На пути от отходов к доходам

Пронькина, А. На пути от отходов к доходам / Александра Пронькина // Зямля і людзі. — 2018. — 5 верасня. — С. 9. 

Это только на первый взгляд кажется, что отходы на то и отходы, чтобы их выбросил и забыл. Однако же тема эта настолько многогранна и многовекторна, что способна поразить воображение даже достаточно сведущего человека. Не будь это так, не работал бы в Могилевском областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды отдел государственного контроля за обращением с отходами. Мы пообщались с его специалистами и выяснили следующее.

Отдел контроля за обращением с отходами комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды занимается выдачей разрешений на захоронение отходов производства, следит за тем, чтобы не допустить захоронение вторсырья на полигонах, к тому же специалисты отдела выезжают на районы, контролируя наведение порядка на земле, а также состояние территорий, населенных пунктов, предприятий, организаций.

Раздельный сбор мусора, переработка вторсырья, безопасная утилизация опасных отходов — важные шаги на пути к улучшению состояния окружающей среды.

По состоянию на 1 января 2018 года на контроле отдела находилось 397 садоводческих товариществ и 221 гаражный кооператив. В марте-апреле текущего года проведена их инвентаризация, по результатам которой в области числится 403 садоводческих товарищества и 253 гаражных кооператива. И не нужно обладать хорошим логическим мышле-. нием, чтобы понять, что даже при очень высокой культуре быта и гаражные кооперативы, и садоводческие товарищества — серьезные «поставщики» мусора.

В каждом районе Могилевской области есть городские полигоны для захоронения твердых коммунальных отходов. Кроме них, для сбора коммунальных отходов от населения обустроены мини-полигоны ТКО. Сегодня в области насчитывается 101 миниполигон.

Специалисты отдела акцентируют внимание на том, что утилизация отходов — не такая простая проблема, как может показаться на первый взгляд. Например, рекультивация и закрытие мини-полигонов может привести к образованию стихийных свалок. Хотя, чтобы этого не произошло, меры уже принимаются. В каждом районе разработаны районные схемы по обращению с коммунальными отходами, где отмечены все населенные пункты, которые нужно охватить централизованным вывозов. В результате собранные от населения отходы будут вывозиться только на городской полигон. Это, по утверждению профессионалов, выгодно и с экономической точки зрения, потому что на мини-полигон не надо будет отправлять технику для обваловки, подбуртовки и извлечения вторсырья.

Главная задача, которая сейчас стоит перед экологами, — скоординировать и проконтролировать централизованный вывоз службами жилкомхоза отходов на полигоны. Для поддержания соответствующего порядка специалисты отдела наряду с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства контролируют и эксплуатацию объектов захоронения, прилагая все усилия к тому, чтобы не допустить захоронения на них вторичных материальных ресурсов.

Конечно, не обходится без нарушений. Среди самых распространенных — засорение прилегающей к объектам захоронения территории, несвоевременные подбуртовка и уплотнение отходов, не в полном объеме извлеченные вторичные материальные ресурсы, а также несвоевременная пересыпка отходов изолирующим материалом.

В текущем году такие нарушения выявлялись в Могилевском, Шкловском, Круглянском и Осиповичском районах. Сегодня для того, чтобы привести объекты захоронения ТКО в надлежащее санитарное состояние, максимум усилий необходимо приложить предприятиям ЖКХ Бобруйского и Кличев-ского районов.

Отмечается положительная работа в этом направлении в Чериковском и Горецком районах.

Четвертый год подряд проводится оптимизация, направленная на уменьшение количества мини-полигонов, не соответствующих требованиям действующего законодательства. За последние 5 лет количество таких мини-полигонов, которые находятся на обслуживании жилкомхозов, уменьшилось в 2,8 раза (с 282 в 2013 году до 101 в 2018 году). В 2018 году работа проведена на 7 мини-полигонах ТКО.

В соответствии с Государственной программой «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016-2020 годы доведены задания по сбору (заготовке) в Могилевской области вторичных материальных ресурсов.

В результате за 1 полугодие 2018 года заготовлено 41,1 тыс. тонн вторичных материальных ресурсов (46% к годовому заданию). Из них — 18,2 тыс. тонн бумаги и картона (44% к плану), 11,2 тыс. тонн стекла (45% к плану), 5,2 тыс. тонн изношенных шин (53% к плану), 5,2 тыс. тонн полимерных отходов (51% к плану), 0,4 тыс. тонн отходов электронного и электрического оборудования (20% к плану), 0,9 тыс. тонн отработанных масел (54% • к плану). За последние 5 лет сбор вторичных материальных ресурсов увеличился в 1,7 раза.

Для более полного извлечения вторичных материальных ресурсов в районах области работает 10 сортировочных станций и мусороперерабатывающий завод в Могилеве. В 2017 году на них поступило 133,6 тыс. тонн, извлечено 14 тыс. тонн вторичных материальных ресурсов. Оставляет желать лучшего работа станций сортировки Могилевского и Шкловского районов. Сегодня в области отлажен механизм сбора отработанных элементов питания от населения. В торговых объектах Могилевской области установлено более 250 контейнеров для сбора отработанных элементов питания — батареек; в этом году их собрано более 1,5 тонны. На базе филиала ОАО «БелВТИ» организован сбор отработанных элементов питания, мелкой электронной техники, ртутьсодержащих ламп от населения и предприятий. В дальнейшем собранные элементы питания направляются на переработку на головное предприятие в Минск.

На этом же предприятии осуществляется прием крупногабаритной бытовой техники, в том числе по заявительному принципу от населения. Информацию о пунктах сбора можно найти в сети Интернет — в интерактивной карте экологически дружественных мест и инициатив Беларуси (Зеленая карта): http://greenmap.by/.

И напоследок — о штрафах, ведь когда не помогает пряник, приходится применять кнут. Нарушение требований законодательства об обращении с отходами, согласно статье 15.63 КоАП Республики Беларусь, влечет предупреждение или наложение штрафа на физическое лицо в размере от 5 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 200 базовых величин, а на юридическое лицо — до 1000 базовых величин.

В текущем году к административной ответственности привлечено 121 юридическое, 31 физическое и 311 должностных лиц, наложено Штрафов на сумму более 141 тыс. рублей.

Но есть надежда, что уже в следующем году штрафов станет на порядок меньше. Ведь по закону перехода количества в качество проводимая в серьезных объемах профилактическая работа непременно должна сказаться на снижении числа нарушений.

Александра ПРОНЬКИНА