Проверки на дорогах

Кубека, В. Проверки на дорогах : [итоги работы областных подразделений Госавтоинспекции за прошлый год] / Виктор Кубека // Могилевская правда. — 2019. — 24 января. — С. 1, 4. 

Традиционную пресс-конференцию по итогам работы областных подразделений Госавтоинспекции в прошедшем году начальник службы полковник милиции Михаил Невмержицкий начал с сообщения о том, что стражам дорог, несмотря на то, что транспортный поток постоянно увеличивается, удалось не только стабилизировать обстановку с аварийностью, но и снизить основные ее показатели — уменьшить количество самих аварий, а также жертв в них.

На дорогах области в 2018-м погибли в дорожно- транспортных происшествиях 65 человек, на 4 мень­ше, чем в году предыдущем. Получили ранения 471 — тоже на 16 меньше.

Одной из причин улучшения бла­гополучия на дорогах начальник ГАИ назвал совершенствование дорож­ной сети области, поддержание ее в над­лежащем состоянии. Однако даже при этом 151 авария совершена водителями при неблагоприятном сопутствующем дорожном факторе. Так что дорожникам рано самоуспокаиваться. Но, наверное, определяющей причиной того, что удает­ся сдерживать рост потерь среди водите­лей, пассажиров и пешеходов, стал более жесткий и принципиальный подход к нару­шителям со стороны работников службы. Скажем, почти в полтора раза больше на­казано водителей, нарушивших правила перевозки детей. Жесткость подходов к выявлению нетрезвых за рулем с одно­временным ужесточением наказания за этот вид нарушений привела к тому, что их становится меньше. Хотя цифра почти в 2,5 тысячи пока успокаивать никак не может. Ведь нетрезвый за рулем остается самой большой опасностью на дороге. А не самая большая доля совершаемых та­кими водителями аварий ни в коем случае не должна расхолаживать, поскольку по­следствия их, как правило, — это смерти и увечья.

Ширится применение технических средств выявления нарушений на доро­гах, в частности, фотофиксация превы­шения установленных скоростных режи­мов. Этому есть объективные объяснения: лихачи за рулем остаются приоритетной опасностью, поскольку неконтролируемая скорость приводит к нарушению и правил маневрирования, и к опасным обгонам с выездом на встречную полосу движения. Тут уж собирается целый «букет», который зачастую становится могильными цвета­ми. Поэтому и наказание за пренебреже­ние скоростными ограничениями пред­усмотрено суровое — вплоть до лишения водительских прав.

Конечно, пока нет возможности уста­новить приборы фотофиксации во всех местах, где лихачи поддают газку. Но работа 48 стационарных датчиков, десять из которых появились на улицах и дорогах в минувшем году, доказала свою эффек­тивность. Поэтому уже разрабатывается документация на установку еще четырех приборов.

Зная, что попадание в «фотоловушку» или встреча по его инициативе с инспекто­ром ГАИ — это, как правило, «увертюра» к наказанию, некоторые водители становят­ся на путь нарушения уголовного законо­дательства, чтобы избежать его, — пред­лагают взятки. Таких случаев в минувшем году зафиксировано десять.- И в каждом из них взяткодатель понес наказание от внушительных штрафов до ограничения свободы. А россиянин из Мурманска даже попал в тюрьму вместо того, чтобы до­ехать до пункта назначения. Кстати, эти примеры явились не только свидетель­ством принципиальности нашего закона в отношении коррупции, но и проверкой на добросовестность несения службы со­трудниками Госавтоинспекции.

Каким бы миролюбивым ни был призыв известных писателей-сатириков «любить пешехода», судя по статистике ДТП, нуж­ного отклика в душах водителей он пока не находит. Как, кстати, и у самих пешеходов, которым еще далеко до взаимной любви. На их совести более 39,6 тысячи наруше­ний Правил движения. Причем чаще все­го элементарных: хождение по дороге в попутном направлении, без обозначения светоотражательными элементами, в пья­ном виде, переход улиц в неустановлен­ных местах и т. д. Потому и статистика пе­шеходного травматизма пугающая: почти треть от общего количества ДТП с 24 по­гибшими и 121 травмированным.

Не ангелы в этих ситуациях и води­тели. Почти каждый третий наезд на «безлошадных» собратьев совершает­ся на пешеходных переходах. А в больших городах этот показатель приближается к половине. Поэтому в минувшем году более 7,1 тысячи автомобилистов наказаны именно за такое неправильное отношени к пешеходам.

Не меньше, а, наверное, более, не» какие-либо аспекты безопасности на до рогах, волнует сотрудников инспекции детский травматизм. Сейчас регистрации этого показателя проводится по новой схеме. Фиксируются происшествия с ребятами в возрасте до 18 лет, а не шестнад­цати, как ранее. И в минувшем году он «вы­рос» на два случая, которые произошли с двумя семнадцатилетними подростками, находящимися в состоянии алкогольно­го опьянения. Ведь они-то, казалось бы, должны знать, как и где переходить улицу или дорогу.

Хотя это обстоятельство ни в коей мере не должно успокаивать. Потому что потенциальной угрозой остаются малолетние велосипедисты, юные водители, втайне от родителей садящиеся за руль, не имея на то права.

В общем, в году нынешнем у сотруд­ников Госавтоинспекции легкой жизни не предполагается. Хотя последние изменения в законодательстве в некоторых аспектах облегчают им выполнение функциональ­ных обязанностей. Скажем, с нынешнего дня вступает в силу такая норма, которая дает возможность автовладельцам снимать с учета свои транспортные средства в лю­бом регистрационном подразделении ГАИ на территории нашей республики. А те, кто покупает автомобиль в специализирован­ном салоне, по желанию могут получить его от продавца уже с регистрационными госу­дарственными номерами.

Пока еще не набрал популярность так называемый европротокол. По нему при незначительном ДТП с мате­риальным ущербом до 400 евро водите­ли обоих транспортных средств могут не вызывать сотрудников ГАИ, а самостоя­тельно заполнить специальные бланки, не имея претензии в виновности друг к другу, и получить страховое возмещение в страховой компании.

Дальнейшее совершенствование ор­ганизации дорожного движения, в кото­ром предусмотрены как внедрение новых технических средств, так и использование определенных материальных ресурсов, ужесточение контроля по некоторым на­правлениям в правилах дорожного движе­ния, усиление профилактической и разъяснительной направленности — все это станет составляющими усилий инспекции в нынешнем году. И, надо надеяться, при­несет результат.

Виктор КУБЕКА