Искусство, молодость, эксперимент…

Салеев, В. Искусство, молодость, эксперимент… / Вадим Салеев // Беларуская думка. — 2010. — № 8. — С. 92-99. 

В 2010 году исполнилось 5 лет со дня проведения первого театрального молодежного фестиваля «М.@RT.КОНТАКТ».

Конкурсный фэст, зародившийся еще в «лихие» 90-е на базе Гродненского драматического театра, впоследствии перекочевал в Могилев.

Предшественниками форума можно считать смотры «Надзея», на которых театральная общественность страны впервые познакомилась со многими дебютантами, ставшими впоследствии довольно известными на отечественной сцене. Это С. Зеленковская, П. Молчанов, Н. Башева, А. Кизино, Н. Горбатенко и другие.

Открывая новую страницу в театральной жизни страны, в 2005 году гродненскую эстафету принял Могилевский областной драматический театр, выступив организатором первого молодежного форума «M.@RT.контакт». Форум заместил собой сразу два фэста – гродненский молодежный смотр «Надзея», канувший в небытие в начале 2000-х годов, и фестиваль малых форм «Маладзечанская сакавіца», в котором принимали участие почти все столичные и многие областные театры.

Название «M.@RT.контакт» стало эмблемой и символом форума. Молодость и весна едва ли не синонимы! Поэтому «молодежный» – одно из слов, которое прячется под загадочной буквой «М» и означает «О молодежи и для нее». Ведь именно она является движущей силой театра, искусства вечно юного и вечно живого! Трактовать букву «М» можно еще и как «международный»: широкая география форума очевидна. И, несомненно, Могилевский, рожденный в этом древнем, красивом и богатом историей городе. Кроме того, Art – искусство. Могилевский фэст – действительно праздник настоящего театрального искусства. И, наконец, контакт – (от латин. сontactus – соприкосновение). Форум дает возможность для соприкосновения разным театрам, разным культурам, разным взглядам на творчество, подразумевает открытый диалог между всеми его участниками с целью создания единого творческого пространства…

Думаю, что эти идеи не остались в хронотопе фестиваля простой декларацией, а выступали каждодневно и ежечасно в качестве «руководства к действию». Результатом явилась особая творческая аура, которая воцарилась на фестивале. Этому способствовала также работа жюри на форуме. Экспертный совет, возглавляемый доктором филологических наук, профессором БГУ Татьяной Орловой, состоял из известных критиков, искусствоведов из Беларуси, России, Польши, Украины, Молдовы, Германии. «Молодую поросль» представил известный уже далеко за пределами СНГ драматург и киносценарист Андрей Курейчик. На фестивале работало и «параллельное» молодежное жюри из творческой молодежи.

По качеству заявленных спектаклей фестиваль оказался довольно интересным.

Репрезентативно представили театральный процесс большой страны-соседки российские спектакли театров из Орла, Перми, Ярославля, Санкт-Петербурга. Причем сделано это было с уклоном на эксперимент и, естественно, на молодежь. Здесь нашлось место и представлению «Ой-лю-ли, лю-ли» по пьесам Н. Коляды «Половики и валенки» и «Попугай и веники» в исполнении студентов-выпускников Ярославского государственного театрального института (запоминающиеся, полные юного задора и свежести работы В. Полозовой и А. Кочековой), и спектаклю «Белое на черном» (получил главный приз фестиваля) известного режиссера Г. Тростянецкого Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство». Российское театральное пространство было представлено коллективом из Нижнего Новгорода «ZOOпарк» и Пермским театром «У моста».