Гришанова, Л. Протоиерей под безымянным крестом : [Крестовоздвиженская церковь в Могилеве] / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 6 августа. — С. 13.
При строительстве добавляли яйца
В сентябре нынешнего года в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста церковь с синими куполами возле Быховского рынка будет праздновать не только свой престольный праздник. Крестовоздвиженскому храму, который в советское время называли Борисо-Глебским, исполнится 150 лет со времени освящения его каменного здания. Кандидат богословия протоиерей Михаил Кузменко, служивший в ней в течение 12 лет (начиная с 1958 г.) написал в 1971 г. исторический очерк «Борисо-Глебская церковь города Могилева Белорусской епархии», опубликованный в «Журнале Московской Патриархии» и в немецком издании «Голос Родины». В нем упоминается, что «30 сентября 1697 г. новый король (Речи Посполитой — авт.) Август II, удовлетворяя просьбу прихожан, разрешает… построить за рекой Дубровной, в Трис- ненской сотне, каменную Крестовоздвиженскую церковь». Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. О.Михаил утверждает, что на плане г.Могилева за 1780-1782 гг. под номером 36 значится деревянная Крестовоздвиженская церковь. Только в XIX веке, когда Могилев находился в составе Российской империи, королевское разрешение о строительстве каменного храма оказалось воплощенным в жизнь. «Церковь эта начата постройкой в 1866 г. по исключительному старанию губернатора Беклемишева на сборы, организованные правящим архиепископом Могилевским Евсевием (Орлинским авт.) в Могилевском крае и по всей России», — писал исследователь истории Могилевской епархии со времени ее основания и до 1917 г. Михаил Кузменко. Построили храм на славу: в русском стиле, в виде корабля, пятикупольный… В 1950-е гг. XX в. здравствовал старенький священник Михаил Агеев, родившийся в XIX в., который рассказывал, что в раствор при строительстве церкви для крепости добавляли куриные яйца.
Каждый из настоятелей Кре- стовоздвиженской церкви внес и вносит свою лепту в благоустройство храма. Со слов матушки Татьяны Волынец, протоиерей Косьма Раина, служивший в Могилеве с 1947 г., а в годы войны вместе с сыновьями находившийся в партизанском отряде и удостоенный правительственных наград за активную борьбу с немецко- фашистскими оккупантами, позаботился о том,чтобы в храм провели паровое отопление. Настоятель о.Антоний Былевец способствовал, чтобы в церкви настелили деревянный пол и заменили окна. Общеизвестно, что Борисо-Глебский храм недолго простоял закрытым перед началом войны и после Победы оставался единственной действующей церковью в Могилеве, когда иные закрывались, и молитвы в нем совершаются по нынешний день.
Отражение эпохи
Историю Крестовоздвиженской церкви продолжают собирать прихожане во главе с нынешним настоятелем протоиереем Сергеем Лободой. Воспитанники военно-патриотического клуба «Пересвет» под руководством о.Сергия ухаживают за могилой протоиерея Михаила Агеева, похороненного на Успенском кладбище. Здесь же под безымянным крестом, рядом со своей женой покоится настоятель протоиерей Александр Зезюлин, служивший в КрестоВоздвиженской церкви с июля 1904 г. и после революции. Под безымянным, видимо, потому, что время погребения являлось не самым благоприятным в отношении к бывшим священникам: чужие могли над могилой и надругаться. Только потомкам, ныне живущим в Могилеве, известно место фамильного захоронения. Правнучка священника Валентина Степаненко работает завучем в СШ №27. В ее домашнем архиве сохранились семейные фотографии предков, в том числе и протоиерея Александра с матушкой Еленой.
В журнале «Могилевские епархиальные ведомости» за 1904 г. содержатся сведения о том, что о. Александр Зезюлин до назначения в Могилев служил настоятелем Сенненской соборной церкви. О его прощании с паствой рассказывается в соответствующей статье. В ней сообщается о том, что прихожане соборного храма при расставании преподнесли любимому пастырю золотой (полнопробный) наперсный крест, а окружное духовенство — серебряную икону св. благоверного князя Александра Невского. Люди плакали, слушая его прощальную речь, после завершения которой, осенив себя крестным знамением, священник «облобызал преподнесенный крест и возложил его на свои перси». После благодарственного молебна прощание с протоиереем продолжилось у него дома за трапезой, где собралось все духовенство округа и представители уездных учреждений города и прихода. Присутствовавшие благодарили о.Александра за проявленное внимание и вклад в развитие церковно-школьного дела.
В Могилеве заслуги протоиерея Александра Зезюлина были отмечены в 1911 г., как представителя Могилевского уездного отделения епархиального училищного совета, награждением орденом св. равноапостольного князя Владимира 4-й степени и занесением в список кавалеров ордена, насчитывающий около полутора тысяч награжденных за время существования награды.
В последний раз настоятель Крестовоздвиженской (дореволюционное написание названия — авт.) церкви попал в анналы истории в 1922 году. Донесение о событии с его участием хранится в Государственном архиве общественных объединений Могилева. О том, что 27 июля упомянутого года в городе состоялось собрание комитета группы «Живая Церковь», на котором присутствовало 37 человек. Среди наиболее известных в Могилеве духовных лиц наряду с епископом Варлаамом (Ряшенцевым) назывался и протоиерей Зезюлин. В документе, в частности, говорится, что «епископ и часть пожилого духовенства были не согласны по некоторым пунктам» с докладом секретаря собрания, бывшего священника Алексея Трусевича — «Общая платформа группы», т.е. они не соглашались с некоторыми идеями обновленчества.
Таким образом, даже отдельные фрагменты жизнедеятельности настоятеля Крестовоздвиженской церкви Зезюлина являются своеобразным зеркалом, в котором отразилась эпоха.
Семейные хроники
Правнучка настоятеля Валентина Степаненко поделилась некоторыми семейными воспоминаниями. О том, что у о. Александра и матушки Елены было трое детей — два сына Игнатий и Павел, дочь Мария. Сыновья погибли в Первую мировую войну, когда их сестра училась в Мариинской гимназии.
Моя бабушка Мария на память о гибели братьев сфотографировалась в трауре 5 июня 1918 года, — поясняет Валентина Викторовна. — Мария Александровна бегло разговаривала на французском языке, а на пианино играла «вслепую»: на инструмент набрасывали простынь, чтобы не видеть клавиш. Я помню старинное бабушкино пианино с канделябрами по бокам – его отдали знакомым. Бабушка умерла в 1962 году. Валентина Викторовна рассказывает, что дочь священника вышла замуж за Митю Хорошавко, происходившего из большой дружной Могилевской семьи, о которой напоминает фотография с надписью «21 сентября 1915 года. Мы снимались!».
Одна из сестер дедушки, Ольга, была замужем за дореволюционным комендантом железнодорожного вокзала Мартином Михайловичем Крейдиком, — продолжает пояснения правнучка протоиерея.—Дедушка Митя в советское время работал в Государственном банке на улице Ленинской, потом кассиром завода №511. На заводе деда уважали и называли «наш батя». В довоенное время деньги из банка на завод перевозили в мешках на подводах. Как-то один мешок с зарплатой для рабочих упал, люди подобрали и вернули кассиру. Моя мама Катя, то есть Екатерина, родилась у них в 1925 году, после войны окончила Могилевский пединститут.
Для полноты семейных хроник Валентина Викторовна, ставшая потомственным педагогом, упоминает, что ее отец Виктор Степаненко работал в областном суде, а в конце 1950-х гг. трудился судьей в Шклове. Должность судьи тогда была выборной, — ведет рассказ собеседница. — Бюллетени с фамилиями кандидатов в судьи бросали в урну. Кто-то бросил с надписью: «Когда ты женишься?». Свою судьбу завидный жених повстречал в Могилеве. Ею стала внучка бывшего настоятеля Крестовоздвиженской церкви. Хоть при советской власти потомки священников были не в чести, но ее происхождение свидетельствовало об интеллигентности и образованности.
Людмила ГРИШАНОВА.