Кондратьева, Л. Неразгаданный сон / Л. Кондратьева // Магилёвская правда. — 1992. — 17 снежня.
В Истории Могилева было время, когда он мог стать столицей БССР. В 1938 году разрабатывался проект переноса ее из Минска, находившегося в 30 километрах от польской границы. Но уже в сентябре 1039 г. западные белорусские земли были присоединены, государственная граница отодвинулась на несколько сот километров на восток. Так что этот проект не осуществился, но кое-что сделано было…
Жителям Могилева и области, видимо, будет интересно узнать, какой собирались создавать новую столицу.
В Государственном архиве Могилевской области имеются соответствующие документы: постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 19 апреля 1938 г. «О городском строительстве в Могилеве в связи с переводом столицы Белорусской ССР», заключение комитета по делам строительства при СНК БССР «О генеральной схеме планировки гор. Могилева» от 4 сентября 1938 г. и некоторые другие.
Генплан социалистической реконструкции Могилева был разработан институтом «Белгоспроект» (арх. М. Андросов, Н. Трахтенберг). Он предусматривал комплексное развитие города с согласованным размещением промышленных и жилых районов, соответствующее благоустройство и озеленение будущей столицы.
Согласно плану, населенно Могилева за 15 лет Должно было возрасти с 85 тыс. до 230 тыс. человек. Промышленное развитие намечалось в основном за счет роста химической и металлообрабатывающей отраслей, a Tarntffe легкой, пищевой, местной. Здесь должны были быть целлгазно-бумажный комбинат, заводы линолеума, естественного каучука, электромоторов, коммунального оборудования,, аппаратуры СВЯЗИ, часовой завод. мебельная, бисквитная, конфетная фабрики, кинофабрика.
Пот как рисовался будущий облик Могилева в статье «Сацыялістычньт горад» (« Каму нар Магілёўгочыны от 12 декабря 1938 г): «Праз дватры гады Магілёў стане непазнзавальным. Каичаткова знікнуць ямы і канавы на ўскраінах… Усе уліцы горада забудуюцца дамам ў чатырі і пяць паверхаў… Усе рэчкі. працякаючыя на тэрыторыі горала, будуць адзеты ў бетон. Праз раку Днепр будуць пабудаваны два новы я маеты.
У горадзе паявяцца ноныл віды транспарту. На Першамайскай будзе халзіць тралейбус. на Інжынернай — трамвай. У другіх раёнах горала будуць куреяваць аутобусы. Магілёў будзе пашырацца ў бок Машакоўкі.
Там, дзе зараз раскінуты Матпакоўскія хутары, будзе пабудаван вялікі навукова-вучэбны гарадок. У 1939 годзе у гэтым месцы пачнецца будаўніцтва карпусоў Інстытута фізкультўры і лесатэхнічнага інстьітута. Крылу воддаль будзе пабудаван клінічны гарадок… На Бабруйскім шасэ хутка пачнецца будаўніцтва яшчэ адмаго інстытута — мікрабіялагічнага. Значна пашырыцца педагагічны інстытут. Магілёў стане адным з культурных і прамысловых цэнтраў БССР».
Территориальный рост Могилева намечался проектом за счет освоения площадей па восток от центра, причем с основной массой расселения па правом берегу Днепра, как более благоприятном в саннтарно-гигиениьческом отношении. Река становилась природной композиционной осью города. Застройке набережных обоих’ берегов придавалось большое архитектурное значение.
Основное строительство сосредотачивалось в обжитых кварталах города.
По к «реконструкции», а точнее, под снос, были определены не только мелкие деревянные здания. Посмотрим на схему центра Могилева 1938 г. (Именно центр подлежал реконструкции в первую очередь). На исторически сложившуюся планировку улиц Первомайской. Ленинскей. Пионерской легли четкие кварталы капитальных Л-, 5 птажпых зданий. Здесь намечалось построить: Дом печати, гостиницу, универмаг (ул. Первомайская), облисполком, госбанк, госархив (ул. Буденного), кинотеатр, библиотеку, консерваторию и музыкальную школу (ул. Ленинская), и многое другое.
Па площадь Победы (ныне Советская) выводились новые величественные здания ЦК КП(б)Б, горсовета, театра. Открылось само пространство перед площадыо. Первомайская улица, пересекая пл. Победы, должна была составить единую магистраль с Днепровским мостом (движение по ул. Челюскинцев шло ярусом ниже). По обе стороны от площади располагались спуски в парк им. Горького и в Центральный парк культуры и отдыха (Подниколье).
Новая планировка Могилева, по мнению авторов проекта. должна была соответствовать облику социалистического города, его административно — политическому назначению. Не нашлось только места в социалистическом Могилеве архитектурным памятникам, определяющим многовековой облик города.
Раньше или позже подлежали сносу капитальные дома, составляющие ансамбль бывшей Губернаторской площади (ратуша, дома губернатора, вице-губернатора, губернского правления, городской управы, врачебной тира вы и архива), архиерейский дворец и другие исторические здания по Первомайской и Ленинской уликам. Такая же судьба ожидала и храмы: Богоявленский, Трех Святителей, Воскресенскую церкви, костелы с.в. Антония, св. Станислава и другие.
Иосифовский собор, замечательный памятник архитектуры в стиле классицизма (арх. II. А. Львов) стал жертвой уже в 1938 г. Он был взорван, и на его месте построена гостиница «Днепр». Не спасло собор и то, что он уже давно не использовался как культовое заведение, а с 1934 г. там находился музей истории религии и атеизма. Другого места под строительство гостиницы в городе «не нашлось».
Архитектурная история Могилева, согласно генеральной схеме, начиналась заново. Одному только драмтеат-РУ удалось вписаться в новую планировку. Выл даже намечен его ремонт.
Городской административный центр планировался на Базарной площади (теперь пл. Ленина) с размещением здесь Дома правительства, административных и жилых зданий для работников правительства. Проект правительства (Дома Советов. как стали его называть в Могилеве) создал архитектор И. Г. Лангбард, используя композиционные приемы и формы своей предыдущей работы по созданию дома правительства в Минске, построенного в 1929— 1934 гг. Расход средств на Дом Советов планировался в пределах 8 млн. рублей. А вот здание напротив — для НКВЛ (сейчас машиностроительный институт), Оценивалось подороже — в 9 млн. рублей.
В качестве главных городских магистралей выделялись улицы Первомайская и Инженерная (часть современных улиц К. Маркса и Ленинской после ее пересечения с проспектом Мира).
В пойме правого берета Днепра (Подниколье) прсдполагалось разбить Центральный парк культуры и отдыха на 200 га. «Эта пойма р. Днепр, находящаяся в центре города и являющаяся в настоящее время неблагоустроенной и загрязненной,
— будет превращена в живописную и здоровую, а ее освоение оживит и улучшит пейзаж», — сказано в текстовой части эскизного проекта планировки ЦПКО. «Нужно дать в ЦПКО для посетителя необходимый культурный отдых и соответственную политическую зарядку»,—такой себе видели задачу авторы проекта. Для её осуществления они планировали в парке зеленые театры, кинотеатр, выставки, музыкальные эстрады и танцы площадки, аттракционы, стадион, тир, гимнастический ля городок, футбольное поле, речной вокзал, воднолыжную станцию, рестораны, кафе, киоски. А многочисленные аллеи и площадки парка же предполагалось украсить ценными декоративными породами деревьев и кустарников: амурским бархатом,маньчжурским ясенем, скандинавской рябиной, голубой елью, лавровым и пахучим тополем, западной туей, боярышником. Радовать отдыхающих должно было обилие цветов. Николаеве церковь подлежала сносу: оказывалась на пути оной из аллей парка.
Спуск в парк с вала Красной Звезды оформлялся террасами с лестницами, смотровыми площадками, скульптурными вазами.
Вот такой «райский городок» планировался в Могилеве. Осуществлению мечты помешала война. А что мешало потом. 47 лет после войны? В 1988 г. был принят очередной проект создания парка «Подниколье» на территории в 100 га…
План генеральной реконструкции Могилева 1938 года имел свои достоинства: он намечал промышленный рост города, значительное строительство объектов жилья и культуры, инженерное благоустройство, озеленение улиц, скверов, площадей. Но его ошибкой было полное пренебрежение к историческим и культурным памятникам города. В этом, как в капле воды, отразилась характерная, в то время, тенденция для всей страны в целом.
После того, как перенос белорусской столицы отменили, были внесены коррективы в план реконструкции Могилева. В частности, Исключили строительство ряда предприятий и административных зданий, снизили расчетную численность жителей до 170 тыс. человек, к лету 1941 г. было в основном закончено строительство административно — общественно, го центра на будущей пл., Ленина, гостиницы «Днепр кинотеатра «Родина»., нескольких жилых домов. остальное помешала сделать война.
В актах комиссии по установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков в Могилеве перечисляются как невосполнимые утраты взорванные и разбомбленные памятники архитектуры, называются точные цифры ущерба, затраты на их реставрацию. Но напрашивается печальный вывод: война не пощадила многие архитектурные памятники, но, не будь ее, успешная социалистическая реконструкция Могилева тоже стерла бы их с лица города.
Страшную картину представлял собой Могилев, лежавший в руинах, особенно пострадал его центр. Сразу после освобождения начались восстановительные работы и прежде всего возведение жилья. До реставрации памятников архитектуры дело 1 не дошло. Несколько лет простояли в руинах, а потом были снесены ратуша, Воскресенская церковь, Когоявленский собор…
В 1947—1950 гг. был разработан новый генеральный план развития Могилева.
Л. КОНДРАТЬЕВА
ст. научный сотрудник Могилевского областного краеведческого музея.