Почему буксует строительство?

Александров, Г. Почему буксует строительство? : [семинар-совещание о повышении эффективности строительного комплекса] / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2019. — 10 января. — С. 13. 

Строительный сектор в последнее время не на шутку занемог: упали объемы работ, много вопросов по их качеству, снижению себестоимости. Проблема и с кадрами — невысокие зарплаты вызывают отток строителей на зарубежные стройки. Если раньше отрасль занимала около 10% ВВП страны, то ныне — вдвое меньше. 

Сложившаяся ситуация в ноябре прошлого года обсуждалась на семинаре-совещании о повышении эффективности строительного комплекса с участием главы государства, которым было поручено максимум до конца первого квартала 2019 года урегулировать обозначенные вопросы. Остается неизменным и требование по стоимости «квадрата» жилья — не выше средней зарплаты по стране.
Но прежде, чем наметить пути выздоровления, надо поставить точный диагноз — в конце прошлого года Комитет госконтроля Могилевской области провел аудит эффективности функционирования строительного комплекса региона.

— К сожалению, в последние годы в развитии отрасли наблюдается отрицательная динамика (практически по всем ключевым показателям она не дотягивает до уровня 2010 года), — отметил начальник управления контроля отраслей хозяйства и денежно-кредитной сферы КГК Могилевской области Дмитрий Захаров. — Удельный вес отрасли в структуре валового регионального продукта составил 6,3% в 2016-м году и 5,3% в 2017-м — это минимальные значения за последние 7 лет. Не достигнут в строительстве и установленный Программой развития области показатель темпа роста производительности труда (за 2017 год он составил 83,4% при задании 111,8 %). За январь-октябрь прошлого года динамика несколько улучшилась, это было связано с проведением в Могилеве V Форума регионов Беларуси и России, когда с привлечением дополнительного бюджетного финансирования был выполнен немалый объем работ (капремонты Дворца культуры области, улицы Якубовского, Минского шоссе, путепровода по проспекту Мира, площади Славы и других объектов). Однако в целом основные негативные тенденции в развитии регионального строительного комплекса сохраняются — это недостаточный объем подрядных работ и инвестиций в основной капитал, сокращение объемов строительства жилья, рост затрат на производство продукции, большое количество нерентабельных и низкорентабельных стройорганизаций.

По информации контролеров, большинство из 122 подвергнутых анализу стройорганизаций области — малоэффективные, а то и вовсе проблемные. Если в 2016 году рентабельность продаж в стройотрасли составила 2,3% (при прогнозном показателе 2,8%), то в 2017 году — 1,3% (3,5%), в январе—сентябре прошлого года — 0,1% (4%). По данным за 9 прошлогодних месяцев, с отрицательным финансовым результатом сработали 35 строительных организаций области, или 36,8% их общего количества, тогда как согласно Программе развития области удельный вес убыточных организаций в строительстве должен был составить в прошлом году не более 13,8 %.

«Финансы поют романсы» — значительно выросла за последние годы дебиторская задолженность стройорганизаций. Представьте лично себя бизнесменом: если ваш партнер не рассчитался вовремя за заказанную вам работу, вряд ли вы потом будете иметь с ним коммерческие дела. Однако в строительстве из месяца в месяц могут откладывать завершение строительства объектов, потому что не расплатились заказчики. Как показал анализ аудиторов, общая сумма дебиторской задолженности в стройорганизациях на 1 октября 2018-го составила 152,66 млн. рублей и увеличилась по сравнению с началом года на 23,76 млн. рублей (на 18,4%). В результате вымывается «оборотка», возникают проблемы с погашением банковских кредитов, уплатой налогов в бюджет.

По мнению контролеров, одна из причин финансовых проблем — в слабой проработке управленческих решений: предприятия начинают строить, а деньги ищут потом. Как итог — затягивание сроков, невысокое качество работ.

— На 1 января 2018-го в Могилевской области насчитывалось 412 долгостроев (52,2% от всех объектов незавершенного строительства в стране), в возведение которых вложены более 200 млн. рублей государственных средств, — говорит Дмитрий Захаров. — При этом перспективы завершения строительства большинства из них пока весьма неопределенны. К примеру, на протяжении более 10 лет в Могилеве не завершается строительство пристройки к спецшколе-интернату с реконструкцией здания школы и благоустройством прилегающей территории площадью 500 «квадратов» на улице Бялыницкого-Бирули. За время строительства этого объекта уже сменилось 3 заказчика, проектно-сметная документация на него уже устарела и нуждается в корректировке. Когда вообще нужно начинать строительство? Когда разработана и утверждена проектно-сметная документации, имеется соответствующее финансирование. Однако эти главные условия не всегда соблюдаются. К примеру, в декабре 2014 года начата дорогостоящая (изначальной стоимостью 6,3 миллиона рублей) реконструкция крытых теннисных кортов государственного физкультурно-оздоровительного учреждения «Космос-корт» в Могилеве, которую планировалось завершить в декабре 2015 года — при том, что инвестиций в областном и городском бюджетах было лишь на 6,3% (0,40 млн. рублей) его стоимости. В течение 4-х лет в объект были вложены бюджетные средства в общем размере 2,7 млн. рублей. Вряд ли эти вложения можно назвать эффективными с учетом нехватки в областном центре гораздо более значимых социальных объектов — в частности, поликлиник и детских садов. На протяжении многих лет не налажена также работа по вводу в эксплуатацию объектов благоустройства (улиц, проездов), находившихся в стадии незавершенного строительства. В Могилеве, например, на 1 октября прошлого года насчитывалось свыше 50 таких объектов, в возведение которых вложено более 25 млн. рублей государственных средств.

Ситуация, когда строители могут взяться за выполнение работ, не имея для этого необходимого финансирования, технических условий и материалов в тех же странах Запада в принципе невозможна. А у нас надеются на помощь государства? Но бюджет ведь — не резиновый. Понятно, развитие строительного комплекса зависит от динамики развития всех отраслей экономики: есть у заказчиков деньги, инвестиции — они вкладываются в возведение новых промышленных корпусов, домов, реконструкцию существующих объектов. Увы, возможности бюджета в последние годы сузились — к примеру, жилья за счет льготных кредитов в 2016—2017 годах построено в 2—3 раза меньше, чем в 2013—2015 годах. Ну а выдаваемые на общих основаниях банковские кредиты слишком дороги, чтобы за них люди массово покупали квартиры. Это одна из причин того, что производственные мощности того же Могилевского ДСК в январе — сентябре 2018 года были загружены лишь наполовину. Произошел и спад инвестиционной активности: если в 2010—2016 годах на Могилевщине завершили реализацию ряда инвестпроектов, в которые были вложены свыше полутора миллиардов долларов государственных и частных инвестиций, то в течение последних двух лет, отметили в КГК, новые крупные стройобъекты (с общим объемом инвестиций более 50 млн. долларов США) в области не возводятся (за исключением реконструкции производства в ОАО «Могилевхимволокно», создания дополнительных мощностей в ОАО «Белшина», а также строительства завода по производству технического углерода в Могилеве). Но в этих условиях, очевидно, тем более надо снижать издержки, экономить каждую копейку? Однако установленный Программой развития области показатель по ежегодному сокращению затрат на 0,1 процента не выполнен (в 2017 году они выросли на 2,9%, за январь—сентябрь 2018-го — на 1,7%). А возможности по снижению затрат есть — например, по предложениям КГК, внесенным участникам строительства, только за счет оптимизации проектных решений удалось в прошлом году сэкономить 11,9 млн. рублей.

По-прежнему одной из самых злободневных проблем в строительстве остается и качество строительно-монтажных работ. Переделка брака — это тоже затраты. В частности, многочисленные грубые нарушения выявлены в ходе обследования построенной в 2017 году средней школы в Кричеве: ряд подвальных помещений школы был затоплен водой, местами на стенах школы был разрушен штукатурный слой, отсутствовали некоторые дверные приборы и сантехническое оборудование, частично просела тротуарная плитка… После вмешательства КГК заказчиком и подрядчиком были приняты меры по устранению недостатков строительства. Вместе с тем, по информации работников школы, ряд недоделок до сих пор не устранен. Некачественно выполненные строительные работы были выявлены и в многоквартирном жилом доме по улице Бакунина, капремонт которого был сделан в 2016 году. К слову, в 2016—2017 годах и за 9 месяцев 2018-го в КГК поступило свыше 100 обращений от граждан по поводу низкого качества строительных работ.

Строительство, по большому счету, — отрасль, которая стимулирует спрос на самые разные товары. По словам специалистов, создание  одного рабочего места в ней влечет за собой организацию примерно 11—12 новых рабочих мест в других отраслях экономики. Увы, недозагруженность строительных мощностей, высокие затраты, проблемы с расчетами за выполненные работы влекут за собой привлечение кредитов на выплату зарплаты (под высокие ставки), низкий ее уровень, сокращение кадров. В советские времена на специальность «Промышленное и гражданское строительство» был один из самых высоких конкурсов. Молодые люди знали, что по окончании вуза они уже на старте смогут получать зарплату на треть выше, чем в других профессиях — стройка требует ответственности, знаний и квалификации, трудиться на объектах надо и в зной, и в мороз. Сегодня же в строительстве заработки ниже, чем в среднем по области. Численность работников, занятых в строительной отрасли, в 2017-м и за 9 месяцев прошлого года снизилась на 2100 человек (на 12,8%), с 2010 года — более чем в 2,5 раза. Многие строители уезжают на заработки за рубеж, и это — не самые плохие кадры.

Кризисы, однако, приходят и уходят — как сохранить предприятия и квалифицированных работников? Один из вариантов — экспорт строительных услуг. Однако, по данным КГК, за последние 3 года он снизился примерно на 40% (с 59 млн. долларов в 2015 году до 38 млн. в 2017-м и 23,3 млн. за 9 месяцев прошлого года). В то время как Программой развития области предусмотрено, что в 2018 году экспорт стройуслуг должен составить не менее 40,3 млн. долларов. Значит, вопросы — к менеджерам предприятий, которые, похоже, не предпринимают больших усилий в поиске контрактов за пределами страны.

Сейчас вырабатывается алгоритм действий по выводу стройотрасли из непростой ситуации. В частности, с 1 января выросли зарплаты строителей, что позволит их приблизить к уровню заработков в соседних странах. Министерством архитектуры и строительства подготовлен проект Стратегии развития строительной отрасли РБ до 2025 года, будет также приниматься ряд нормативно-правовых актов, основным из которых станет Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. В нем будут сформулированы такие «правила игры», которые позволяли бы нормально функционировать как строительным организациям, так и индивидуальным предпринимателям. Ну, а сейчас многое зависит от руководства предприятий, задача которых минимизировать издержки таким образом, чтобы не только сходился дебет с кредитом, но и была хотя бы небольшая финансовая подушка безопасности на будущее.

По результатам аудита КГК предложил рассмотреть в ближайшее время эффективность функционирования регионального строительного комплекса на заседании облисполкома, разработать программу его развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, порядок формирования перечня объектов областной инвестиционной программы, а также объектов, возведение которых финансируется за счет бюджетов базового уровня. Предложено также исключить практику инициирования возведения новых государственных объектов при отсутствии необходимого финансирования, изготовления государственными заказчиками проектно-сметной документации на строительство объектов, возведение которых не может быть оперативно начато после ее утверждения, и ряд других мер по оздоровлению отрасли. Впереди — тяжелая работа.

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.