУСЕВИЧ.