Павел Усович: «Хочу, чтоб жизнь была праздником!»

Горовцова, Н. Павел Усович: «Хочу, чтоб жизнь была праздником!» / Наталья Горовцова // Вечерний Могилев. — 2010. — 28 апреля. — С. 13. 

Имя солиста Могилевской об­ластной филармонии Павла, УСОВИЧА у наших земляков уже давно на слуху. Благо творческая активность артиста просто ко­лоссальная: новых идей, жажды экспериментов, интересных кон­цертных номеров ему не зани­мать.

Наш разговор с Павлом состо­ялся в девять утра (время для ар­тиста, привыкшего к «совьему» образу жизни, прямо скажем, чрезвычайно раннее), за чашкой чая певец оказался весьма от­кровенным.

—        Павел, в этом году вы от­метили 15-летие своей твор­ческой деятельности. Какими для вас были эти первые 15 лет на сцене — трудными и полными лишений либо про­летели так, что вы и не заме­тили?

        Почему же не заметил? Очень даже заметил и почувство­вал. И все же я считаю себя сча­стливым человеком, особенно в плане творчества. Конечно, были трудности, приходилось искать себя, пробовать, эксперименти­ровать. Однако сейчас, огляды­ваясь назад, я понимаю, что без этого периода исканий мне просто нельзя было обойтись. Кро­ме того, именно в тот период моей жизни я встретил людей, которые сделали для меня как для артиста очень многое. В пер­вую очередь, это мои первые композиторы, которые формировали мой личный репертуар, — Григорий МАКАРЕНКО, Влади­мир БРАИЛОВСКИЙ. Потом я работал с другими, не менее та­лантливыми мастерами своего дела, в числе которых Алек­сандр БАЛЬ, Александр СТАШКЕВИЧ, Владимир КОНЬКОВ… Все они, равно как и многие дру­гие люди, с которыми мне посча­стливилось сотрудничать, — дей­ствительно достойные и талант­ливые музыканты, плюс ко всему это еще и очень интересные лич­ности, общение с которыми трудно переоценить.

—       На первый взгляд, сегод­ня молодому артисту куда проще «пробиться», нежели 15 лет назад, в конце концов, су­ществует масса конкурсов, начиная от самодеятельных, заканчивая международны­ми…

—        На самом деле, действи­тельно, конкурсов сегодня мас­са, но по-настоящему талантли­вых людей, принимающих в них участие, не так уж много. Я по­мню те конкурсы, в которых уча­ствовал сам, будучи молодым и неопытным, — тогда атмосфера отбора была более качествен­ной. Впрочем, дело не только в конкурсах и талантах. Я, напри­мер, с сожалением замечаю, что у многих нынешних молодых ар­тистов нет того уважения к стар­шим коллегам, которое было присуще нам. Я помню себя, ког­да только пришел работать в фи­лармонию. Невзирая на личные пристрастия в музыке, взгляды и мнения, я с особым почтением относился к людям, которые уже стали мастерами, — к руководи­телю ансамбля «Барыня» Петру ЗАБЕЛОВУ, вокалистам студииЛюдмилы БРАИЛОВСКОЙ и многим другим — ко всем, кто на тот момент давно работал в фи­лармонии. Я твердо уверен, что в нашей профессии, впрочем, как и вообще в жизни, должно быть уважение друг к другу и особенно к старшим людям. А когда ты еще ничего не сделал, но уже считаешь себя «звездой» — это опасный и, на мой взгляд, неправильный путь для молодого исполнителя. Артист должен пройти все этапы своего становления, он должен уметь учиться, хотеть развиваться… А как ты будешь это делать, если у тебя в голове одна «звездность»? Что касается меня, то я прошел именно такой — поэтапный — путь. Да, были определенные возмож­ности, были заманчивые предло­жения, но я ничуть не жалею о той дороге, о том выборе, который я в свое время сделал. Более того, замечу: был и у меня период если не «звездной болезни», то некого ее подобия, но судьба очень гра­мотно ставила меня на место — и я очень благодарен ей за это. Ко­нечно, надо знать себе цену. Ко­нечно, у артиста должна быть не­кая доля гордости, но именно здо­ровой гордости за свое дело, за свою профессию.

—        Если продолжать разговор о молодых исполнителях, не поступало ли вам предложе­ний, скажем, «взять под крыло» кого-нибудь из юных талантов — обучать, опекать, «продви­гать»?

—        Таких определенных предло­жений мне не поступало, тем не менее, у меня был опыт препода­вания эстрадного вокала в Могилевском колледже искусств. Я ра­ботал с 11-ю совершенно потря­сающими ребятами. Конечно, по степени таланта все они были раз­ными — кто-то сильнее, кто-то слабее, но вот как раз таки эти парни и девушки произвели на меня самое благоприятное впе­чатление. С ними было приятно работать, интересно общаться.

—        За 15 лет творческой дея­тельности вы уже изучили свою аудиторию? Кто в основном хо­дит на концерты Павла Усовича?

—        На сегодняшний день основ­ная моя аудитория — это уже дос­таточно взрослые люди — от 30 лет и старше. Тем не менее, это от­нюдь не значит, что я пою исклю­чительно для «тех, кому за…». Ска­жем, у меня есть задумка порабо­тать в несколько новом, более со­временном направлении. Однако при этом я отдаю себе отчет: глав­ное — знать меру. В любом стиле, в любом направлении есть понятия, наиболее цен­ные для меня: это мысль, чувства и эмоции. Увы, се­годня молодежная музыка либо не имеет этих состав­ляющих вообще, либо они находят­ся на неком при­земленном уров­не. Я придержива­юсь принципа: «Если нечего ска­зать зрителю и слушателю, не сто­ит вообще выхо­дить на сцену».

—        К слову, мно­гие приезжие ар­тисты отмечают особую отзывчи­вость и воспри­имчивость могилевского зрите­ля. Вы ощущаете эту особенность могилевчан?

—       Приезжим ар­тистам, конечно, виднее. Я же о своем зрителе могу говорить только положительное, потому что это МОЙ зритель — свой, родной. Вообще, по поводу талантов и по­клонников мне бы хотелось заме­тить следующее. Нашей области в плане творческого потенциала есть много чем и кем гордиться, просто мы часто не замечаем тех, кто рядом. Впрочем, наверное, это чисто славянское отношение «все, что не наше, — все хорошо», и от данного стереотипа надо из­бавляться.

—        Во время своих выступле­ний и в песнях вы очень тепло отзываетесь о родном городе…

—        А как же иначе? Несмотря на то, что я не коренной могилевчанин, всю свою сознательную жизнь — в следующем году будет уже 20 лет — я провел именно в этом городе. Я считаю его род­ным, меня постоянно тянет сюда. К слову, даже представители пи­терской компании, выпускающей мой диск, заметили, что в моем репертуаре три песни посвящены Могилеву. Для одного артиста — это достаточно много. Мне хочет­ся петь об этом городе! Люди, жи­вущие здесь, этого достойны!

—        Павел, каков стандартный день артиста и ваш в частно­сти?

—       Если честно, никаких планов и стандартов в моей жизни не су­ществует. Да, есть репетиции, концерты, которые всегда стоят у меня на первом месте… Но о каком-то определенном графике говорить трудно. Впрочем, в этом и заключается прелесть моей работы, потому что творче­ство нельзя втиснуть в какие-то рамки и расписания. Единствен­ное, замечу: спать я ложусь дос­таточно поздно, порой в 3-4 часа ночи — в этом плане я стопро­центная сова. Но опять же это одна из особенностей профес­сии артиста: большинство репе­тиций, концертов проходит вече­ром. Тем не менее, лично меня такое положение дел вполне ус­траивает, ведь чаще всего вдох­новение приходит ко мне по но­чам, когда смотрю в окна и вижу, что все кругом спят. А вот люди, которые по утрам стоят на оста­новках, штурмуют общественный транспорт, — в моих глазах эта­кие герои нашего времени, обла­дающие недюжинным терпением и мужеством.

—        Как вы проводите свобод­ное время? Чем увлекаетесь?

—       Если честно, свободного вре­мени у меня практически нет. Впрочем, если получается как-то выкроить для себя минутку, прово­жу ее у телевизора. Дело в том, что сейчас очень много качественных передач, документальных филь­мов — и все это доступно. У меня дома стопки интересных книг, дис­ков — это моя духовная пища.

—        Ну а на друзей время оста­ется? Вообще, какие люди вас окружают, кого вы называете друзьями?

        К дружбе я отношусь очень трепетно, для меня это свято. Если я впускаю человека в свою жизнь, называю его другом, то каждый раз надеюсь, что это на всю жизнь. Конечно, обстоятель­ства складываются по-разному, но я, по крайней мере, стараюсь быть честным перед своими дру­зьями. И такое же отношение вижу с их стороны: нам не нужно красивых слов — мы просто по­нимаем, чувствуем, помогаем один другому. Впрочем, друзей, скажем так, проверенных време­нем, отношения с которыми у меня сохранились еще с юно­шеских лет, не очень много — раз-два и обчелся. В основном, так получается, общаюсь и, соот­ветственно, дружу я с людьми творческих профессий. Я очень горжусь дружбой с артистами на­шего драмтеатра: Григорием Яковлевичем БЕЛОЦЕРКОВС­КИМ, Еленой ДУДИЧ, со все­ми, с кем работаю. Мне трудно передать словами, что значила для меня дружба с Леонидом Леонидовичем ИВАНОВЫМ. Даже сейчас я все еще не могу полностью осознать, что его с нами больше нет. Любая смерть, уход близкого челове­ка — это как удар молнии. В первое время ты просто оглу­шен, ошарашен и лишь посте­пенно начинаешь что-то пони­мать — для меня такой период понимания наступает только сейчас. Когда я выхожу на сце­ну, когда репетирую с оркест­ром, я порой ловлю себя на мысли: а как бы Леонид Леони­дович посмотрел, что бы он ска­зал? Для меня этот человек яв­ляется солнцем, которое про­должает светить. И я рад, что его талант был оценен при жиз­ни, что Леонид Леонидович был обласкан славой. Конечно, он не концентрировался на этом, он занимался музыкой и делал это достойно, но любому арти­сту важно ощущать признание и понимание. Сейчас, когда это­го человека уже нет с нами, я молюсь, чтобы и небо его об­ласкало. В данный момент мы с оркестром, которым он руково­дил, работаем над песней-по­священием Леониду Леонидо­вичу — это своеобразная бла­годарность, дань памяти этому человеку.

—        Павел, существует такое мнение, что в горе тебя может поддержать каждый, а вот разделить радость дано не всякому. Приходилось ли вам проверять истинность этой фразы, что называется, на собственном опыте?

—        К сожалению, я с этим стал­кивался. Но, знаете, я стараюсь не зацикливаться на таких ве­щах. Хочу, чтобы жизнь была праздником! Прекрасно пони­маю, что негатива в наших реа­лиях хватает, но я не хочу обра­щать на это внимание, тем бо­лее привносить в творчество. В жизни я ищу только позитив. Не вижу смысла в том, чтобы ко­паться в человеческих недостат­ках.

—        На самом деле, это удиви­тельная черта характера — уметь абстрагироваться от не­гатива. Откуда в вас это?

—        С этой внутренней позици­ей я живу, наверное, последних лет пять. Умение уходить от дур­ных мыслей, осознание беспо­лезности и даже пагубности не­гатива, конечно же, пришли ко мне не сразу — жизнь научила этому. У меня было много по­терь, и очень часто с уходом того или иного человека в душе оставалось некое чувство недо­сказанности — это меня очень тяготило. И в то же время имен­но это ощущение послужило своеобразным толчком к тому, чтобы я пересмотрел свою жиз­ненную позицию. Я просто ре­шил для себя, что надо жить так, чтобы потом у меня никогда и ни перед кем — ни перед живыми, ни перед ушедшими — не было чувства недосказанности. И пе­ред зрителями — тоже!

—        Спасибо за интервью. Благодарных вам слушате­лей, новых творческих успе­хов и всего наилучшего!