Деятели русского театра на белорусской земле и в Могилеве

Ножников, Н. Деятели русского театра на белорусской земле и в Могилеве / Николай Ножников // Веснiк Магiлёва. — 2010. — 13 августа. — С. 7.

Тысячу раз был прав Н.В.Гоголь, написав, что «театр ничуть не бездели­ца и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа <…>, и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собой, <…> может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». И это вполне подтверждает театральное прошлое, которое изобилует великолепными актерами и эпизодами, значимыми не только для летопи­си губернского города, но и всей культурной жизни Беларуси. В истории могилевской культуры, точнее, театрального искусства, «засветилось» несколько памятных дат, связанных с деятелями русского театра на белорусской земле. В частности, в Могилеве. Мы вспоминаем о них с благодарностью, потому что среди них были люди, творческий поиск и мастерство которых высоко оценивал могилевский зритель.

Владимир Кумельский

В 1889 году в сибирском Томске по­явился на свет Владимир Владимирович Кумельский, которого наши энциклопе­дии, справочники, исторические издания не зря кратко и лаконично величают со­здателем русского театра в Беларуси.

Творческую деяльность он начал в 1904 году — актером в российской провинции, был антрепренером. В 1910-1919 гг. ра­ботал в театрах Москвы, часто выступал и в Северо-Западном крае, как тогда на­зывали Беларусь.

С 1916 до 1918 года В.В. Кумельский работал в театре Ф.А. Корша. Считалось, что это лучшая частная антреприза в Мос­кве, и попасть туда было непросто.

Но коршевский «конвейер» выжимал из артистов все силы, поэтому, как правило, они там не задерживались. Однако было одно существенное «но»: антреприза Кор­ша была самой важной ступенькой в те­атры Москвы и Петербурга, и поэтому провинциальные актеры все-таки шли на «коршевскую каторгу».

Коршевцы познакомились с Владими­ром Владимировичем во время совмест­ных гастролей в Могилеве. Актер Кумель­ский им понравился. Спустя несколько месяцев он получил от Корша приглаше­ние на зимний сезон 1916/17 гг.

Кумельский, всегда мечтавший попасть в труппу Малого театра, после некоторо­го раздумья принял это предложение. И действительно, после двух сезонов у Кор­ша его пригласили в Малый театр, где он проработал лишь один сезон 1918/19 гг. Выступая на одной сцене вместе с вели­кими актерами, усовершенствовал свое мастерство.

Первое знакомство В.Кумельского с Белоруссией или Северо-Западным краем состоялось в 1910 году, когда он работал в труппе Г.Невского. Произошло это именно в Могилеве, где Невский арендовал театр на весь зимний сезон. Этого антрепренера в Могилеве хорошо знали и предпочитали всем прочим. В его труппе дело было по­ставлено основательно: профессиональ­ные актеры, хорошие костюмы, богатые декорации. Для гимназистов старших классов и студентов педагогического учи­лища Невский организовал воскресные ут­ренние спектакли, причем определенная часть билетов предназначалась для бед­нейших учеников и студентов и распрост­ранялась бесплатно.

Могилевской публике молодой Кумельс­кий сразу же понравился. Принимали его тепло, и, может быть, поэтому в последу­ющие годы он неоднократно приезжал в Белоруссию на гастроли и много раз бы­вал в Могилеве.

В 1914 г. В.В. Кумельский совместное Н.Н. Шестовым формируют труппу и гастроли­руют в Могилеве, Орше, других городах Белоруссии и Украины. Держать частную антрепризу было невероятно сложно. В от­личие от казенных театров, она не распола­гала никакими возможностями, гарантиру­ющими существование. Исключительно на ­свои средства антрепрентер набирал труп­пу, готовил репертуар, гастролировал.

В 1920 г. Кумельский уехал в Ярославский театр в качестве главного режиссера. Но Владимиру Владимировичу хотелось иметь свою труппу, играть и ставить пьесы, кото­рые соответствуют духу времени. Здесь он поставил «Старика», «На дне» М. Горь­кого. В репертуаре театра были также «Мещане», «Дети Солнца».

С 1922 г. В.Кумельский неоднократ­но посещал Белоруссию и постепенно решил обосноваться здесь.

Звездное время для актера и режис­сера Кумельского наступило в 1928 году, когда он окончательно перебрал­ся в Белоруссию и создал в Могилеве Русскую передвижную труппу (всего 28 че­ловек), состав которой был укомплектован на московской актерской бирже. Зимний сезон играли в Могилеве, летний — в Боб­руйске. Базу в Бобруйске делили с коллек­тивом Русской драмы во главе со Л.Скальским, который в 1929 г. влился в труппу В.Кумельского.

В августе 1929 г. по инициативе Главискусства Центрального отраслевого проф­союза трудящихся прошла первая Всебелорусская театральная конференция, на которой было принято решение о созда­нии нескольких постоянных русских коллек­тивов. «Русский театральный коллектив первой категории будет организовывать режиссер Кумельский…», — сообщалось в печати.

Попробуем охарактеризовать этапы ста­новления Кумельского как организатора первого Русского театра в Белоруссии. Одна из ярких страниц истории этого зна­менитого в БССР творческого коллектива и в жизни В.В. Кумельского связана с Мо­гилевом.

Ведь этот театр (ныне это Национальный академический русский драматический те­атр им. М.Горького) до переезда в Минск работал в Могилеве в 1935-1941 гг. и в 1944-1945 гг.

1928-1932 гг.. — период идейно-эстети­ческого становления труппы, который шел по всем направлениям — от репертуарной политики, творческого состава и техничес­кого оборудования. Авторитет опытного актера, прекрасного организатора, руко­водителя способствовал Кумельскому в его борьбе с сезонной работой актеров, помогал создать стабильную профессио­нальную труппу.

Все свои организаторские и художе­ственные способности Кумельский также направил на выбор качественной русской драматургии. И в своей практике ориен­тировался на реалистические традиции, в частности — Малого театра, чью этику и эстетику принес в коллектив.

Постепенно труппа Кумельского стала одним из популярнейших театральных коллективов республики. В 1931 она ста­ла именоваться Первым русским театром БССР, а с 1932 г. — Государственным рус­ским театром БССР, где Владимир Вла­димирович до 1936 года был художе­ственным руководителем.

В октябре 1932 года Государственный те­атр открыл свой первый сезон в Могилеве спектаклем «Земля и небо» по пьесе бра­тьев Тур. Творческий состав увеличился до 41 единицы, был укомплектован 10 оркес­трантами, имел заведующего музыкальной частью, собственный технический склад.

В 1933 г. театр выезжал в Минск на га­строли, которые прошли очень успешно. Спектакль «Егор Булычев» по пьесе М.Горького (с Кумельским в главной роли) вызвал восторг зрителей и критики.

С 1935 по 1941 гг. Государственный рус­ский драматический театр БССР работал в здании городского театра в Могилеве. На­шествие гитлеровских орд оборвало пол­нокровную жизнь незаурядного коллекти­ва. Находясь на гастролях в г. Белостоке, театр вынужден был прервать работу…

…Блестящий артист большой художе­ственной правды, сильного темперамен­та, мастер перевоплощения, Владимир Кумельский сыграл на белорусской сце­не десятки интереснейших ролей. Среди могилевских постановок «Тартюф» Моль­ера (1935 г.; роль Тартюфа), «Дядя Ваня» Чехова (1936 г.), «Бешеные деньги» Ост­ровского (1937 г.)

Кумельский поставил немало спектак­лей, которые отличались высокой культу­рой, тонким художественным вкусом, точ­ным воплощением авторского стиля.

Постановлением Совнаркома от 11 июля 1933 г. В.Кумельскому присвоено звание заслуженного артиста БССР, а в 1938 году — заслуженного деятеля ис­кусств БССР.

Незаурядный человек ушел из жизни в 50 лет. Обидно и скоропостижно. 19 ап­реля 1939 года умер от сердечного при­ступа на Могилевском железнодорожном вокзале, когда с коллегами по труппе они собирались выезжать на гастроли в Ле­нинград…

Похоронен Владимир Владимирович Кумельский неподалеку от этого вокзала на небольшом старинном Карабановском кладбище над живописным оврагом реки Дубровенки, притока Днепра. Могила и каменное надгробие сохранились до на­ших дней…

Дмитрий Орлов

С Государственным русским драматическим театром БССР связаны и могилевские годы творчества русского советского актера, режиссера, педагога Дмитрия Алексеевича Орлова (1903-1969).

Уроженец Москвы, он в 1925 году за­кончил знаменитый ГИТИС, работал в столичных театрах. А с 1936-го — в Моги­леве в названном выше театре.

С 1932 г. театр в основном работал в Бобруйске. До 1936 г. его директором оставался В.В.Кумельский. Только меня­лись художественные руководители: В.М.Княжич (1933-1934), А.Э.Рожковский (1934-1936), А.Я.Донатти (1936-1938), В.Н.Берне (1939), Д.А.Орлов (1939-1941, 1946-1948, главный режиссер). С 1935 по 1941 гг. Государственный русский драма­тический театр БССР работал в здании городского театра в Могилеве.

Нашествие гитлеровских орд оборвало полнокровную жизнь обновленного кол­лектива. Находясь на гастролях в Бело­стоке, театр вынужден был прервать ра­боту.

Несмотря на большие трудности, выз­ванные войной, летом 1943 года начали восстанавливать Государственный рус­ский драматический театр БССР. По желанию коллектива, восстановленный как фронтовой театр, он проводил большую ре­петиционную работу по подготовке новых спектаклей. В 1944 г. театр возвратился в освобожденный Могилев. Затем некоторое время (апрель 1945 — июнь1947) театр ра­ботал в Гродно. Здесь были поставлены спектакли «Три сестры», «Двенадцатая ночь», «Дети Солнца», «Русский вопрос», «Отелло» и другие. Высокая оценка спек­таклей на гастролях в Вильнюсе, Минске поставила вопрос о переводе театра на по­стоянную работу в Минск. С июля 1947 г. Государственный русский драматический театр БССР работает в столице БССР.

В военные годы Дмитрий Орлов руково­дил фронтовым театром (1943-1944), в 1944-1948 был художественным руководи­телем и главным режиссером (Могилев-Минск) Государственного русского театра БССР.

Орлов был незаурядным актером, худо­жественным руководителем. Его режиссер­ские работы отличались точностью идей­но-художественного замысла, стремлени­ем к современному звучанию. Среди его могилевских постановок «Профессор По­лежаев» Л.Рахмонова (1936), «Половчанс-кие сады» Л.Леонова (1938). Среди его ролей роль профессора Полежаева и — осо­бая — Ленин в «Кремлевских курантах» П.По­година (1940), режиссер Владычанский.

Образ вождя на русской сцене в БССР впервые воплотил в этом могилевском спектакле именно Дмитрий Орлов. Его творческие успехи были высоко оценены. В 1938 г. он был отмечен званием заслу­женного артиста БССР и — первым в Моги­леве — стал народным артистом БССР в 1940 году.

С 1948-го и до конца своих дней (скон­чался 18 июня 1969) преподавал в Бело­русском театрально-художественном ин­ституте, был его профессором (1961).

О вкладе Д.А. Орлова в белорусское те­атральное искусство красноречиво свиде­тельствуют слова двух его бывших учени­ков. Геннадий Гарбук, народный артист БССР: «Я вспоминаю, как говорил наш учи­тель Дмитрий Орлов: «На театре, деточки, трудно первые 30 лет. Потом легко». Вита­лий Барковский, артист Белорусского ака­демического театра им. Я.Коласа (Ви­тебск): «…В 18 лет я поступил в наш теат­ральный институт и стал студентом такого великого человека, как Дим Сеич Орлов… Учебу у него считаю великой удачей. Он был представителем старой интеллиген­ции, благодаря ему я получил представле­ние о богатстве русской культуры».

Летом 2009 года в Минске, на доме, где долгие годы жил Д.А. Орлов на проспекте Независимости, была открыта посвящен­ная ему бронзовая мемориальная доска.

Марк Волохов

Среди творческих долгожителей Могилевского драмтеатра одной из наиболее видных фигур был еще один уроженец Москвы – Марк Николаевич Волохов (1921-2001).

Еще в 1940 году он закончил в столице ху­дожественное училище. В годы Великой Оте­чественной был военным моряком, а в 1957 году жизненный курс привел его в могилевский театр, где он беззаветно прослужил по­чти 44 года. Сначала художником, а затем (с 1964-го) главным художником. Был автором сценографических решений практически всех постановок, которые вошли в историю могилевской и белорусской сцены. Их даже труд­но перечислить в небольшой заметке, но не­которые назвать надо обязательно.

«Главная ставка» К.Губаревича (1957), «Это было в Могилеве» И.Тарасова (1964), «Павлинка» Я.Купалы (1971), «Орфей спускается в ад» ТУильямса (1977), «Мария Стю­арт» Ф.Шиллера (1980), «Тутэйшыя» Я.Купалы (1982), «Собачье сердце» М.Булгакова (1988), «Коварство и любовь» Ф.Шиллера (1992), «Ричард III» У.Шекспира (1995). С 1970 года М.Н. Волохов — член Союза художников БССР.

Характерно, что он не только создавал прекрасные декорации или инициировал их создание. Он как настоящий «технарь» досконально знал все особенности старого здания театра, возведенного еще в 1888 году, и четко их использовал в работе над новыми постановками.

Именно эти знания, творческая принципиальность и истинно мужская решительность выдвинули М.Н. Волохова в начале 1990-х в лидеры общегородского движения за сохра­нение одного из старейших в Беларуси театров, который в пору безвременья собира­лись то ли сломать, то ли продать коммерсантам… Именно Марк Николаевич был во главе всех демонстраций и митингов протеста, которые тогда проходили в городе.

Глас народа, работников театра, всех могилевчан услышали. Уникальное здание было поставлено на реконструкцию и реставрацию. И теперь, бесспорно, это гордость города, могилевского и всего белорусского зодчества, как, кстати, и творческий коллектив театра.

На возрождение театра понадобились долгих 9 лет. Но результат превзошел все первоначальные ожидания. В январе 2001 года обновленный, помолодевший театр принял и труппу, и первых зрителей. Жаль, что не пришлось в нем работать самому Марку Николаевичу, который всего полгода не дожил до своего 80-летия. Коллеги, товарищи, поклонники-театрального искусства попрощались с ним в старом-новом здании в конце зимы того же года.

Николай Родионов

Несколько поколений могилевских театралов с благодарностью вспо­минают одного из ведущих актеров, областного драматического театра Николая Ильича Родионова (1906-2000). Ему в свое время не при­шлось «вливаться» в коллектив. В город на Днепре он приехал сложив­шимся и опытным актером в 1957 году. Да еще со званием народного артиста РСФСР.

С 1927 г. он работал в театрах своего род­ного Петербурга-Ленинграда, затем в Кондопоге и Петрозаводске в Карелии. В Могилеве сразу же стал одним из лидеров труппы. И долго — около двадцати лет — Н.И. Родионов исполнял главные и ведущие роли в лучших постановках могилевского театра, которые при его участии становились еще лучше.

Искусству незаурядного актера были-свойственны точность и тонкость внешнего рисунка роли, выразительное пластическое решение образов, психологизм в разработ­ке характеров, стремление раскрыть сложность человеческой натуры.

В его творческом активе Джеймс Броуди («Замок Броуди» по Л.Кронину), Президент («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), Грумио («Укрощение строптивой» У.Шекспира), Хельмер («Нора» Г.Ибсена), Егор Булычев («Егор Булычев и другие» М.Горького) Дронов («Все остается людям» С.Алешина), Берсенев («Разлом» Б.Лавренева).

Среди лучших ролей в белорусской драматургии: Семен Кныш и Бонч-Бруевич («Главная ставка» К.Губаревича), Иванов («Всего одна жизнь» Л.Мовзона), Малахов («Последняя инстанция» Н. Матуковского) и др.

Николай Ильич не замыкался только на собственных творческих исканиях и находках. Своим огромным опытом щедро делился с молодыми коллегами. Несколько лет успешно руководил молодежным народным театром в Белыничах. Уже будучи в весь­ма почтенном возрасте, был частым гостем в родном театре. Как уже сказано, его знали и любили многие горожане. Не зря на 90-летии незаурядного мастера, которое отмечалось в конце 1996-го года, театральный зал был переполнен. Сотни поклонников творчества и личности Николая Ильича Родионова от души поздравляли его с юбилеем, желали здоровья и долголетия.

Жизнь замечательного актера и впрямь была долгой. Он ушел от нас 28 мая 2000-го на 94-м году, став своеобразным рекордсменом среди могилевских мастеров сце­ны по творческому и жизненному долголетию.