Ножников, Н. Деятели русского театра на белорусской земле и в Могилеве / Николай Ножников // Веснiк Магiлёва. — 2010. — 13 августа. — С. 7.
Тысячу раз был прав Н.В.Гоголь, написав, что «театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа <…>, и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собой, <…> может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». И это вполне подтверждает театральное прошлое, которое изобилует великолепными актерами и эпизодами, значимыми не только для летописи губернского города, но и всей культурной жизни Беларуси. В истории могилевской культуры, точнее, театрального искусства, «засветилось» несколько памятных дат, связанных с деятелями русского театра на белорусской земле. В частности, в Могилеве. Мы вспоминаем о них с благодарностью, потому что среди них были люди, творческий поиск и мастерство которых высоко оценивал могилевский зритель.
Владимир Кумельский
В 1889 году в сибирском Томске появился на свет Владимир Владимирович Кумельский, которого наши энциклопедии, справочники, исторические издания не зря кратко и лаконично величают создателем русского театра в Беларуси.
Творческую деяльность он начал в 1904 году — актером в российской провинции, был антрепренером. В 1910-1919 гг. работал в театрах Москвы, часто выступал и в Северо-Западном крае, как тогда называли Беларусь.
С 1916 до 1918 года В.В. Кумельский работал в театре Ф.А. Корша. Считалось, что это лучшая частная антреприза в Москве, и попасть туда было непросто.
Но коршевский «конвейер» выжимал из артистов все силы, поэтому, как правило, они там не задерживались. Однако было одно существенное «но»: антреприза Корша была самой важной ступенькой в театры Москвы и Петербурга, и поэтому провинциальные актеры все-таки шли на «коршевскую каторгу».
Коршевцы познакомились с Владимиром Владимировичем во время совместных гастролей в Могилеве. Актер Кумельский им понравился. Спустя несколько месяцев он получил от Корша приглашение на зимний сезон 1916/17 гг.
Кумельский, всегда мечтавший попасть в труппу Малого театра, после некоторого раздумья принял это предложение. И действительно, после двух сезонов у Корша его пригласили в Малый театр, где он проработал лишь один сезон 1918/19 гг. Выступая на одной сцене вместе с великими актерами, усовершенствовал свое мастерство.
Первое знакомство В.Кумельского с Белоруссией или Северо-Западным краем состоялось в 1910 году, когда он работал в труппе Г.Невского. Произошло это именно в Могилеве, где Невский арендовал театр на весь зимний сезон. Этого антрепренера в Могилеве хорошо знали и предпочитали всем прочим. В его труппе дело было поставлено основательно: профессиональные актеры, хорошие костюмы, богатые декорации. Для гимназистов старших классов и студентов педагогического училища Невский организовал воскресные утренние спектакли, причем определенная часть билетов предназначалась для беднейших учеников и студентов и распространялась бесплатно.
Могилевской публике молодой Кумельский сразу же понравился. Принимали его тепло, и, может быть, поэтому в последующие годы он неоднократно приезжал в Белоруссию на гастроли и много раз бывал в Могилеве.
В 1914 г. В.В. Кумельский совместное Н.Н. Шестовым формируют труппу и гастролируют в Могилеве, Орше, других городах Белоруссии и Украины. Держать частную антрепризу было невероятно сложно. В отличие от казенных театров, она не располагала никакими возможностями, гарантирующими существование. Исключительно на свои средства антрепрентер набирал труппу, готовил репертуар, гастролировал.
В 1920 г. Кумельский уехал в Ярославский театр в качестве главного режиссера. Но Владимиру Владимировичу хотелось иметь свою труппу, играть и ставить пьесы, которые соответствуют духу времени. Здесь он поставил «Старика», «На дне» М. Горького. В репертуаре театра были также «Мещане», «Дети Солнца».
С 1922 г. В.Кумельский неоднократно посещал Белоруссию и постепенно решил обосноваться здесь.
Звездное время для актера и режиссера Кумельского наступило в 1928 году, когда он окончательно перебрался в Белоруссию и создал в Могилеве Русскую передвижную труппу (всего 28 человек), состав которой был укомплектован на московской актерской бирже. Зимний сезон играли в Могилеве, летний — в Бобруйске. Базу в Бобруйске делили с коллективом Русской драмы во главе со Л.Скальским, который в 1929 г. влился в труппу В.Кумельского.
В августе 1929 г. по инициативе Главискусства Центрального отраслевого профсоюза трудящихся прошла первая Всебелорусская театральная конференция, на которой было принято решение о создании нескольких постоянных русских коллективов. «Русский театральный коллектив первой категории будет организовывать режиссер Кумельский…», — сообщалось в печати.
Попробуем охарактеризовать этапы становления Кумельского как организатора первого Русского театра в Белоруссии. Одна из ярких страниц истории этого знаменитого в БССР творческого коллектива и в жизни В.В. Кумельского связана с Могилевом.
Ведь этот театр (ныне это Национальный академический русский драматический театр им. М.Горького) до переезда в Минск работал в Могилеве в 1935-1941 гг. и в 1944-1945 гг.
1928-1932 гг.. — период идейно-эстетического становления труппы, который шел по всем направлениям — от репертуарной политики, творческого состава и технического оборудования. Авторитет опытного актера, прекрасного организатора, руководителя способствовал Кумельскому в его борьбе с сезонной работой актеров, помогал создать стабильную профессиональную труппу.
Все свои организаторские и художественные способности Кумельский также направил на выбор качественной русской драматургии. И в своей практике ориентировался на реалистические традиции, в частности — Малого театра, чью этику и эстетику принес в коллектив.
Постепенно труппа Кумельского стала одним из популярнейших театральных коллективов республики. В 1931 она стала именоваться Первым русским театром БССР, а с 1932 г. — Государственным русским театром БССР, где Владимир Владимирович до 1936 года был художественным руководителем.
В октябре 1932 года Государственный театр открыл свой первый сезон в Могилеве спектаклем «Земля и небо» по пьесе братьев Тур. Творческий состав увеличился до 41 единицы, был укомплектован 10 оркестрантами, имел заведующего музыкальной частью, собственный технический склад.
В 1933 г. театр выезжал в Минск на гастроли, которые прошли очень успешно. Спектакль «Егор Булычев» по пьесе М.Горького (с Кумельским в главной роли) вызвал восторг зрителей и критики.
С 1935 по 1941 гг. Государственный русский драматический театр БССР работал в здании городского театра в Могилеве. Нашествие гитлеровских орд оборвало полнокровную жизнь незаурядного коллектива. Находясь на гастролях в г. Белостоке, театр вынужден был прервать работу…
…Блестящий артист большой художественной правды, сильного темперамента, мастер перевоплощения, Владимир Кумельский сыграл на белорусской сцене десятки интереснейших ролей. Среди могилевских постановок «Тартюф» Мольера (1935 г.; роль Тартюфа), «Дядя Ваня» Чехова (1936 г.), «Бешеные деньги» Островского (1937 г.)
Кумельский поставил немало спектаклей, которые отличались высокой культурой, тонким художественным вкусом, точным воплощением авторского стиля.
Постановлением Совнаркома от 11 июля 1933 г. В.Кумельскому присвоено звание заслуженного артиста БССР, а в 1938 году — заслуженного деятеля искусств БССР.
Незаурядный человек ушел из жизни в 50 лет. Обидно и скоропостижно. 19 апреля 1939 года умер от сердечного приступа на Могилевском железнодорожном вокзале, когда с коллегами по труппе они собирались выезжать на гастроли в Ленинград…
Похоронен Владимир Владимирович Кумельский неподалеку от этого вокзала на небольшом старинном Карабановском кладбище над живописным оврагом реки Дубровенки, притока Днепра. Могила и каменное надгробие сохранились до наших дней…
Дмитрий Орлов
С Государственным русским драматическим театром БССР связаны и могилевские годы творчества русского советского актера, режиссера, педагога Дмитрия Алексеевича Орлова (1903-1969).
Уроженец Москвы, он в 1925 году закончил знаменитый ГИТИС, работал в столичных театрах. А с 1936-го — в Могилеве в названном выше театре.
С 1932 г. театр в основном работал в Бобруйске. До 1936 г. его директором оставался В.В.Кумельский. Только менялись художественные руководители: В.М.Княжич (1933-1934), А.Э.Рожковский (1934-1936), А.Я.Донатти (1936-1938), В.Н.Берне (1939), Д.А.Орлов (1939-1941, 1946-1948, главный режиссер). С 1935 по 1941 гг. Государственный русский драматический театр БССР работал в здании городского театра в Могилеве.
Нашествие гитлеровских орд оборвало полнокровную жизнь обновленного коллектива. Находясь на гастролях в Белостоке, театр вынужден был прервать работу.
Несмотря на большие трудности, вызванные войной, летом 1943 года начали восстанавливать Государственный русский драматический театр БССР. По желанию коллектива, восстановленный как фронтовой театр, он проводил большую репетиционную работу по подготовке новых спектаклей. В 1944 г. театр возвратился в освобожденный Могилев. Затем некоторое время (апрель 1945 — июнь1947) театр работал в Гродно. Здесь были поставлены спектакли «Три сестры», «Двенадцатая ночь», «Дети Солнца», «Русский вопрос», «Отелло» и другие. Высокая оценка спектаклей на гастролях в Вильнюсе, Минске поставила вопрос о переводе театра на постоянную работу в Минск. С июля 1947 г. Государственный русский драматический театр БССР работает в столице БССР.
В военные годы Дмитрий Орлов руководил фронтовым театром (1943-1944), в 1944-1948 был художественным руководителем и главным режиссером (Могилев-Минск) Государственного русского театра БССР.
Орлов был незаурядным актером, художественным руководителем. Его режиссерские работы отличались точностью идейно-художественного замысла, стремлением к современному звучанию. Среди его могилевских постановок «Профессор Полежаев» Л.Рахмонова (1936), «Половчанс-кие сады» Л.Леонова (1938). Среди его ролей роль профессора Полежаева и — особая — Ленин в «Кремлевских курантах» П.Погодина (1940), режиссер Владычанский.
Образ вождя на русской сцене в БССР впервые воплотил в этом могилевском спектакле именно Дмитрий Орлов. Его творческие успехи были высоко оценены. В 1938 г. он был отмечен званием заслуженного артиста БССР и — первым в Могилеве — стал народным артистом БССР в 1940 году.
С 1948-го и до конца своих дней (скончался 18 июня 1969) преподавал в Белорусском театрально-художественном институте, был его профессором (1961).
О вкладе Д.А. Орлова в белорусское театральное искусство красноречиво свидетельствуют слова двух его бывших учеников. Геннадий Гарбук, народный артист БССР: «Я вспоминаю, как говорил наш учитель Дмитрий Орлов: «На театре, деточки, трудно первые 30 лет. Потом легко». Виталий Барковский, артист Белорусского академического театра им. Я.Коласа (Витебск): «…В 18 лет я поступил в наш театральный институт и стал студентом такого великого человека, как Дим Сеич Орлов… Учебу у него считаю великой удачей. Он был представителем старой интеллигенции, благодаря ему я получил представление о богатстве русской культуры».
Летом 2009 года в Минске, на доме, где долгие годы жил Д.А. Орлов на проспекте Независимости, была открыта посвященная ему бронзовая мемориальная доска.
Марк Волохов
Среди творческих долгожителей Могилевского драмтеатра одной из наиболее видных фигур был еще один уроженец Москвы – Марк Николаевич Волохов (1921-2001).
Еще в 1940 году он закончил в столице художественное училище. В годы Великой Отечественной был военным моряком, а в 1957 году жизненный курс привел его в могилевский театр, где он беззаветно прослужил почти 44 года. Сначала художником, а затем (с 1964-го) главным художником. Был автором сценографических решений практически всех постановок, которые вошли в историю могилевской и белорусской сцены. Их даже трудно перечислить в небольшой заметке, но некоторые назвать надо обязательно.
«Главная ставка» К.Губаревича (1957), «Это было в Могилеве» И.Тарасова (1964), «Павлинка» Я.Купалы (1971), «Орфей спускается в ад» ТУильямса (1977), «Мария Стюарт» Ф.Шиллера (1980), «Тутэйшыя» Я.Купалы (1982), «Собачье сердце» М.Булгакова (1988), «Коварство и любовь» Ф.Шиллера (1992), «Ричард III» У.Шекспира (1995). С 1970 года М.Н. Волохов — член Союза художников БССР.
Характерно, что он не только создавал прекрасные декорации или инициировал их создание. Он как настоящий «технарь» досконально знал все особенности старого здания театра, возведенного еще в 1888 году, и четко их использовал в работе над новыми постановками.
Именно эти знания, творческая принципиальность и истинно мужская решительность выдвинули М.Н. Волохова в начале 1990-х в лидеры общегородского движения за сохранение одного из старейших в Беларуси театров, который в пору безвременья собирались то ли сломать, то ли продать коммерсантам… Именно Марк Николаевич был во главе всех демонстраций и митингов протеста, которые тогда проходили в городе.
Глас народа, работников театра, всех могилевчан услышали. Уникальное здание было поставлено на реконструкцию и реставрацию. И теперь, бесспорно, это гордость города, могилевского и всего белорусского зодчества, как, кстати, и творческий коллектив театра.
На возрождение театра понадобились долгих 9 лет. Но результат превзошел все первоначальные ожидания. В январе 2001 года обновленный, помолодевший театр принял и труппу, и первых зрителей. Жаль, что не пришлось в нем работать самому Марку Николаевичу, который всего полгода не дожил до своего 80-летия. Коллеги, товарищи, поклонники-театрального искусства попрощались с ним в старом-новом здании в конце зимы того же года.
Николай Родионов
Несколько поколений могилевских театралов с благодарностью вспоминают одного из ведущих актеров, областного драматического театра Николая Ильича Родионова (1906-2000). Ему в свое время не пришлось «вливаться» в коллектив. В город на Днепре он приехал сложившимся и опытным актером в 1957 году. Да еще со званием народного артиста РСФСР.
С 1927 г. он работал в театрах своего родного Петербурга-Ленинграда, затем в Кондопоге и Петрозаводске в Карелии. В Могилеве сразу же стал одним из лидеров труппы. И долго — около двадцати лет — Н.И. Родионов исполнял главные и ведущие роли в лучших постановках могилевского театра, которые при его участии становились еще лучше.
Искусству незаурядного актера были-свойственны точность и тонкость внешнего рисунка роли, выразительное пластическое решение образов, психологизм в разработке характеров, стремление раскрыть сложность человеческой натуры.
В его творческом активе Джеймс Броуди («Замок Броуди» по Л.Кронину), Президент («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), Грумио («Укрощение строптивой» У.Шекспира), Хельмер («Нора» Г.Ибсена), Егор Булычев («Егор Булычев и другие» М.Горького) Дронов («Все остается людям» С.Алешина), Берсенев («Разлом» Б.Лавренева).
Среди лучших ролей в белорусской драматургии: Семен Кныш и Бонч-Бруевич («Главная ставка» К.Губаревича), Иванов («Всего одна жизнь» Л.Мовзона), Малахов («Последняя инстанция» Н. Матуковского) и др.
Николай Ильич не замыкался только на собственных творческих исканиях и находках. Своим огромным опытом щедро делился с молодыми коллегами. Несколько лет успешно руководил молодежным народным театром в Белыничах. Уже будучи в весьма почтенном возрасте, был частым гостем в родном театре. Как уже сказано, его знали и любили многие горожане. Не зря на 90-летии незаурядного мастера, которое отмечалось в конце 1996-го года, театральный зал был переполнен. Сотни поклонников творчества и личности Николая Ильича Родионова от души поздравляли его с юбилеем, желали здоровья и долголетия.
Жизнь замечательного актера и впрямь была долгой. Он ушел от нас 28 мая 2000-го на 94-м году, став своеобразным рекордсменом среди могилевских мастеров сцены по творческому и жизненному долголетию.