Протоиерей под безымянным крестом

Гришанова, Л. Протоиерей под безымянным крестом : [Крестовоздвиженская церковь в Могилеве] / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 6 августа. — С. 13. 

При строительстве добавляли яйца

В сентябре нынешнего года в день Воздвижения Честно­го и Животворящего Креста церковь с синими куполами возле Быховского рынка бу­дет праздновать не только свой престольный праздник. Крестовоздвиженскому храму, который в советское время называли Борисо-Глебским, исполнится 150 лет со време­ни освящения его каменного здания. Кандидат богословия протоиерей Михаил Кузменко, служивший в ней в течение 12 лет (начиная с 1958 г.) написал в 1971 г. исторический очерк «Борисо-Глебская церковь го­рода Могилева Белорусской епархии», опубликованный в «Журнале Московской Патри­архии» и в немецком издании «Голос Родины». В нем упо­минается, что «30 сентября 1697 г. новый король (Речи Посполитой — авт.) Август II, удовлетворяя просьбу при­хожан, разрешает… построить за рекой Дубровной, в Трис- ненской сотне, каменную Крестовоздвиженскую церковь». Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. О.Михаил утверждает, что на плане г.Могилева за 1780-1782 гг. под номером 36 значится деревянная Крестовоздвиженская церковь. Толь­ко в XIX веке, когда Могилев находился в составе Россий­ской империи, королевское разрешение о строительстве каменного храма оказалось во­площенным в жизнь. «Церковь эта начата постройкой в 1866 г. по исключительному старанию губернатора Беклемишева на сборы, организованные пра­вящим архиепископом Моги­левским Евсевием (Орлинским авт.) в Могилевском крае и по всей России», — писал исследователь истории Моги­левской епархии со времени ее основания и до 1917 г. Михаил Кузменко. Построили храм на славу: в русском стиле, в виде корабля, пятикупольный… В 1950-е гг. XX в. здравствовал старенький священник Михаил Агеев, родившийся в XIX в., который рассказывал, что в раствор при строительстве церкви для крепости добавля­ли куриные яйца.

Каждый из настоятелей Кре- стовоздвиженской церкви внес и вносит свою лепту в благо­устройство храма. Со слов матушки Татьяны Волынец, протоиерей Косьма Раина, слу­живший в Могилеве с 1947 г., а в годы войны вместе с сыно­вьями находившийся в парти­занском отряде и удостоенный правительственных наград за активную борьбу с немецко- фашистскими оккупантами, по­заботился о том,чтобы в храм провели паровое отопление. Настоятель о.Антоний Былевец способствовал, чтобы в церкви настелили деревянный пол и заменили окна. Общеизвест­но, что Борисо-Глебский храм недолго простоял закрытым перед началом войны и после Победы оставался единствен­ной действующей церковью в Могилеве, когда иные закры­вались, и молитвы в нем со­вершаются по нынешний день.

Отражение эпохи

Историю Крестовоздвиженской церкви продолжают собирать прихожане во главе с нынешним настоятелем про­тоиереем Сергеем Лободой. Воспитанники военно-патри­отического клуба «Пересвет» под руководством о.Сергия ухаживают за могилой про­тоиерея Михаила Агеева, по­хороненного на Успенском кладбище. Здесь же под бе­зымянным крестом, рядом со своей женой покоится насто­ятель протоиерей Александр Зезюлин, служивший в КрестоВоздвиженской церкви с июля 1904 г. и после революции. Под безымянным, видимо, потому, что время погребения являлось не самым благопри­ятным в отношении к бывшим священникам: чужие могли над могилой и надругаться. Только потомкам, ныне живущим в Могилеве, известно место фа­мильного захоронения. Прав­нучка священника Валентина Степаненко работает завучем в СШ №27. В ее домашнем архиве сохранились семейные фотографии предков, в том числе и протоиерея Алексан­дра с матушкой Еленой.

В журнале «Могилевские епархиальные ведомости» за 1904 г. содержатся сведения о том, что о. Александр Зезюлин до назначения в Могилев слу­жил настоятелем Сенненской соборной церкви. О его проща­нии с паствой рассказывается в соответствующей статье. В ней сообщается о том, что прихожане соборного храма при расставании преподнесли любимому пастырю золотой (полнопробный) наперсный крест, а окружное духовенство — серебряную икону св. благо­верного князя Александра Не­вского. Люди плакали, слушая его прощальную речь, после завершения которой, осенив себя крестным знамением, священник «облобызал пре­поднесенный крест и возложил его на свои перси». После благодарственного молебна прощание с протоиереем продолжилось у него дома за трапезой, где собралось все духовенство округа и пред­ставители уездных учрежде­ний города и прихода. При­сутствовавшие благодарили о.Александра за проявленное внимание и вклад в развитие церковно-школьного дела.

В Могилеве заслуги про­тоиерея Александра Зезюлина были отмечены в 1911 г., как представителя Могилевского уездного отделения епар­хиального училищного со­вета, награждением орденом св. равноапостольного князя Владимира 4-й степени и за­несением в список кавалеров ордена, насчитывающий около полутора тысяч награжденных за время существования на­грады.

В последний раз настоя­тель Крестовоздвиженской (дореволюционное написание названия — авт.) церкви попал в анналы истории в 1922 году. Донесение о событии с его участием хранится в Государ­ственном архиве обществен­ных объединений Могилева. О том, что 27 июля упомяну­того года в городе состоялось собрание комитета группы «Живая Церковь», на котором присутствовало 37 человек. Среди наиболее известных в Могилеве духовных лиц на­ряду с епископом Варлаамом (Ряшенцевым) назывался и протоиерей Зезюлин. В доку­менте, в частности, говорится, что «епископ и часть пожилого духовенства были не согласны по некоторым пунктам» с до­кладом секретаря собрания, бывшего священника Алексея Трусевича — «Общая платфор­ма группы», т.е. они не согла­шались с некоторыми идеями обновленчества.

Таким образом, даже от­дельные фрагменты жизнеде­ятельности настоятеля Кре­стовоздвиженской церкви Зезюлина являются свое­образным зеркалом, в котором отразилась эпоха.

Семейные хроники

Правнучка настоятеля Ва­лентина Степаненко подели­лась некоторыми семейными воспоминаниями. О том, что у о. Александра и матушки Елены было трое детей — два сына Игнатий и Павел, дочь Мария. Сыновья погибли в Первую мировую войну, когда их се­стра училась в Мариинской гимназии.

Моя бабушка Мария на память о гибели братьев сфо­тографировалась в трауре 5 июня 1918 года, — поясняет Валентина Викторовна. — Ма­рия Александровна бегло раз­говаривала на французском языке, а на пианино играла «вслепую»: на инструмент на­брасывали простынь, чтобы не видеть клавиш. Я помню старинное бабушкино пианино с канделябрами по бокам – его отдали знакомым. Бабушка умерла в 1962 году. Валентина Викторовна рас­сказывает, что дочь священ­ника вышла замуж за Митю Хорошавко, происходившего из большой дружной Могилев­ской семьи, о которой напоми­нает фотография с надписью «21 сентября 1915 года. Мы снимались!».

Одна из сестер дедушки, Ольга, была замужем за до­революционным комендантом железнодорожного вокза­ла Мартином Михайловичем Крейдиком, — продолжает пояснения правнучка про­тоиерея.—Дедушка Митя в советское время работал в Государственном банке на улице Ленинской, потом кас­сиром завода №511. На заво­де деда уважали и называли «наш батя». В довоенное время деньги из банка на завод пере­возили в мешках на подводах. Как-то один мешок с зарплатой для рабочих упал, люди подо­брали и вернули кассиру. Моя мама Катя, то есть Екатерина, родилась у них в 1925 году, после войны окончила Могилевский пединститут.

Для полноты семейных хро­ник Валентина Викторовна, ставшая потомственным педа­гогом, упоминает, что ее отец Виктор Степаненко работал в областном суде, а в конце 1950-х гг. трудился судьей в Шклове. Должность судьи тогда была выборной, — ведет рас­сказ собеседница. — Бюллете­ни с фамилиями кандидатов в судьи бросали в урну. Кто-то бросил с надписью: «Когда ты женишься?». Свою судьбу завидный же­них повстречал в Могилеве. Ею стала внучка бывшего насто­ятеля Крестовоздвиженской церкви. Хоть при советской власти потомки священников были не в чести, но ее проис­хождение свидетельствовало об интеллигентности и обра­зованности.

Людмила ГРИШАНОВА.