Булова, Е. «Золотой шлягер»: вспомнить все / Евгений Булова // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 20 сентября. — С. 6—7.
Необходимость вернуться к нижеследующим событиям прошлого возникла совершенно случайно. Бывает иногда так, что, перебирая, к примеру, старые фотографии, вдруг ощущаешь ранее неведомые эмоции, связанные с чем-то уже хорошо всем известным.
И хочется снова вспомнить минувшее, дабы рассказать о том что по какой-то причине не поведал тогда. Или сделать на чем-то дополнительный акцент. Лицом к лицу лица не увидать. Больше видится на расстоянии. Применительно к фестивалю «Золотой шлягер» эти расстояния уже вот-вот приблизятся к тридцати годам, ведь самые первые позывные Могилевского музыкального ретрофорума прозвучали в ноябре 1995-го.
Волею судьбы автору этих строк довелось в качестве корреспондента (и не только) пройти практически все золотошлягерные фестивали — от а до я. В многочисленных интервью, репортажах, обзорах, заметках я, кажется, выплеснул все, чем полнилась душа. Хотя в нашем творческом процессе всегда остаются отдельные фрагменты, которые по той или иной причине так и не попадают в конечный вариант. Может быть, из-за того, что казались тогда малозначительными или не до конца осмысленными… Может быть, просто не удалось вписаться в рамки газетных полос. Даже банальное «забыл» нельзя сбрасывать со счетов.
Теперь вот, похоже, есть повод вспомнить — не за горами очередной «Золотой шлягер-2019».
Так что начнем…
1995 год. Могилев, ноябрь, пасмурно, временами дождь.
Не поверите, но информацию о том, что скоро в Могилеве пройдет какой-то фестиваль исполнителей музыки прошлого, организованный руководителем недавно созданной облфилармонии Владимиром Браиловским, мне сообщил старый приятель, которого многие могилевчане знали по прозвищу Усик. К его словам я отнесся с определенной долей скепсиса — откуда ему, не имеющему никакого отношения к журналистике человеку, может быть известно о том, о чем даже я, замредактора «МВ» — ни сном ни духом!
Тем не менее мой приятель оказался прав, через некоторое время уже из официальных источников появились сведения — будет «Золотой шлягер»! Что это такое, никто не знал.
В то время музыка в постсоветских странах отличалась особой атмосферой. С одной стороны, уже порядком поднадоели еще недавно труднодоступные хардроковые, авангардные, кислотно-попсовые образцы творчества всевозможных исполнителей как Запада, так и Востока. С другой стороны, о ретро-певцах эпохи социализма как-то окончательно подзабыли, словно их никогда и не было.
…И вдруг имена на афишах: Максим Магомаев. Тамара Миансарова, Эдуард Хиль, Нани Брегвадзе, Владимир Трошин…
Даже воспитанные на «битлах» и «роллингах» меломаны с нескрываемым любопытством косились на подобный перечень «звезд», суетливо протирая глаза, стекла очков: так они еще существуют и даже поют?
Если кто помнит, в те годы были широко распространены гастрольные «часы» двойников популярных артистов — покупаешь билет вроде как на концерт «Сектора Газа», а на сцену выходят похожие на них, но совершенно другие молодые люди. Про музыкальную «фанеру» я уже и не говорю.
Естественно, такие непредвиденные метаморфозы оставляли осадок в душах любителей музыки того времени, приходивших в зрительный зал.
Первый же «Золотой шлягер-1995» дал всем понять: здесь нет никаких подделок!
Вспоминаю мое интервью с народным артистом СССР Муслимом Магомаевым в тот первый фестиваль. В гримерке тогдашнего ДК «Химволок- но» мы были с ним вдвоем. Поблагодарив артиста за великолепный концерт, я сразу же признался, что слежу за его творчеством с 1966 года, когда, будучи пятиклассником бобруйской средней школы №19, впервые услышал «Королеву красоты».
Муслима Магометовича впечатлили слова о том, что на протяжении достаточно длительного времени я представлял его в чем-то схожим с д’Артаньяном из очень мне нравившегося французского фильма «Три мушкетера». Мне почему-то казалось (а с телевизорами в то время была «напряженка»), что исполнитель «Королевы» не расстается с широкополой шляпой и обязательно носит усы. Певец рассмеялся и бросил шутливый взгляд на собственное изображение в зеркале гримерки.
Не могли мы обойти стороной песню «В путь», которую Муслим Магомаев исполнил на итальянском языке и которую привез в Союз в 1964 году после стажировки в знаменитом миланском оперном театре «Ла Скала». Эта композиция моментально стала своеобразным гимном стиляг всего Советского Союза.
К слову, знакомство с западной музыкой, в частности с Элвисом Пресли, для Магомаева начиналось с пресловутых самодеятельных пластинок, нарезанных на рентгеновских снимках, «ребрах». Легендарный певец не преминул тогда подчеркнуть, что на сцене он не работает, а именно поет.
Не могу не вспомнить эмоциональную встречу в Могилеве, у входа в одноименную гостиницу, Эдуарда Хиля. Узнав время его приезда, на гостиничное крыльцо вместе с работниками филармонии вышел Игорь Лученок — тепло обняться со своим давним другом нашему прославленному композитору не мог помешать даже до костей пронизывающий ноябрьский ветер. Хиль аж тут же запел что-то на белорусском языке.
Оказывается, Тамара Миансарова, принимавшая участие в первом «Золотом шлягере», тоже всегда была дружна с Лученком. Более того, она даже вместе с ним одно время училась в минской школе. Встретившись во время «Золотого шлягера», Миансарова и Лученок долго обменивались не только впечатлениями из прошлого (вспомнили даже девичью фамилию Тамары Григорьевны — Ремнёва), но и вели разговор о возможном творческом содружестве.
Моя беседа с Миансаровой также проходила в гримерке после великолепного концерта певицы. Достаточно только назвать две песни, которые исполнила заслуженная артистка Украины, чтобы стало ясно — это было незабываемое зрелище. А песни следующие: «Пусть всегда будет солнце» и «Черный кот». Авторитетный польский журнал «Панорама» в конце семидесятых опубликовал на своих страницах хитпарад наиболее популярных, на их взгляд, композиций, прозвучавших за последние два десятилетия. Так вот миансаровское «Солнце» оказалось на девятом месте, пропустив вперед только «Битлз», «Роллинг Стоунз», «АББА», Джими Хендрикса, Шарля Азнавура, Эдит Пиаф.
Если не забыли, песня «Пусть всегда будет солнце» завоевала главный приз престижного Сопотского фестиваля в 1963 году.
Поначалу ситуация в Сопоте складывалась не самым удачным образом, даже представители советского посольства в Польше недоумевали, почему на фестиваль эстрадной песни прибыла певица с таким пафосным произведением. Чтобы выйти из затруднительного положения, Миансарова решила исполнить композицию детским голосом. И не прогадала, став победителем конкурса.
Но самая богатая на эмоции история связана у Миансаровой с песней «Черный кот». Повествование певицы по этой теме было преисполнено массой всевозможных подробностей и деталей. К примеру, началось все с совершенно неожиданного звонка композитора Саульского, который, даже не поздоровавшись, сообщил: «Тамара, быстрее беги на радио, у меня тут «горит» запись одной песни!» Миансарова тут же приехала и тут же записалась.
И вскоре началось… «Черный кот» зазвучал отовсюду. Его слушали, под него танцевали. Но самое обидное, на него ополчились все газеты и журналы. Не было ни одного СМИ, которое бы не «зацепило» «Черного кота», а вместе с ним Миансарову, Саульского, Танича, мол, как это люди с таким вкусом, образованием могли так низко опуститься.
Годом позже, на «Золотом шлягере» 1996 года, о чем- то очень похожем мне рассказывал народный артист России Вадим Мулерман, в то время живший в Нью-Йорке. Певец сетовал на то, что его буквально вынудили покинуть Союз. Как и Эмиля Горовца, с которым Мулерман в США всегда поддерживал дружеские отношения.
Валерий Ободзинский тоже не скрывал своей неудовлетворенности по поводу того, что ему пришлось немало перетерпеть за «легковесные песенки о любви».
Тем не менее своеобразной квинтэссенцией всего вышесказанного могут служить слова Владимира Трошина, который отметил в дни «Золотого шлягера-1996»: «Сегодня в бывшем Союзе немало городов, которые, как говорится, просто кусают локти — как же они не додумались организовать такой замечательный фестиваль».
К сожалению, многие герои публикации уже ушли от нас. В 1997 году умер Валерий Ободзинский, в 2008 году не стало Муслима Магомаева и Владимира Трошина, в 2017-м — Тамары Миансаровой, в 2018-м — Вадима Мулермана, Игоря Лученка…
Однако есть немало событий (и очередной «Золотой шлягер-2019» в их ряду), которые не дают нам забыть замечательных исполнителей, подаривших своим почитателям массу восторженных впечатлений. На долгие-долгие годы!
Евгений БУЛОВА