«Золотой шлягер»: вспомнить все

Булова, Е. «Золотой шлягер»: вспомнить все / Евгений Булова // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 20 сентября. — С. 6—7.

Необходимость вернуться к нижеследующим событиям прошлого возникла совершенно случайно. Бывает иногда так, что, перебирая, к примеру, старые фотографии, вдруг ощущаешь ранее неведомые эмоции, связанные с чем-то уже хорошо всем известным.

И хочется снова вспомнить минувшее, дабы рассказать о том что по какой-то причине не поведал тогда. Или сделать на чем-то до­полнительный акцент. Лицом к лицу лица не увидать. Боль­ше видится на расстоянии. Применительно к фестивалю «Золотой шлягер» эти рассто­яния уже вот-вот приблизятся к тридцати годам, ведь самые первые позывные Могилевско­го музыкального ретрофорума прозвучали в ноябре 1995-го.

Волею судьбы автору этих строк довелось в качестве корреспондента (и не только) пройти практически все золотошлягерные фестивали — от а до я. В многочисленных ин­тервью, репортажах, обзорах, заметках я, кажется, выплеснул все, чем полнилась душа. Хотя в нашем творческом процессе всегда остаются отдельные фрагменты, которые по той или иной причине так и не попада­ют в конечный вариант. Может быть, из-за того, что казались тогда малозначительными или не до конца осмысленными… Может быть, просто не удалось вписаться в рамки газетных полос. Даже банальное «забыл» нельзя сбрасывать со счетов.

Теперь вот, похоже, есть повод вспомнить — не за го­рами очередной «Золотой шлягер-2019».

Так что начнем…

1995 год. Могилев, ноябрь,  пасмурно, временами дождь.

Не поверите, но информа­цию о том, что скоро в Могиле­ве пройдет какой-то фестиваль исполнителей музыки про­шлого, организованный руко­водителем недавно созданной облфилармонии Владимиром Браиловским, мне сообщил старый приятель, которого многие могилевчане знали по прозвищу Усик. К его словам я отнесся с определенной долей скепсиса — откуда ему, не име­ющему никакого отношения к журналистике человеку, может быть известно о том, о чем даже я, замредактора «МВ» — ни сном ни духом!

Тем не менее мой приятель оказался прав, через некото­рое время уже из официальных источников появились сведе­ния — будет «Золотой шлягер»! Что это такое, никто не знал.

В то время музыка в пост­советских странах отличалась особой атмосферой. С одной стороны, уже порядком под­надоели еще недавно труд­нодоступные хардроковые, авангардные, кислотно-поп­совые образцы творчества всевозможных исполнителей как Запада, так и Востока. С другой стороны, о ретро-певцах эпохи социализма как-то окон­чательно подзабыли, словно их никогда и не было.

…И вдруг имена на афишах: Максим Магомаев. Тамара Миансарова, Эдуард Хиль, Нани Брегвадзе, Владимир Трошин…

Даже воспитанные на «битлах» и «роллингах» меломаны с нескрываемым любопытством косились на подобный перечень «звезд», суетливо проти­рая глаза, стекла очков: так они еще существуют и даже поют?

Если кто помнит, в те годы были широко распространены гастрольные «часы» двойников популярных артистов — покупаешь билет вроде как на концерт «Сектора Газа», а на сцену выходят похожие на них, но совершенно другие молодые люди. Про музыкальную «фанеру» я уже и не говорю.

Естественно, такие непред­виденные метаморфозы остав­ляли осадок в душах люби­телей музыки того времени, приходивших в зрительный зал.

Первый же «Золотой шля­гер-1995» дал всем понять: здесь нет никаких подделок!

Вспоминаю мое интервью с народным артистом СССР Муслимом Магомаевым в тот первый фестиваль. В гримерке тогдашнего ДК «Химволок- но» мы были с ним вдво­ем. Поблагодарив артиста за великолепный концерт, я сразу же признался, что слежу за его творчеством с 1966 года, когда, будучи пятиклассником бобруйской средней школы №19, впервые услышал «Королеву красоты».

Муслима Магометовича впе­чатлили слова о том, что на протяжении достаточно длительного времени я пред­ставлял его в чем-то схожим с д’Артаньяном из очень мне нравившегося французского фильма «Три мушкетера». Мне почему-то казалось (а с теле­визорами в то время была «на­пряженка»), что исполнитель «Королевы» не расстается с широкополой шляпой и обя­зательно носит усы. Певец рассмеялся и бросил шутливый взгляд на собственное изо­бражение в зеркале гримерки.

Не могли мы обойти сторо­ной песню «В путь», которую Муслим Магомаев исполнил на итальянском языке и ко­торую привез в Союз в 1964 году после стажировки в зна­менитом миланском оперном театре «Ла Скала». Эта ком­позиция моментально стала своеобразным гимном стиляг всего Советского Союза.

К слову, знакомство с за­падной музыкой, в частности с Элвисом Пресли, для Магома­ева начиналось с пресловутых самодеятельных пластинок, нарезанных на рентгеновских снимках, «ребрах». Легендар­ный певец не преминул тогда подчеркнуть, что на сцене он не работает, а именно поет.

Не могу не вспомнить эмо­циональную встречу в Моги­леве, у входа в одноименную гостиницу, Эдуарда Хиля. Узнав время его приезда, на гостиничное крыльцо вместе с работниками филармонии вышел Игорь Лученок — тепло обняться со своим давним дру­гом нашему прославленному композитору не мог помешать даже до костей пронизываю­щий ноябрьский ветер. Хиль аж тут же запел что-то на бело­русском языке.

Оказывается, Тамара Миансарова, принимавшая участие в первом «Золотом шлягере», тоже всегда была дружна с Лученком. Более того, она даже вместе с ним одно вре­мя училась в минской школе. Встретившись во время «Зо­лотого шлягера», Миансарова и Лученок долго обменивались не только впечатлениями из прошлого (вспомнили даже девичью фамилию Тамары Григорьевны — Ремнёва), но и вели разговор о возможном творческом содружестве.

Моя беседа с Миансаровой также проходила в гримерке после великолепного концер­та певицы. Достаточно только назвать две песни, которые исполнила заслуженная ар­тистка Украины, чтобы стало ясно — это было незабываемое зрелище. А песни следующие: «Пусть всегда будет солнце» и «Черный кот». Авторитетный польский журнал «Панорама» в конце семидесятых опубли­ковал на своих страницах хит­парад наиболее популярных, на их взгляд, композиций, прозвучавших за последние два десятилетия. Так вот миансаровское «Солнце» оказалось на девятом месте, пропустив вперед только «Битлз», «Роллинг Стоунз», «АББА», Джими Хендрикса, Шарля Азнавура, Эдит Пиаф.

Если не забыли, песня «Пусть всегда будет солнце» завоевала главный приз пре­стижного Сопотского фести­валя в 1963 году.

Поначалу ситуация в Сопоте складывалась не самым удач­ным образом, даже предста­вители советского посольства в Польше недоумевали, почему на фестиваль эстрадной пес­ни прибыла певица с таким пафосным произведением. Чтобы выйти из затруднитель­ного положения, Миансарова решила исполнить компози­цию детским голосом. И не прогадала, став победителем конкурса.

Но самая богатая на эмоции история связана у Миансаровой с песней «Черный кот». Повествование певицы по этой теме было преисполнено массой всевозможных подроб­ностей и деталей. К примеру, началось все с совершенно неожиданного звонка компо­зитора Саульского, который, даже не поздоровавшись, со­общил: «Тамара, быстрее беги на радио, у меня тут «горит» запись одной песни!» Мианса­рова тут же приехала и тут же записалась.

И вскоре началось… «Чер­ный кот» зазвучал отовсюду. Его слушали, под него танце­вали. Но самое обидное, на него ополчились все газеты и журналы. Не было ни одного СМИ, которое бы не «зацепи­ло» «Черного кота», а вместе с ним Миансарову, Саульского, Танича, мол, как это люди с таким вкусом, образованием могли так низко опуститься.

Годом позже, на «Золотом шлягере» 1996 года, о чем- то очень похожем мне рас­сказывал народный артист России Вадим Мулерман, в то время живший в Нью-Йорке. Певец сетовал на то, что его буквально вынудили покинуть Союз. Как и Эмиля Горовца, с которым Мулерман в США всегда поддерживал дружеские отношения.

Валерий Ободзинский тоже не скрывал своей неудовлет­воренности по поводу того, что ему пришлось немало перетерпеть за «легковесные песенки о любви».

Тем не менее своеобразной квинтэссенцией всего вы­шесказанного могут служить слова Владимира Трошина, который отметил в дни «Золо­того шлягера-1996»: «Сегодня в бывшем Союзе немало горо­дов, которые, как говорится, просто кусают локти — как же они не додумались органи­зовать такой замечательный фестиваль».

К сожалению, многие герои публикации уже ушли от нас. В 1997 году умер Валерий Ободзинский, в 2008 году не стало Муслима Магомаева и Владимира Трошина, в 2017-м — Тамары Миансаровой, в 2018-м — Вадима Мулермана, Игоря Лученка…

Однако есть немало со­бытий (и очередной «Золо­той шлягер-2019» в их ряду), которые не дают нам забыть замечательных исполнителей, подаривших своим почитателям массу восторженных впечатлений. На долгие-долгие годы!

Евгений БУЛОВА