Дембовецкий, А. Могилев на Днепре / А. Дембовецкий // Магілёўская праўда. — 1990. — 25 ліпеня; 3 жніўня; 12 верасня; 19 верасня; 20 верасня; 21 верасня; 25 верасня; 5 кастрычніка.
В 1884 году в нашем городе в типографии губернского правления была напечатана книга под следующим, весьма пространным, заглавием: «Опыт описания Могилевской губернии в историческом, физико-географическом, этнографическом, промышленном, сельскохозяйственном, лесном, учебном, медицинском и статистическом отношениях, с двумя картами губернии и 17 резаными на дереве гравюрами видов и типов». Составлена она была по программе и под редакцией тогдашнего председателя губернского статистического комитета А. С. Дембовецкого.
Сегодня по просьбе многих читателей, которых интересует история города, начинаем печатать одну из глав этой книги — «Могилев на Днепре».
Могилев на Днепре или Могилев губернский, как его принято называть в отличие от Могилева уездного на Днестре, лежит почти под 54° северной широты и 48° восточной долготы, в 729 верстах к югу от С-Петербурга и в 560 верстах к юго-западу от Москвы, при Киевском шоссе, выделяющем здесь проходящую через город ветвь на Бобруйск. Могилев расположен по обоим берегам реки Днепра и речки Дубровенки, при впадении последней в Днепр, и имеет в окружности с предместьями приблизительно около 13 верст.
План города утвержден первоначально в 1778 г., затем в 1833 и 1851 годах и, наконец, в 1862 г.; в настоящее же время составляется новый план. После воссоединения Белоруссии с Россией и учреждения Могилевского наместничества, дан был в 1781 году городам его, в том числе и Могилеву, первый герб, изображающий в верхней половине щита половину Российского герба (двухглавого орла), в нижней же — всадника.
Могилев по всем направлениям расположен на холмистом волнообразном пространстве. Со стороны Московского предместья, т. е. от так называемой Черниговской заставы, весь берег Днепра и развернувшийся на нем, в густой зелени деревьев, город, издали, версты за 2, за 3, откуда наиболее наблюдаются видоизменения местности, представляет истинно красный вид. Храмы и лучшие каменные здания группируются вдоль крутого берега и своею белою блестящею массой надвигаются к краю его, словно стремясь заглянуть в быстрые воды Днепра. Прямо перед глазами зрителя виднеется С. Преображенская церковь, архиерейский дом и главный корпус духовной семинарии: за ними высится колокольня Братского монастыря (самое высокое здание в городе) и горят кресты Воскресенской церкви. Немного левее видна башня городской ратуши и задний фасад здания губернского правления, за которым зеленеет крыша губернаторского дома. Вдали и правее от Спасской церкви привлекают внимание утопающие в садах здания богоугодных заведений; а за ними эта сторона города как бы убегает, извиваясь в зелени, в синеющую лесом даль возвышенности «Мышаковки». В низине этой живописной картины, между обрамляющей ее рекою и нагорным ее берегом, виднеется красующаяся среди массы небольших деревянных домов шестиглавая Николаевская церковь.
Направляясь к городу от заставного дома по Бобруйскому шоссе, приходится прежде всего проехать через Черниговскую браму (древние каменные ворота, остаток от прежних земляных оград города), а затем через Московское предместье, находящееся на левой низменной стороне Днепра, и именно через ту его часть, которая с давних пор носит название «Луполово». Взор путника в этом предместье может остановиться разве, влево, на довольно большом каменном здании — пивоваренном заводе Леккерта и далее, вправо, на двух каменных церквях: Петро-Павловской и Троицкой; остальные постройки заурядны и напоминают собою домики уездных городов. Главная улица Московского предместья, по которой идет совершенно прямая линия шоссе, оканчивается деревянным мостом, на устоях, через Днепр.
Перейдя этот мост, вы на правом берегу реки вступаете в улицу «Днепровский подъем», прорезающую естественный холм и ведущую в центр города. Над нею возвышается весома высокою стеною искусственный вал, остаток укреплений бывшего королевского замка, имеющий в окружности более полверсты. Отлично выравненный в1873 г. склон этого вала представляет три линии равномерно расположенных уступов. На верху этой горы разбит осенью 1872 г. городской сад, обещающий в будущем жителям города превосходное место для гуляний, благодаря прекрасному виду на Днепр и его окрестности, всегда чистому воздуху и длинным аллеям; в настоящее время в нем еще недостаточно тени, так как деревья довольно молоды. Летом 1881 г. в этом саду устроен фонтан, составляющий одно из сооружений Днепровского водопровода. Правее вала глаз невольно остановится на красиво выдающемся из-за зелени деревьев губернаторском доме, расположенном на высоте холма и обращенном задним фасадом к Днепру. Идущая от дома к низу лощина вмещает в настоящее время сад, который спускается к дороге, ведущей к Днепру, террасами. Между молодыми, недавно посаженными фруктовыми и парковыми деревьями этого сада встречаются старые, довольно большие и даже роскошные. Местность, занимаемая садом, не велика, но производит приятное впечатление. От подошвы вала, между ним и губернаторским садом, идет на гору довольно крутая пешеходная дорожка, ведущая также к центру города. Обращенный к реке край ее укреплен разросшимися уже кустами акации. Ниже Днепровского подъема, вправо от моста, идет под горою по второму ее уступу Школьная улица, ведущая в часть города, называемую «Школище», где особенно скучено еврейское население и потому находится много еврейских молитвенных школ; некоторые из них считаются самыми древними в городе, так как это место было первоначально дозволенную оседлостью евреев (гетто),
Б начале улицы, лицом к ней, построены над Днепром каменные здания водопровода. За ними открывается спуск к недавно устроенной пароходной пристани и возле нее, на самом берегу реки, стоит каменное здание основанного в 1687 и упраздненного в 1864 г. римско-католического Бернардинского монастыря (костел Св. Антония), Ныне в нем с 1872 г. помещается центральный архив судебных мест. Тут же, недалеко от архива, среди незначительного числа небольших христианских домов, находится каменная Вознесенско-Покровская церковь, постройка которой начата была в 1668 году.
Влево от Днепровского моста, у подножия вала, находится другой каменный пивоваренный завод. От него идет несколько волнообразно, улица Быховская, по которой продолжается Бобруйское шоссе. Эту улицу, до подъема ее в гору, рассекает речка Дубровенка. На левой стороне построенного через Дубровенку моста, при самом устье реки, находится деревянная водная мельница, построенная в 1858 г., с дозволения бывшего городского управления, частным лицом с условием, что по прошествии 25 лет, она должна быть сдана городу и поступить в число его оборонных статей. За мостом открывается влево недавно вымощенная камнем улица, ведущая к Успенской церкви, стоящей на берегу Днепра, на небольшом; холме; церковь эта начата постройкою в 1670 г. Прямо от моста по направлению Быховской улицы вы встретите каменное здание духовного училища, несколько удаленное во двор от линии улицы. Оно расположено на горе и положительно тонет в зелени окружающих его садов. В конце улицы, за брамою (именуемою Быховскою), на шоссе находится большой каменный корпус бывшего военного госпиталя и провиантский магазин, а тотчас за ним — небольшая оранжерея и парники садовника бланка.
(Продолжение публикации см. в следующем выпуске «Могилевской панорамы»)
(Продолжение. Начало в № 139)
Поднявшись к Днепровскому подъему и взяв от него вправо, параллельно Никольской местности, вы увидите Могилев раскрывающимся перед вами со всеми заурядностями и особенностями губернского города. В прямом направлении идет по краю обрывистой горы так называемый «архиерейский вал», упирающийся в искусственную насыпь, известную в народе под именем Кастерни. Это подножие самой высокой башни в городских укреплениях, разрушенной русскими в Шведскую войну. Влево глазам вашим представляется площадь, среди которой разбит, в форме правильного круга, сквер, называемый Беклемишевским, по имени его основателя бывшего губернатора Беклемишева. В центре сквера находятся солнечные часы; они поставлены здесь задолго до устройства сквера на пьедестале из пушки, отнятой у французов в 1812 году. Вокруг площади расположены городская Ратуша с высокою восьмиугольною башнею, построенной в 1679 году, и четыре казенные двухэтажные каменные здания, в коих помещаются: губернское правление, квартира начальника губернии, соединенная палата и казенная палата з губернским казначейством.
От Беклемишевского сквера идут две большие, прямые и самые лучшие улицы: «Днепровский проспект» (бывшая Шкловская) и «Большая Садовая» (б. Ветреная), расходящиеся между собою в дальнейшем своем направлении.
На Днепровском проспекте почти все постройки каменные; деревянные весьма редки и оставляются доживать век свой, постепенно заменяясь каменными. В начале улицы расположены, между прочими, следующие по порядку каменные здания: 1) губернский архив (по левой стороне), в нижнем этаже которого помещаются публичная библиотека и музей; 2) Братский Богоявленский монастырь (по правой стороне), в строениях которого находится длинный ряд лавок, отдаваемых в аренду евреям, торгующим по преимуществу железом, медью, глиняной и стеклянной посудой, старой одеждой, мукой и т. п.; и 3) Воскресенская церковь (тоже по левой стороне); она обращена в православную в 1833 году из иезуитского костела. За нею (по правой стороне улицы) начинается бульварная площадь, которая, простираясь до Большой Садовой улицы, занимает более ¼ десятины. На этой площади разбит небольшой сад, обязанный своим существованием бывшему в 1828—1831 годах губернатору М. Н. Муравьеву и потому именуемый Муравьевским; в нем часто играет музыка и устраиваются по временам другие увеселения, так как лучшее место в Могилеве для гуляний — молодой городской сад (на валу), о котором сказано выше, оберегается еще от устройства в нем развлечений, пока не окрепнет. Вокруг площади расположены большею частью каменные двухэтажные и трехэтажные дома, из которых многие заняты лучшими гостиницами и заезжими домами. Вообще это место есть самое бойкое в городе. На одном из углов площади находится дом дворянства, а возле него, во дворе костел во имя Успения Пресвятой Богородицы, бывший до перевода из Могилева в 1873 г. римско-католической духовной консистории, кафедральным, а ныне приходской. Костел построен в 1692 г. православными гражданами Могилева из кирпича от разобранных самими ими собственных домов, по повелению короля Яна III Собеского, в наказание за убиение помещика Зеньковича. Нижний этаж дворянского дома, каменный, занят лавками русских купцов, верхний — квартирою губернского предводителя дворянства, а во флигеле помещается канцелярия предводителя и дворянское депутатское собрание. В Бозе почивший Государь Император Александр Николаевич, будучи еще наследником престола, в 1839 году, проезжая через Могилев, заболел здесь и пребывал в этом доме около 6 недель. Жизнь его а Могилеве ознаменовалась большими благодеяниями для бедных, которым он приказал раздать от своего имени 20000 руб. ассигнациями, что и было исполнено особой комиссией, казначеем которой состоял И. П. Булай, сообщивший нам это известие. Кроме того, впоследствии генерал-адьютантом Юрьевичем образована при мужской гимназии стипендия из капитала, приносящего ежегодно процентов 250 руб., в память избавления наследника цесаревича от тяжкой болезни. На противоположной стороне Муравьевского сада находится второй приходский костел — Фара, построенный в 1604 г.; при нем дом, в котором помещается банк Могилевского общества взаимного кредита. За бульварной площадью, далее по Днепровскому проспекту, ведущему на Шкловский тракт, встретятся: 1) полусгоревшее громадное каменное здание (имеет в длину 55, а в ширину 18 сажень), которое до пожара 1871 г. служило казармами местных войск; оно выстроено было для манежа (экзерцис-гауса) в 1823 г. во время квартирования здесь 1-й Армии. Здание это после производившейся с 1873 г. переписки предоставлено в январе нынешнего года военным министерством городу, который предполагает возобновить его и приспособить для помещения в целом составе одного из расположенных в Могилеве пехотных полков. 2) Наискось от казарм — кафедральный собор во имя Св. Иосифа Обручника: 3) трехэтажное каменное здание женской гимназии и 4) на конце уже города довольно обширный, каменный, двухэтажный тюремный замок, а за ним так называемые жандармские казармы, тоже двухэтажное каменное здание, пожертвованное городом в 1880 г. под реальное училище.
Большая Садовая улица в начале, от Беклемишевского сквера, довольно узка; некоторые из расположенных здесь домов существуют еще с XVIII столетия. По ней идет непрерывный ряд мелких еврейских лавок в нижних этажах каменных домов; в них ведется торговля преимущественно галантерейными товарами. Большая часть лавок составляют собственность архиерейского дома. Лавки эти, по мере приближения к Муравьевскому саду, становятся чище, обширнее и богаче; сама улица также расширяется и от Муравьевского сада может считаться лучшей в городе по своей ширине, хорошим постройкам, лучшим магазинам и по чистоте и опрятности. Понятно, что она служит жителям города преимущественным местом прогулок, особенно в зимнее время. В ряду исключительно каменных построек в узкой части этой улицы находятся следующие более замечательные каменные здания: 1) архиерейский дом, построенный Преосвященным Георгием Конисским и сохраняющий и по сие время свой старинный стиль; 2) Спасо-Преображенская церковь, внутри двора архиерейского дома, напоминающая своею архитектурой западные церкви. До построения кафедрального собора церковь эта была кафедральной и соборной; в ней похоронен, в числе других архиереев, и Конисский, скончавшийся 13 февраля 1795 г. Во дворе архиерейского дома помещается и духовная консистория. 3) Духовная семинария, рядом с архиерейским домом, здание которой в недавнее время расширено новыми значительными пристройками.
(продолжение публикации см. в следующем выпуске «Могилевской панорамы»)
(Продолжение. Начало в №№ 139, 146)
За Муравьевским садом на правой стороне Большой Садовой встречаются; каменная еврейская синагога, отстроенная купцом Цукерманом на месте великолепного дворца, принадлежавшего митрополиту римско-католических церквей Сестрженцевичу; губернская почтовая контора — обширное здание, в котором помещаются также квартиры управляющего почтовой частью и прочих служащих; мужская гимназия — двухэтажное каменное здание, капитально перестроенное и значительно расширенное в 1878-79 г.; при ней принадлежащий дворянству дом, в котором открыта в 1880 г. общая ученическая квартира для гимназистов. Против гимназии по левой стороне улицы находится деревянная лютеранская церковь.
Днепровский проспект и Большая Садовая улица перпендикулярно пересекаются следующими, считая от Беклемишевского сквера, улицами; Дворянской, Почтовой, торговой площадью, известной под названием Шкловского базара, и Офицерской улицей.
Дворянская улица, направляясь между Муравьевским садом и дворянским собранием, оканчивается в обе стороны вымощенными спусками с возвышенного городского центра. Спуск налево образует Виленскую улицу, ведущую к бывшей почтовой дороге на Вильну. Здесь холмистая местность прорезается речкой Дубровенкой; в конце улицы находятся принадлежащие городу каменные казармы; других же казенных или общественных строений здесь нет, а дома частных лиц в большинстве деревянные. По этой улице на выезде из города находятся кладбища: воскресенское, лютеранское и римско-католическое; они удалены от линии улицы на довольно значительное пространство. Спуск в противоположную сторону, направляясь у подошвы горы «Кастерня», называется этим же именем и ведет на старую Черниговскую улицу, в низменную часть города, именуемую Никольщиной (от Николаевской церкви). Возле этого спуска начинается Малая Садовая улица (бывшая Зеленая), параллельная Большой Садовой. На ней находится табачная фабрика, Николаевский детский приют м напротив него в 1881 году построены, на уступленной мужской гимназий земле, 2 довольно обширных деревянных дома для городского училища и ремесленных при нем классов и третий небольшой дом для квартиры инспектора училища.
На Почтовом улице, идущей мимо дома почтовой конторы, расположен, ближе к Днепровскому проспекту, принадлежащий городу каменный 2-этажный дом с каменными надворными постройками, составляющими пожарный двор, где помещается пожарная команда и полицейское управление 1-й части города; на другом же конце улицы находится весьма красивое деревянное здание центральной фельдшерской школы, построенное в 1874 г., а за ним, лицом к улице, идущей по краю обрыва, образуемого нагорным берегом, тянутся каменные здания богоугодных заведений, при которых имеют помещение; инвалидный дом, центральная повивальная. школа, и лечебница для приходящих. Если наблюдать, стоя над обрывом возле богоугодных заведений, или же, что лучше, на архиерейском валу, то откроется великолепная картина на раскинувшуюся книзу «Никольщину», на Днепр, блестящей лентой извивающийся в равнине, на обширное Московское предместье, вправо за ним на военный лагерь и далее, версты на 3 расстояние, — на Буйиичский монастырь и на Пипенберг — некогда дачу второго белорусского наместника Пассека, занятую впоследствии женским пансионом, преобразованным в 1865 г. в женскую гимназию. Влево — на холмистую местность «Мышаковку», где расположено Николаевское и еврейское кладбища и где вообще вся окрестность утопает в море зелени, Далее за Мышаковкой, расстилается обширное луговое пространство, где несколько раз стояли лагерем русские войска в царствование Алексея Михайловича и Петра Великого. Ширь всей этой местности не только видишь, но и чувствуешь.
Торговая площадь (Шкловский базар) идет за зданиями мужской гимназии и занимает около 3 десятин; опираясь на концы 4-х улиц (Днепровского проспекта, Большой и Малой Садовых и еще незастроенной Запольской), базарная площадь тянется до так называемого Дебрянского оврага, где приютилось бедное, преимущественно христианское, население. Площадь эта, имея по средине ряд деревянных мелочных лавок, служит местом базара в торговые дни недели: среду, пятницу и воскресенье. В эти дни с четырех сторон: Черниговской и Быховской застав, Шклрвской дороги и Мышаковки по утрам тянутся в город вереницы повозочек или саней, запряженных в одну маленькую, но крепкую по росту и сытую лошадку местной породы. Окрестные жители свозят сюда продукты первой необходимости: разного рода хлеб, картофель, кур, гусей, яйца, масло, а также дрова, лес, лыки, деревянную и глиняную посуду, сено и т. п. Число таких возиков доходит в иные воскресные дни, в дни так называемого красного торга, до нескольких тысяч. Вообще по воскресеньям базар бывает особенно многолюдным. Рыночной торговлей здесь заправляют евреи; они преимущественно и прежде других скупают всякие продукты и предметы как для себя, так и для перепродажи. В дни еврейских праздников базары пусты и самые необходимые для обыденной потребности предметы едва можно найти в такие дни и то с немалым трудом, а сам город принимает вид вымершего.
На окраине города от Дебрянского оврага к Днепровскому проспекту тянется Офицерская улица, отличающаяся своей шириной. На ней постройки деревянные, довольно большие и нескученные, с маленькими садами; поэтому воздух там значительно чище. Самый лучший дом на этой улице приспособлен под помещение еврейской больницы, находящейся в ведении приказа общественного призрения. За Офицерской улицей, параллельно ей, проложена по направлению к тюремному замку новая улица (последняя с этой стороны), где выстроено с десяток чистеньких деревянных домов, в которых размещены семейства евреев, потерпевших от обвала горы на Дубровенке в 1879 году.
Из числа отдельных местностей города заслуживает внимание та его часть, которая называется по имени протекающей по ней речки Дубровенки; она наилучше видна с возвышающегося над нею обрывистого вала, возле Воскресенской церкви, где находится биржа ломовых извозчиков. Если вы сколько-нибудь художник в душе, то и здесь, на валу, остановитесь непременно, восторгаясь картинностью местности. Правда, сами жилища Дубровенки по наружному виду не привлекательны, так как это большей частью еврейские бедные и грязные домишки, возле которых не видно никакой растительности, в противоположность христианским участкам, то утопающих в зелени садов или диких деревьев, то окруженных сочными огородами. На Дубровенке вы напрасно стали бы искать правильность в расположении улиц, но эта разбросанность и составляет всю живописность и картинность места, несмотря на ветхость построек и на грязный вблизи вид их. Город тут является словно рассыпанным: неправильные, разнокалиберные постройки то скучиваются, то как будто расползаются по косогорам причудливыми узорами; над ними на господствующих над Дубровенкой высотах, где уже преобладает христианское население и где дома лучше, чище и окружены зеленью садов, красуется Крестовоздвиженская (тоже Борисо-Глебская) церковь с голубым звездообразным куполом. Церковь эта начата постройкой в 1866 г. по исключительному старанию губернатора Беклемишева на суммы процентов сбора с помещичьих имений и окончена в 1869 г.
По окончании этой нагорной местности, почти параллельно текущей под ней Дубровенке, идет в конце построек земляной вал, составлявший в старину второй пояс городских укреплений и называвшийся полевым. Вал этот за Дубровенкой в некоторых местах уже срыт или обрушился в овраги; пересекаясь Виленской улицей, он тянется до Быховской улицы и продолжается по другую сторону ее почти до Днепра, заключая в себя возвышенную над рекой местность (за Успенской церковью), называемую «Самусева гора», где похоронен русский гарнизон, вырезанный Могилевцами в 1661 г. На насыпном холме, под которым покоятся кости убитых солдат, поставлен большой деревянный крест.
(Продолжение в следующем выпуске МП)
(Продолжение. Начало в №№ 139, 146, 173)
Направляясь по валу от Быховской брамы к Днепру, постройки исчезают, местность становится совершенно глухой, но чрезвычайно живописной: по одну сторону вала тянутся бесконечные сады, густо поросшие фруктовыми деревьями и скорее похожие на леса, по другую — глубокие, обрывистые овраги с весьма высокими конусообразными, состоящими большей частью из глины, берегами, то голыми, как скалы, то кое-где покрытыми березовыми зарослями. Картина этой чудной местности поистине достойна кисти художника. Спустившись по Завальной улице к берегу Днепра, вы увидите направо каменную паровую мельницу помещика Жуковского, за которой вплоть до Буйнич пойдут высокие холмы, прорезанные крутыми живописными оврагами, а прямо по ту сторону Днепра — военный лагерь.
Лагерь отведен для четырех полков 16-й пехотной дивизии: Владимирского, Суздальского, Угличского и Казанского и для 16-й артиллерийской бригады. Расположен он в долине левого берега Днепра на плоской, мало возвышенной местности, в 400 саженях от реки, между которой и задним фронтом лагеря простираются заливные луга. Почва земли в лагере песчаная и покрыта довольно крепким дерном. По недостаточности просторного места лагерь построен по прямой, линии только для трех полков: 4-го, 3-го и 2-го; 1-й же Владимирский полк, занимая правый фланг, выдвинут вперед под прямым углом от линии 2-го полка. Возле этого последнего, как и на заднем фланге Владимирского полка, местность низменная и обросшая небольшим и редким кустарником, тянущимся до Киевского шоссе и окаймляющим с одной стороны так называемое Святое озеро, любимое место городских охотников на дупелей и другую болотную птицу. С левой стороны лагеря находится Петро-Павловское кладбище, примыкающее к Московскому предместью. В 100 шагах от переднего фронта, параллельно с ним, проходит небольшая возвышенность с немного пологими скатами в обе стороны, отделяющая лагерь от учебного поля, представляющего весьма обширную ровную плоскость, очень удобную для действий всех трех родов оружия. Между палатками Суздальского и Угличского полков лет 10 тому назад, а в Казанском полку несколько позже, посажены аллеи из молодых берез, которые в двух первых полках уже достаточно разрослись и дают полную возможность солдатам укрываться от солнечных лучей. Место же расположения артиллерийской бригады и Владимирского полка совершенно открыто и без всякой тени, но у владимирцев в последнее время начата также посадка деревьев.
***
Как в 1881 г. обратил на себя всеобщее внимание Данциг, по случаю происшедшего в нем свидания русского и германского императоров, так сто лет тому назад, в 1780 г., взоры всей Европы были обращены на Могилев, где последовало свидание Екатерины II с австрийским императором Иосифом II, прославившимся упразднением крепостного состояния в Богемии, Моравии и Силезии. «Недаром это событие служило предметом весьма деятельной переписки в кругах коронованных лиц, министров и дипломатов», говорит Брикнер в своей статье «Путешествие Императрицы Екатерины в Могилев в 1780 г.».
Считаем не лишенными интереса приводимые ниже подробности, касающиеся пребывания Екатерины и Иосифа в Могилеве.
В феврале 1780 г, было решено, что Их Величества встретятся в Могилеве. Иосиф, путешествовавший всегда инкогнито, писал князю Кауницу 1 марта того года: «Во всех моих поездках я строго держался титула графа Фалькенштейна: выгода этого титула заключается в том, что я освобождаюсь от этикета, церемониала, от празднеств, от почетной стражи, свиты и квартиры. Так со мной обращались во Франции, в Италии и в Германии, и я при этом чувствовал себя хорошо. Я надеюсь, что Ея Величество императрица предоставит мне те же самые выгоды; в особенности же я желал бы никоим образом не беспокоить ее…».
За месяц до путешествия императрицы, когда все было готово, Безбородко в письме к белорусскому намеснику графу 3. Г. Чернышеву, предупредил его: «в иллюминациях и других праздниках Могилевских, ваше сиятельство, постарайтесь избежать постановления имени Ея Величества, учреждая оные так, чтобы могли они сходствовать, например, к доброму согласию государей, утверждаемому персональным знакомством их и происходящему из того благоденствию и тишине для держав их. По словам Ея Величества, ваше сиятельство не дозволите, чтобы тут где-нибудь названием или символом был воспомянут мир Тешенский».
Находясь в пути, императрица 22 мая писала из Сенно (тогда еще местечко) князю Потемкину, бывшему уже в Могилеве: «Буду ночевать завтра в Шилове, а в воскресенье приеду к обедни в Могилев; только тут не знаю как выгоднее будет условиться о свидании без людей, ибо как приеду из обедни, тут люди ко мне повалят; опять отложить до послеобеда не учтиво будет, разве пока все люди со мной на обедни будут, не пожалует ли ко мне, дабы войдя во внутренние покои, то есть перед спальней, уже бы тут его нашли, но только, если будет лучше найдешь способ, то уведоми меня, но кажется и так ловко быть может». 24 мая, уехав из Шилова поутру в 8 часов, Екатерина прибыла в Могилев, где уже ожидал ее граф Фалькенштейн, приехавший двумя или тремя днями ранее (квартира ему отведена была, как говорит Добрынин, в каменном 2-этажном доме гражданина Оноско, которого Иосиф в одном из своих писем назвал польским купцом).
В письме из Могилева к матери своей Марии Терезии Иосиф, до встречи с императрицей, писал между прочим: «город построен скверно, дома деревянные, улицы грязны… Скоро после моего приезда прибыли из Полоцка граф Кобенцель и Потемкин. Потемкин желал меня видеть и передать мне собственноручное письмо от императрицы. Я счел нужным тотчас же ответить на оное…
Я обедал у себя дома с Кобенцелем и моими господами.
Я никого не принимаю; тем особам, которые записываются у моих дверей, я посылаю визитные карточки. Так как я однако принял Потемкина, я был и у него; он меня повел в греческую церковь, где пели мотет. Музыканты придворные мне казались хорошими, особенно басисты; они похожи на капеллу папы… Императрица через него (через Потемкина) дала мне знать, что не желает видеть меня впервые в толпе; но так как она везде совершает торжественный выезд при всей публике, причем все дворяне встречают ее верхом, и она каждый раз останавливается у собора, она мне предложила около времени окончания богослужения отправиться в деревянный, нарочно для нее построенный большой дом, чтобы она тотчас же после обедни могла видеть меня там наедине и частным образом; до этого я ее увижу во время торжественного въезда. Я отправляюсь в ее дворец, где буду ей представлен кн. Потемкиным, так как он в эту неделю исполняет должность генерал-адъютанта; затем она, как я полагаю, выйдет ко всем другим людям. Я не хотел здесь побывать ни в лагере, ни на оперных репетициях; мне казалось, что лучше ждать главного предмета».
На устроенных для встречи императрицы триумфаль ных воротах (они были деревянные, выкрашенные) сделаны были золотыми буквами надписи: с означением времени приезда римскими цифрами.
(Продолжение в следующем номере)
(Продолжение. Начало в №№ 139, 146, 173, 178)
О первом своем свидании с императрицей Иосиф писал к матери: «Около 10 часов был въезд Ея Величества, который я смотрел во фраке. Въезд был великолепен; вся польская знать верхом, гусары, кирасиры, многие генералы, окружавшие карету, наконец, в двухместной карете она сама с камер-фрейлиною Энгельгард. За нею множество карет. Между тем как она в соборе слушала литургию, я переоделся в мундир. Потемкин повел меня ко двору, где я в покоях Ея Величества ждал ея прихода из церкви. Как скоро она вошла, я хотел поцеловать у нея руку, она меня обняла. Беседа продолжалась лишь минуту; затем она удалилась в свою комнату; когда она вышла оттуда, мои господа были представлены ей и был общий разговор; говорили о неважных предметах, но с остроумием и любезностью. Затем все пошли обедать; было 50 кувертов: я имел честь сидеть возле нее; говорили о разных предметах. Наконец она удалилась в свои покои, и я возвратился домой в 6 часов. Ея Величество будет принимать сегодня, и я отправлюсь к ней; пока я сделаю несколько визитов».
После этого первого свидания с Иосифом императрица писала о нем к великому князю Павлу Петровичу и его супруге: «Он охотник говорить и учен; заметно у него стремление к простоте в общении. Не видав его, нельзя составить себе верного понятия о сей личности, ибо портреты его весьма несовершенны». Далее в этом же письме заключается: «Боже мой! что здесь за жара! как я вспотела! Все говорят, что я отлично умею переносить ее и что незаметно, чтобы я чем-либо затруднялась. Я очень рада, что графиня Чернышева приказала приготовить ванну рядом со спальнею моей; я намерена окунуться в ней завтра же. Граф Фалькенштейн отпускал мне самые изящные комплименты, и я старалась как можно лучше отвечать ему; мне кажется, что я по этой части весьма не ловка».
В дневной записке, веденной Безбородко, о путешествии императрицы сказано, что вечером того же дня у генерал-губернатора был бал, на коем присутствовал граф Фалькенштейн. Иллюминация, приготовленная к этому случаю, не состоялась, «за дождем оная действия иметь не могла». На другой день (25 мая) императрица в письме к барону Гримму также указывает на дурную погоду в день ее приезда. «Вчера мы (с Иосифом) целый день провели вместе… Целый день шел дождь, заставивший нас провести вечер вместе, точно как бы в зимнее время года». Того же числа после обеда Екатерина писала своим «детям» об Иосифе: «При нем состоят граф Броун и три офицера. Он кушает только раз в сутки, ложится и встает рано, в пище не брезглив и пьет одну воду; два дня он обедал со мною и хотя поставлен был ему прибор с правой стороны от меня, он сел однако с левой…». И далее: «Погода отвратительная, и за отсутствием дождя подувает холодный ветер… Здесь бездна народу и с каждым часом наезжают вновь»…
25 мая Екатерина утром принимала епископа Могилевского, Преосвященного Георгия Конисского, и епископа Белорусского католических церквей Сестрженцевича-Богуша с канониками и др. духовными лицами. Оба епископа говорили приветственные речи. Затем генерал-губернатор представил императрице присутствующих в наместническом правлении и пр. Вечером в доме генерал-губернатора давали итальянскую оперу. Затем был бал и ужин. Почти то же самое происходило и 26 мая, и в следующие дни.
Иосиф ежедневно обедал вместе с императрицей. Вечером танцевали, 27 мая давали оперу, а затем был маскарад. 28 мая был концерт; 29 давали оперу.
«27 мая императрица, как сказано в дневной записке, в сопровождении графа Фалькенштейна и знатнейших приезжих персон удостоила высочайшего посещения Наместническое правление и Палаты. Во время высочайшего шествия играла музыка на Магистратской башне и на площади; из присутственных мест ее императорское величество изволила следовать в Кармелитский монастырь, в коем совершал службу господин епископ Белорусский католицких церквей Станислав Сестрженцевич с собором, причем вокальная и инструментальная двора ее императорского величества музыка, вместе с органами, хор составляла». После обеда происходило учение в лагере в присутствии Иосифа II. На другой день Екатерина и Иосиф посетили Братский Богоявленский монастырь, в коем совершал божественную литургию преосвященный Георгий Конисский.
Добрынин, упоминая в своих записках о театральных представлениях, о воинских маневрах, об иллюминациях, пишет далее: «А евреи воздвигнули среди площади, между фестонами из ельника и пирамидами, оркестр с надписью со входа: торжествуем, якоже во время Соломона, где и играли на разных инструментах, попеременно почти денно и ночно».
30 мая императрица писала к Павлу Петровичу и Марии Федоровне: «Сегодня, после обеда я отъезжаю в Шклов с графом Фалькенштейном; но до отъезда мы заложим вместе каменную церковь, на которой будет надпись в память нашего свидания, явления действительно редкого. Я смеючись говорю, что как мы уже поедем вместе в шестиместной карете, то про нас скажут, что везут диковины».
По словам Добрынина, выезд государыни из Могилева был при колокольном звоне и пушечной пальбе. С государыней а карете сели: император, министр его граф Кобенцель, придворная дама графиня Браницкая, сестра князя Потемкина, А. Д. Ланской и Л. А. Нарышкин.
На пути из Шклов а к Смоленску Безбородко писал Воронцову из м. Лядов 1 июня: «Время наше проводили мы в Могилеве весело, почти во всегдашнем угаре от забав».
В октябре того же года Екатерина в письме к Гримму об Иосифе добавила: «Свидание в Могилеве имело полнейший успех; однажды мы смеялись и шутили пять часов сряду, и я ему сказала: между тем как вся Европа хочет знать, о чем мы говорим, вот как мы забавляемся. Ему кажется здесь понравилось».
***
Каждому новому посетителю Могилева можно посоветовать сделать, по крайней мере, следующие пять осмотров: 1) взойти на башню городской ратуши, чтобы осмотреть город с Днепром и его окрестностями с птичьего полета, как это сделал австрийский император Иосиф II во время своего пребывания в Могилеве з 1780 году; 2) побывать в Иосифовском соборе и осмотреть замечательную а нем живопись иконостаса; 3) зайти в Братский монастырь и осмотреть обширный, величественный храм Богоявления; 4) осмотреть помещающийся в здании губернского архива небольшой музей и 5) прогуляться в молодом городском саду, вид с которого на предместья, Днепр и окрестности очарователен.
Собор во имя Св. Иосифа Обручника заложен собственноручно императрицею Екатериной II и австрийским императором Иосифом II в память знаменитого свидания, о котором выше подробно сказано. Построен он в греческом стиле, по плану Н. А. Львова, секретаря коллегии иностранных дел; постройка окончена через 18 лет после заложения, как видно из записок Добрынина, упоминающего, между прочим, что «Иосиф взаимно у себя заложил и сделал церковь во имя Св. Екатерины», Позже собор сделан теплым.
(Продолжение в следующем номере)
(Продолжение. Начало в №№ 139, 146, 173, 178, 179)
В главном фасаде церкви (с западной стороны) находится портик о 6 колоннах; в нем над входной дверью укреплена медная, овальной формы, доска, со следующей надписью, вырезанной золотыми буквами, как в том повелела Екатерина Великая: «Во славу Бога Единого Всемогущего на память Знаменитого Свидания Екатерины второй Императрицы и самодержицы всероссийской и Иосифа второго Императора Римского основан Храм сей Святого Иосифа в Губернском городе Могилеве в присутствии Обоих их Императорских Величеств Майя 30 дня в лето от создания мира 7288 от Рождества Христова 1780. Царствования Её Императорского Величества в восьмое на десять. При пастырстве Первосвященного Георгия Епископа Могилевского и при Управлении белорусскими наместничествами Генерала-Фельдмаршала и Государева намесника Графа Захара Григорьевича Чернышева». Внутри весь собор отделан фальшивым мрамором; купол состоит из двух сводов, один над другим; верхний возвышается над нижним до 4 аршин. На верхнем своде в середине нарисован Св. Дух, окруженный Херувимами, в сиянии и облаках, а ниже, между окон, — Апостолы. Чтобы все эти рисунки были видны из храма, в нижнем своде оставлены значительные просветы против каждого рисунка. Построение нижнего свода замечательно тем, что при двенадцати полукруглых отверстиях против фигур Апостолов и при ширине до 4 аршин среднего круглого отверстия против рисунка Св. Духа (так что сводного замка нет), свод этот кирпичный, толщиною в полкирпича. Рисунки на своде хорошо освещаются окнами в стенах фонаря, но окна снизу мало заметны; такая конструкция купола представляет чрезвычайно красивый и эффектный вид. Над престолом устроена прекрасная сень о 8 колонках с куполом, в вершине которого поставлена очень хорошая лепная фигура воскресшего Спасителя; верх сени и фигура Спасителя видны из храма через низкий иконостас. Иконостас с колонками отделан под фальш-мрамор; иконы рисованы на медных досках (на царских вратах — Благовещение Пресвятой Богородицы, справа врат: Иисус Христос, Иосиф Обручник и на дверях Архангел Михаил; слева — Божья Матерь, Великомученица Екатерина и на дверях Архангел Гавриил); живопись превосходная, известного профессора Боровиковского, написавшего эти иконы по заказу Государыни Екатерины; царские врата массивные, литые, из позолоченной меди. Вообще этот храм чистой классической архитектуры; жаль только, что невелик: длина его, без выступающего портика, до 36 аршин.
Наибольшую драгоценность собора составляют: 1) частица от Животворящего Креста Господня и частицы мощей Св. Иосифа Обручника и Великомученика Пантелеймона; святыни эти принесены с Афонской горы в 1866 г. и хранятся в кивоте с левой стороны храма; и 2) икона Казанской Божьей Матери, присланная в дар Иосифовскому ; собору покойным Государем Императором Александром І Николаевичем в 1867 году; она лежит на бсобом аналое подле местной иконы Богоматери. В соборе возле последних колонн справа и слева хранятся знамена Могилевского ополчения, бывшего во время Севастопольской кампании.
При Иосифовском соборе состоит малая каменная церковь во имя Казанской Божьей Матери, перестроенная из принадлежавшего собору дома и в 1881 г. заново внутри отделанная.
Богоявленский Братский монастырь основан в 1620 г. Могилевским православным Крестоносным братством на земле, подаренной в 1619 г. князем Огинским, еще верным в то время сыном православной церкви. Главный храм Богоявления, начатый строиться в 1633 г., после окончания был торжественно освящен 1 августа 1636 г. Могилевским епископом Сильвестром Коссовым; а через несколько лет построена, иждивением братства, теплая каменная церковь во имя Иоанна Богослова, при коей в 1669 г. учреждено было особое младшее братство. Наружный вид храма — смешанного итальянского стиля XVI века. Обширная его внутренность поддерживается восемью толстыми четырехугольными колоннами, над которыми, вроде хоров, устроен второй этаж, открытый к нижнему полукруглыми окнами. Иконостас возвышенный, в греческом вкусе с хорошею резною работой и живописью; вся резьба иконостаса вызолочена червонным золотом.
Храм этот первоначально вмещал в себя три придела: главный во имя Богоявления, по правую сторону — во имя сошествия Св. Духа и по левую — во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Впоследствии бывшими Могилевскими войтами Коробаньками, около 1750 г., пристроен четвертый придел, с левой стороны, во имя преподобного Феодосия Печерского, в котором под полом похоронены многие из семей Коробаньков; ими же пристроен и большой притвор к храму.
Братская колокольня состоит из 4-х ярусов м составляет самое высокое здание в Могилеве; она начата постройкой в 1657 году; впрочем фундамент был несколько возведен еще до того, но во время осады Могилева в 1655 году Литовским гетманом князем Радзивиллом разобоан для обороны.
Относительно материальных средств существования и управления, Братский монастырь, как основанный гражданами города Могилева, находился с самого своего основания в полной и непосредственной зависимости от братства, состоявшего из городских граждан и знатных землевладельцев Могилевского края; местные же архиереи до 1772 г. не имели на него никакого влияния, кроме права рукополагать выбранных гражданами священнослужителей. В 1828 г., вследствие ходатайства архимандрита Гавриила (но не братчиков), монастырь изъят из ведения граждан и, по Высочайшему повелению, возведен на степень второклассного монастыря, с назначением на его содержание и штатного оклада. Главной причиной отчуждения монастыря было прекращение гражданами вкладов, которые они, по древнему своему постановлению, ежегодно должны были вносить, в качестве братчиков, на содержание братской обители. В 1842 г. Богоявленский монастырь возведен на степень первоклассного.
Главную святыню монастыря составляют: часть мощей — кость с нетленным телом от руки преподобного Афанасия Афонского, принесенная с Афонской горы (хранится в серебряном позолоченном кресте, который находится в правом приделе холодной Богоявленской церкви на аналое перед алтарем, с правой стороны), и чудотворная икона Божьей Матери, весьма чтимая народом. Относительно этой иконы местный летописец Трубницкий записал два случая, в которых она проявила чудодейственную силу. Не лишним считаем поместить здесь рассказ об этом. Первый случай, в котором Небесная Заступница в первый раз самым очевидным и разительным образом явила Могилеву свою дивную помощь, был в 1655 году. В феврале того года Литовский гетман Радзивилл с многочисленным войском подступил к Могилеву, чтобы ( отомстить жителям за сдачу города царю Алексею Михайловичу и подчинить их снова власти короля. Опустошив предместья и захватив в плен оставшихся в них жителей, Радзивилл обложил войском своим внутренний городской вал и осадил заключившихся в нем граждан и небольшой русский отряд, под начальством полковника Поклонского.
(Продолжение следует)
(Продолжение. Начало в № № 139, 146, 173, 178, 179, 180)
Мало успевая силою, он прибегнул наконец к хитрости: в разных местах велел сделать подкопы и в каждый положил несколько бочек пороху, чтобы взорвать город. Горсть осажденных ничего не могла успеть против врага упорного и многочисленного, и гибель была неизбежна. Но чего не могла сделать физическая сила, то произвела сила молитвы: бедная престарелая вдова пекарка, сокрушаясь о неминуемой гибели города, пала в пламенной молитве перед находившейся в ее убогой хижине иконой Божьей Матери, и усердная заступница не замедлила явить свою помощь: показавшиеся на иконе слезы были очевидным знамением этого. Вдруг осажденные увидели большое смятение в неприятельском войске: приготовляемая городу гибель обратилась на самих врагов, которых множество погибло от взорвавшихся мин. Устрашенный этим явлением и слыша о быстро приближающемся на помощь Могилеву русском войске, Радзивилл немедленно отступил от торжествующего города. Это случилось 19 марта 1655 года. Чудодейственная икона скоро после этого перенесена в Братский монастырь, в котором с тех пор ежегодно, 19 марта, празднуется память этого явления; а на месте, где была хижина вдовы, поставлена часовня. Она стояла около 150 лет, и к ней 19 марта и в день Преполовения ежегодно совершался крестный ход из монастыря.
Другой случай был в 1708 году: князь Меншиков во время шведской войны, живя в Могилеве, задумал отомстить жителям за их измену России в 1661-г. Эта мысль нигде не покидала его; однажды, придя на литургию в Братский монастырь, он остановился перед чудотворной иконой и пред престолом вечной всеобъемлющей и беспредельной любви, перед лицом премилосердной Царицы и Матери всех христиан, не о любви и мире помышлял, а обдумывал план своей мести. Но Матерь Божья посрамила его жестокость: в то самое, может быть, мгновение, как придумывал самое жестокое средство к отомщению, Меншиков обомлел и упал. С тех пор он оставил всякую мысль о мести и, как бы стыдясь смотреть на чудотворный образ, свидетеля его неправедных дум, перестал ходить в Братскую церковь и ходил уже в Спасскую.
Основанию Могилевского музея положено начало в конце 1867 г. благодаря содействию и особенно заботливости действительного члена и секретаря губернского статистического комитета Биппена. С того времени по 1878 г. музей находился в незавидном состоянии. В последние годы на приведение его в надлежащее устройство обращено особенное внимание, и он начал пополняться различными предметами, способствующими всестороннему изучению губернии и производительных ее сил, а также составляющими историческую редкость. В музее теперь находятся разные образцы произведений сельского хозяйства, сельской и кустарной промышленности, образцы местных производств: ремесленного, фабричного и заводского; кроме того, имеются отделы естественный и исторический.
Из предметов исторического отдела, поступивших в музей в 1881 г. обращают на себя внимание: 1) сани Наполеона I, покинутые им во время бегства из Москвы в 1812 г., в имении княгини Любомирской Дубровне.
2) Деревянная балка, взятая из небольшой хижины, доныне стоящей в г. Копыси на берегу Днепра, в которой пребывал император Петр I во время производства под этим городом оборонительных укреплений в защиту от наступавшей шведской армии. На балке этой, замечательной чистотою и фигурностью столярной работы, вырезана следующая надпись, характеризующая тогдашнее благочестие домохозяев: «Благослови Господи дом сей и всех живущих в нем. 1696».
3) Большое резное золоченое кресло, обитое дорогой парчой, с изображением на сиденье и обеих сторонах спинки государственного герба с вензелем Императрицы Екатерины II. Это кресло служило в зале наместнического дома троном, с которого наместники принимали поздравления в высокоторжественные дни.
4) Грамота короля Сигизмунда III 1606 г., на пергаменте,: на польском языке, собственноручно им подписанная, которой утверждается фундуш (наданье), пожалованный Литовским канцлером князем Львом Сапегою устроенному им в своем местечке Черее костелу Св. Архангела Михаила.
* * *
Состояние г. Могилева в отношении благоустройства, образованности и наружного вида довольно улучшалось за последнее время, несмотря на постепенный упадок в нем промышленности и торговли, обусловливаемый отсутствием железной дороги и происшедшим вследствие этого отдалением от него всякого жизненного движения.
Возникшее в 1872 г. стремление к улучшению внешних гигиенических условий жизни городов губернии привело к убеждению в необходимости устройства в Могилеве водопровода для более удобного снабжения нагорных жителей водой — этим необходимым для существования и для защиты от пожаров элементом первейшей потребности. Изыскивались и обсуждались различные меры и способы для осуществления этого предложения, и в 1874 г. дело было завершено. Между бывшей городской думой и двумя коммерсантами состоялось в январе 1875 г. окончательное соглашение по этому предмету; но по случаю введения в Могилеве, в начале 1876 г., Городового Положения, дело было отложено, а затем приведено в исполнение уже при новом городском управлении, и с 1873 г., посредством устроенного одним из договорившихся коммерсантов водопровода, город пользуется чистой днепровской водой.
В течение последних десяти лет, кроме сооружения водопровода и устройства новой улицы, о которой уже выше сказано, в отношении благоустройства города, исполнены, между прочим, следующие предположения: 1) На отпущенные из подлежащих ведомств суммы значительно расширены здания мужской и женской гимназий и духовной семинарии, с устройством домовой церкви при мужской гимназии. 2) На средства, пожертвованные дворянством, устроена при мужской гимназии общая ученическая квартира. 3) На суммы приказа общественного призрения сделана каменная пристройка к одному из зданий богоугодных заведений, для помещения аптеки и лаборатории. 4) На суммы еврейского общества капитально перестроено здание еврейской больницы. 5) На суммы земского собора трех смежных губерний устроена центральная фельдшерская школа. 6) Часть на городские, а часть на казенные средства построены три дома для городского училища с ремесленными при нем классами. 7) На суммы, собранные путем подписки, а частью отпущенные городом, разбит на городском валу, месте до того пустопорожнем, описанный уже сад для общественного гулянья. 8) Распланированы и открыты положенные по плану города Подвальная и Покровская улицы, а находившиеся в городе среди жилых построек кузницы перенесены к окраинам города. 9) Вымощены во многих местах города второстепенные улицы, а тротуары сделаны досчатые. 10) Введена пневматическая очистка нечистот. 11) Крутой спуск к Днепру, идущий от городской Ратуши, представлял чрезвычайно затруднительный подъем при перевозке тяжестей, особенно во время зимней гололедицы; теперь он выравнен, благодаря сделанным вырезкам верхних частей и огромным насыпям нижних. 12) Во всех частях города усилено уличное освещение. 13) Проведен электрический звонок из пожарного депо к водопроводному зданию и устроено между ними телефонное сообщение.
(Продолжение следует)
(Продолжение. Начало в №№ 139, 146, 173, 178—180, 182)
За этот десятилетний период выстроено частных домов: в 1-й масти города 14 каменных и 76 деревянных, во второй части 1 каменный и 170 деревянных и в 3-й части каменный пивоваренный завод и при нем такой же погреб для склада пива, один каменный двухэтажный дом, каменное здание с амбаром для обработки и склада пеньки и 50 деревянных домов.
Могилеву недостает здания для театра. На постройку его собрано до 4000 руб., хранящихся депозитом канцелярии губернатора в банковом учреждении на 7%, впредь до изыскания остальных необходимых сумм.
В настоящее время в Могилеве домов: каменных 263 (из них принадлежит христианам 92 и евреям 171), деревянных 3243 (принадлежащих христианам 2310 и евреям 933); домовладельцев 2371, из них христиан 1509 и евреев 862.
Лавок, составляющих отдельные от домов строения: каменных 143 и деревянных 351; магазинов для склада товаров: каменных 6 и деревянных 7.
Церквей православных: каменных 21 и деревянных 8; из числа каменных: соборная 1, приходских 7, приписная к соборной 1, приписных к приходским 5, монастырских 4, при мужской гимназии 1, при духовном училище 1 и при тюремном замке 1; в числе деревянных: приписных к приходским 2, кладбищенских 5 и при богоугодных взведениях 1.
Костелов римско-католических 3, из них — два каменных приходских и один деревянный кладбищенский.
Евангелическо-лютеранская церковь деревянная 1.
Еврейских синагог 2 и молитвенных школ 36, из числа их каменных 13.
Всех учебных заведений в городе, не считая детского приюта, 15; именно: мужская и женская гимназии, духовная семинария, духовное училище, центральная фельдшерская и центральная повивальная школы, городское училище с ремесленными классами; приходские училища: мужское с ремесленным отделением, и женское; мужское и женское еврейские народные училища; 4-классное женское училище, женская одноклассная подготовительная школа, 3-классное еврейское женское училище и элементарная одноклассная школа русской грамотности для бедных еврейских девочек. Еврейских хедеров 44.
Библиотек, доступных обществу 4: Публичная, при Собрании (клубе) и две частных, из которых при одной устроен кабинет для чтения; типографий 3: одна при губернском правлении и 2 частных, фотографий 3.
Жителей в городе к 1880 году числилось 20735 душ мужского и 19801 женского пола; в том числе православных 10824 мужчины и 9918 женщин, католиков 1290 мужчин и 1293 женщины, лютеран 122 мужчины и 51 женщина и евреев 8499 мужчин и 8539 женщин.
Благотворительные учреждения в гор. Могилеве.
Печерская богадельня. Во время воссоединения Белоруссии в 1772 г. существовало в Могилевской губернии 42 богадельни, основанные и поддерживаемые православными братствами и латинскими монашескими орденами (как видно из дневной записки Безбородко о путешествии императрицы Екатерины в Могилев в 1780 г. и из уставов церковных братств и монашеских орденов). В начале нынешнего столетия в Могилеве уже была городская богадельня на 80 человек и помещалась в деревянном доме на месте нынешних богоугодных заведений. В 1812 г. занимаемый богадельней дом был опустошен французами, а в 1815 г. он приведен в надлежащее устройство, передан в ведение приказа общественного призрения, и богадельня была вновь открыта на то же число людей. Впоследствии по штату 1858 г. число призреваемых — было увеличено до 200 человек обоего пола: 100 мужчин и 100 женщин. В 1862 г. приказ приобрел от инженерного ведомства в селе Печерск, в 4 верстах от Могилева, земельный участок в 100 десятин, с двумя каменными двухэтажными корпусами и каменным зданием для разных складов, и с того времени в этих зданиях помещается богадельня; мужское отделение в одном доме, а женское — в другом. Часть принадлежавшей богадельне земли продана частным лицам, и потому ныне при ней состоит всего земли около 9 десятин, из которых более 7 десятин занимает парк. За последние 10 лет в Печерской богодельне призревалось, средним числом, в год: мужчин 79 и женщин 124; средний годовой расход на содержание ее за это время составлял 10791 рубль, прихода же было 2114 рублей в год.
Инвалидный дом. В 1822 году приказ общественного призрения приобрел от помещицы Могилевского уезда, жены коллежского советника А. О. Паскевич, урожденной Коробаньковой, двухэтажный каменный дом, прилегавший к бывшей городской богадельне и занимавший с садом около 2 десятин земли. В этом доме и помещаются до настоящего времени инвалиды. Инвалидный дом учрежден в 1842 г. на 30 человек; за последние 10 лет в нем приспевалось ежегодно, средним числом, 24 инвалида. Содержание этого заведения обошлось приказу за это время, средним числом, 1571 рубль в год; годовой же приход то инвалидному дому составлял лишь 259 рублей.
Сиротский дом учрежден в 1842 г. на 30 мальчиков и 15 девочек. Он состоит в ведении приказа общественного призрения и содержится на его средства; собственного здания не имеет, а помещается в наемном доме, за который в настоящее время платится аренды 1000 рублей г в год. Туда поступают бесплатно на призрение сироты, от 7 до 10-летнего возраста включительно, из детей местных чиновников, канцелярских служителей, а также местных купцов, мещан, цеховых и вообще лиц свободного состояния; дети эти остаются в заведении не далее 13-летнего возраста. За последние 10 лет в сиротский дом призревалось, средним числом, в год: мальчиков 31 и девочек 20; средний годовой расход за это время на содержание заведения составлял 6539 рублей.
Еврейская богадельня учреждена в 1830 г. на 20 кро ватей; содержится на счет сумм еврейского коробочного сбора, но состоит в ведении приказа. Она помещена первоначально в строениях богоугодных заведений приказа, потом в наемных частных домах, и, наконец, с 1868 г. находится при еврейской больнице в доме, подаренном купцами Эдельманом, Шуром, Цукерманом и Ратнером (на Офицерской улице). За последние 10 лет в ней призревалось, средним числом, в год: мужчин 16 и женщин 8; средний годовой расход по содержанию заведения составлял 1761 рубль.
Из частных богаделен в Могилеве осталось 7; из них одна для евреев, содержимая на средства еврейского общества, а остальные для христиан находятся при церквях: Воскресенской, Соборно-кладбищенской, Успенской, Петро-Павловской, Николаевской и при римско-католическом Успенском костеле (бывшем кафедральном) и содержатся на пожертвования прихожан и других боготворителей. Во всех этих богадельнях призревается дряхлых и увечных 72 лица обоего пола.
Могилевское женское благотворительное общество в 1860 г. Оно имеет целью посильно помочь бедным жителям г. Могилеве, особенно семействам неимущих офицеров и чиновников, не приобревших право на пенсию, а также доставление средств для возвращения на родину семействам, прибывшим в Могилев из других мест и подвергшимся каким-либо несчастьям.
(Продолжение следует)
(Продолжение. Начало в №№ 139, 146, 173, 178—180, 182, 186)
Средства общества заключаются в годичных денежных взносах членов, во всякого рода добровольных приношениях как деньгами, так и вещами и припасами и в сборе с устраиваемых в пользу общества одной ежегодно лотереи, спектаклей, концертов и т. п. Годовой оборот сумм общества за последние 10 лет, средним числом, выражается в следующих цифрах: приход 3292 рубля и расход 3035 рублей.
К 1872 году в комитете общества было всего денежных средств процентными бумагами и наличными деньгами 150 р. 64 коп.; к 1 января 1881 года образовался неприкосновенный капитал в 2800 рублей, проценты с которого употребляются на текущие расходы.
Делами общества заведывает комитет, состоящий из председательницы, пяти членов — распорядительниц и секретаря.
Общество Красного Креста. Местное управление Российского Общества Красного Креста учреждено в г. Могилеве 23 ноября 1876 года, накануне последней восточной войны, за освобождение балканских славян.
С начала основания управление преследовало общую цель, предначертанную в уставе общества, содействием, во время войны военной администрации в уходе за ранеными и больными воинами и доставкой им как врачебной, так и всякого рода помощи. Содействие это выразилось в подготовке и отправлении в действующую армию сестер милосердия; в устройстве 2-х лазаретов на 63 кровати в расположенных при железных дорогах городах Гомеле и Орше, для пользования раненых и больных воинов; в заготовлении и отправке теплой одежды для них и необходимых перевязочных и санитарных принадлежностей и в выдаче пособий раненым и семействам убитых воинских чинов. С прекращением военных действий управление, продолжая заботиться об увеличении денежных средств общества и об облегчении положения страждущих воинов и семейств их, расширило свою деятельность на пользу и прочего населения губернии, являясь со своей помощью в случаях общественных бедствий, как: градобития, пожары и проч.
Средства управления составляются из ежегодных денежных взносов членов общества и единовременных пожертвований деньгами, вещами и всякого рода имуществом. Движение сумм в Могилевском местном управлении С 1877 по 1881 г. было следующее:
поступило 31295 р. 11 ½ к.,
израсходовано 18286 р. 68 к.,
осталось 13008 р. 43 ½ к.
Местное управление состоит из председателя, товарища председателя, казначея, делопроизводителя и 8 членов.
Затем не лишним будет сказать о Могилевском обществе сельского хозяйства. Оно учреждено в 1879 г. с целью содействовать улучшению и развитию сельского хозяйства в Могилевской губернии. Поэтому к занятиям общества относятся:
1) рассуждение и беседы о сельскохозяйственных вопросах;
2) исследование условий, в которых находится сельское хозяйство в губернии;
3) изыскание наивыгоднейших способов ведения сельского хозяйства в губернии;
4) распространение в среде местных землевладельцев полезных сельскохозяйственных сведений;
5) изыскание способов к улучшению местного скотоводства;
6) изыскание способов к приобретению хорошего качества семян, земледельческих орудий и других сельскохозяйственных предметов;
7) содействие хозяевам к наивыгоднейшей продаже сельскохозяйственных продуктов;
8) посредничество в отыскании управляющих, приказчиков, экономов, садовников, арендаторов имений и других тому подобных лиц.
Средства общества состоят в настоящее время лишь из годичных денежных взносов действительных членов.
К 1880 году приход сумм общества составлял 1651 рубль 50 коп., в течение 1880 г. израсходовано 375 р. 61 к., затем к 1 января 1881 года состояло налицо 1275 р. 89 к.
Общество имеет в гг. Могилеве и Орше склады сельскохозяйственных машин, орудий и семян. Предметы из этих складов продаются хозяевам без всякого барыша, по той цене, в которую обходится обществу покупка и доставка их.
Делами общества заведывает совет, состоящий из председателя, трех членов, секретаря и казначея.
Примечание. В сентябре 1881 года утвержден устав Могилевского общества помощи бедным воспитанницам местной женской гимназии.
Занятие и промышленность жителей гор. Могилева.
Христианское население города, за исключением привилегированного класса, занимается по преимуществу: огородничеством, садоводством, рыболовством, выделкою кож, конопляного масла, глиняной посуды и некоторыми ремеслами. Торговля же, как и большая часть ремесел, сосредоточивается исключительно в руках евреев.
Огородничество. Удобной огородной земли считается в городе до 300 десятин. Прибрежные местности 2-й и 3-й частей города, заливаемые водой во время весеннего разлива р. Днепра, представляют хорошо удобренную почву, на которой с успехом растет капуста и огурцы. Капусты ежегодно продается до 20000 пудов, на сумму 5000 руб., огурцов на 7000 рублей, считая копу (60 штук) от 5 до 15 коп.; продажа остальных овощей: картофеля, свеклы, моркови, репы, редьки, редиса, петрушки, лука, и т. п. простирается до 15000 рублей.
Садоводство. В городе считается до 100 десятин земли, засаженной фруктовыми деревьями (яблоки, груши, сливы, вишни) и кустами; доходность с этих и других, средним числом, достигает 20000 рублей. Яблоки и груши, продаваемые на пуды (от 80 к. до 1 руб. 25 к.), вывозятся частью в Смоленск, Москву, Витебск, и Псков, а частью расходятся на месте.
Рыбная ловля. Ловлею рыбы занимаются до 70 человек ежегодно в течение 30 недель; причем добывается от 1500 до 2000 пудов разной рыбы, считая среднюю цену в 4 руб. пуд, на сумму около 8000 руб. Почти все эти рыболовы с наступлением зимнего времени занимаются выделкой простых роговых гребней, производство которых, при продаже на месте от 3 до 7 коп. за штуку, доставляет им до 3000 руб. дохода; нужный материал (рога) приобретается ими в Могилеве у мясников и скотопромышленников.
Выделка кож. Выделка сырых кож была одним из старейших по времени ремесел в Могилеве и составляла предмет даже заграничной торговли. В настоящее время ею занимаются до 300 человек (и обрабатываются свыше 33000 кож. За выделку каждой кожи по заказу кожевник получает по 1 рублю: из этой суммы ему остается чистого заработка от 30 до 50 копеек.
Чемоданное мастерство. Приготовлением чемоданов занимаются, преимущественно в зимнее время, местные мещане-христиане, которых всего три мастера; летом они промышляют съемом садов, огородов, лугов. Оборот всего производства доходит до 1600 рублей.
(Окончание следует)