Кубека, В. Проверки на дорогах : [итоги работы областных подразделений Госавтоинспекции за прошлый год] / Виктор Кубека // Могилевская правда. — 2019. — 24 января. — С. 1, 4.
Традиционную пресс-конференцию по итогам работы областных подразделений Госавтоинспекции в прошедшем году начальник службы полковник милиции Михаил Невмержицкий начал с сообщения о том, что стражам дорог, несмотря на то, что транспортный поток постоянно увеличивается, удалось не только стабилизировать обстановку с аварийностью, но и снизить основные ее показатели — уменьшить количество самих аварий, а также жертв в них.
На дорогах области в 2018-м погибли в дорожно- транспортных происшествиях 65 человек, на 4 меньше, чем в году предыдущем. Получили ранения 471 — тоже на 16 меньше.
Одной из причин улучшения благополучия на дорогах начальник ГАИ назвал совершенствование дорожной сети области, поддержание ее в надлежащем состоянии. Однако даже при этом 151 авария совершена водителями при неблагоприятном сопутствующем дорожном факторе. Так что дорожникам рано самоуспокаиваться. Но, наверное, определяющей причиной того, что удается сдерживать рост потерь среди водителей, пассажиров и пешеходов, стал более жесткий и принципиальный подход к нарушителям со стороны работников службы. Скажем, почти в полтора раза больше наказано водителей, нарушивших правила перевозки детей. Жесткость подходов к выявлению нетрезвых за рулем с одновременным ужесточением наказания за этот вид нарушений привела к тому, что их становится меньше. Хотя цифра почти в 2,5 тысячи пока успокаивать никак не может. Ведь нетрезвый за рулем остается самой большой опасностью на дороге. А не самая большая доля совершаемых такими водителями аварий ни в коем случае не должна расхолаживать, поскольку последствия их, как правило, — это смерти и увечья.
Ширится применение технических средств выявления нарушений на дорогах, в частности, фотофиксация превышения установленных скоростных режимов. Этому есть объективные объяснения: лихачи за рулем остаются приоритетной опасностью, поскольку неконтролируемая скорость приводит к нарушению и правил маневрирования, и к опасным обгонам с выездом на встречную полосу движения. Тут уж собирается целый «букет», который зачастую становится могильными цветами. Поэтому и наказание за пренебрежение скоростными ограничениями предусмотрено суровое — вплоть до лишения водительских прав.
Конечно, пока нет возможности установить приборы фотофиксации во всех местах, где лихачи поддают газку. Но работа 48 стационарных датчиков, десять из которых появились на улицах и дорогах в минувшем году, доказала свою эффективность. Поэтому уже разрабатывается документация на установку еще четырех приборов.
Зная, что попадание в «фотоловушку» или встреча по его инициативе с инспектором ГАИ — это, как правило, «увертюра» к наказанию, некоторые водители становятся на путь нарушения уголовного законодательства, чтобы избежать его, — предлагают взятки. Таких случаев в минувшем году зафиксировано десять.- И в каждом из них взяткодатель понес наказание от внушительных штрафов до ограничения свободы. А россиянин из Мурманска даже попал в тюрьму вместо того, чтобы доехать до пункта назначения. Кстати, эти примеры явились не только свидетельством принципиальности нашего закона в отношении коррупции, но и проверкой на добросовестность несения службы сотрудниками Госавтоинспекции.
Каким бы миролюбивым ни был призыв известных писателей-сатириков «любить пешехода», судя по статистике ДТП, нужного отклика в душах водителей он пока не находит. Как, кстати, и у самих пешеходов, которым еще далеко до взаимной любви. На их совести более 39,6 тысячи нарушений Правил движения. Причем чаще всего элементарных: хождение по дороге в попутном направлении, без обозначения светоотражательными элементами, в пьяном виде, переход улиц в неустановленных местах и т. д. Потому и статистика пешеходного травматизма пугающая: почти треть от общего количества ДТП с 24 погибшими и 121 травмированным.
Не ангелы в этих ситуациях и водители. Почти каждый третий наезд на «безлошадных» собратьев совершается на пешеходных переходах. А в больших городах этот показатель приближается к половине. Поэтому в минувшем году более 7,1 тысячи автомобилистов наказаны именно за такое неправильное отношени к пешеходам.
Не меньше, а, наверное, более, не» какие-либо аспекты безопасности на до рогах, волнует сотрудников инспекции детский травматизм. Сейчас регистрации этого показателя проводится по новой схеме. Фиксируются происшествия с ребятами в возрасте до 18 лет, а не шестнадцати, как ранее. И в минувшем году он «вырос» на два случая, которые произошли с двумя семнадцатилетними подростками, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Ведь они-то, казалось бы, должны знать, как и где переходить улицу или дорогу.
Хотя это обстоятельство ни в коей мере не должно успокаивать. Потому что потенциальной угрозой остаются малолетние велосипедисты, юные водители, втайне от родителей садящиеся за руль, не имея на то права.
В общем, в году нынешнем у сотрудников Госавтоинспекции легкой жизни не предполагается. Хотя последние изменения в законодательстве в некоторых аспектах облегчают им выполнение функциональных обязанностей. Скажем, с нынешнего дня вступает в силу такая норма, которая дает возможность автовладельцам снимать с учета свои транспортные средства в любом регистрационном подразделении ГАИ на территории нашей республики. А те, кто покупает автомобиль в специализированном салоне, по желанию могут получить его от продавца уже с регистрационными государственными номерами.
Пока еще не набрал популярность так называемый европротокол. По нему при незначительном ДТП с материальным ущербом до 400 евро водители обоих транспортных средств могут не вызывать сотрудников ГАИ, а самостоятельно заполнить специальные бланки, не имея претензии в виновности друг к другу, и получить страховое возмещение в страховой компании.
Дальнейшее совершенствование организации дорожного движения, в котором предусмотрены как внедрение новых технических средств, так и использование определенных материальных ресурсов, ужесточение контроля по некоторым направлениям в правилах дорожного движения, усиление профилактической и разъяснительной направленности — все это станет составляющими усилий инспекции в нынешнем году. И, надо надеяться, принесет результат.
Виктор КУБЕКА