Микулич, А. История могилевской «Венеции» : [из истории разливов Днепра в Могилеве] / Александр Микулич // Могилевская правда. — 2020. — 18 июня. — С. 14.
Нынешняя зима удивила: не было обильных снегопадов с метелями, заносами, сугробами. В результате, к радости жителей прибрежных населенных пунктов, не случилось и паводка.
Но были времена, когда Днепр разливался достаточно широко. Об этом, к примеру, можно прочесть в «Опыте описания Могилевской губернии…», изданном в 1882 году под руководством губернатора Александра Дембовецкого.
В первом томе издания, к примеру, указывалось, что на Могилевщине разлив Днепра начинался в апреле, спустя 15—20 дней после вскрытия льда. Из-за таяния снегов уровень воды в реке сильно повышался. Когда он достигал отметки в 630 см (от самого низкого летнего значения), вода выходила на пойму и начиналось наводнение. Днепр затапливал луга и поля на 2—4,5 километра. Вода начинала отступать лишь в первых числах мая. Но, несмотря на разгул стихии, предприимчивые жители Могилевской губернии научились извлекать из этого природного явления немалую выгоду. Купцы и мещане в окрестностях Могилева владели более чем 1000 десятин заливных лугов, которые ежегодно давали им около 20 000 рублей чистого дохода.
Вот что говорится в «Опыте описания Могилевской губернии…»: «Прибывающая вода затапливает постепенно местность «Болонье», лежащую по правую сторону реки, и «Троечье» — по левую сторону (под воду уходила площадь, где сегодня находятся Ледовый дворец и ДК области вплоть до нынешней улицы Гагарина). Скромные огороды, покрытые летом сочной зеленью огурцов, лука и капусты, представляют из себя весною венецианские лагуны, по которым снуют взад и вперед могилевские гондолы, менее поэтичные венецианских. Затапливается до ста домов со всеми надворными постройками, но вреда от этого никакого не бывает».
Чтобы не стать жертвами большой воды, жители Троечья и Болонья поступили оригинальным способом. Они выстроили дома и печи в них на высоких деревянных столбах и во время разлива спокойно жили в своих «избушках на курьих ножках». Если вешние воды доходили до пола, хозяева снимали с чердака запасные лаги и доски и настилали в доме второй временный пол. Вместе с людьми в домах на сваях разлив пережидали домашний скот и птица. Собаки забирались на крыши домов, куры и индейки — на чердаки, только уткам и гусям было полное раздолье. Жители Троечья и Болонья ездили на лодках в город по своим делам или в гости. Причем суденышком легко могли управлять даже малые дети. Соседи перебирались друг к другу по заборам или по настеленным из досок кладкам. Бывали случаи, когда либо ребенок, либо взрослый падали в воду. Но такие холодные ванны были для них безвредными. По воспоминаниям Дембовецкого, старожилы тех мест не помнят, чтобы кто-то из детей или взрослых утонул или заболел. Простуда и лихорадки им не знакомы.
Разлив Днепра был также большим благом для речников и плотогонов. Сразу после ледохода на реке начиналось движение. В Херсон сплавлялись плоты из заготовленных зимой бревен. За ними шли барки, груженные доской и гонтом. В Шклов и Оршу, наперегонки с колесными пароходиками, везли товары парусные берлины. Между казенной пристанью и предместьем курсировали юркие лайбы и лодки.
Еще одно дошедшее до нас напоминание о большом разливе Днепра датировано 1908 годом. Весна в европейской части Российской империи выдалась тогда запоздалой. Из-за резкого потепления 11 апреля случилось дружное таяние снегов, и наводнения в этих регионах приняли серьезный размах. Вот что сообщало Санкт-Петербургское телеграфное агентство: «Разлившаяся Москва-река затопила пятую часть города, а по Красной площади люди плавали на лодках».
В Смоленске Днепр поднялся на 8,5 метра. Разливом затоплено 350 домов, главная торговая площадь, воинские казармы и народный дом.
В Могилеве вода поднялась на 821 сантиметр. Было залито несколько близлежащих деревень, в которых погибли хлеб, скот и имущество.
По словам Инны Филевой, начальника отдела гидрологии и агрометеорологии филиала «Могилевский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды им. О.Ю. Шмидта», согласно принятой Гидрометслужбой РБ градации все наводнения на нашей территории разделены на 4 группы: 1-я группа — небольшие наводнения (повторяются раз в 5—8 лет); 2-я — большие наводнения (повторяются 1 раз в 10—50 лет), 3-я — выдающиеся наводнения (повторяются 1 раз в 55—100 лет) и 4-я — катастрофические наводнения, повторяющиеся 1 раз в 100—200 лет и реже. Раньше в среднем уровень вешних вод в Днепре в пределах Могилева повышался на 770—790 сантиметров. Но весной 1931 года природный катаклизм приобрел особенно впечатляющий масштаб. Тогда реки из берегов вышли повсюду на территории БССР. Вешние воды размывали дороги, затапливали дома в Минске, Орше, Мозыре, Могилеве. Люди сидели на крышах, спасались как могли. Хозяйству был нанесен огромный ущерб. Даже в официальных документах наводнение характеризовалось как «небывалое».
В апреле 1956 года в областном центре случилось последнее выдающееся наводнение. Зима в Могилеве была многоснежной. Хорошим подспорьем коммунальникам в расчистке улиц стали прибывшие в город новые снегоуборочные машины. В середине апреля резко потеплело и к тому же выпало две месячные нормы осадков.
Областная газета «За Радзiму» за 1956-й год писала, как регион готовился к потопу. При районных и городских советах, на предприятиях и в колхозах области были созданы специальные комиссии по борьбе с наводнением. Повсеместно велось укрепление дамб, к мостам был подвезен лес, камень, песок, скомплектованы команды для подрыва льда на Днепре и пропуску талых вод. На время паводка были подготовлены пароходы и лодки. А в статье могилевского географа, краеведа, кандидата географических наук Петра Лярского «Днепр» отмечалось, что весенний разлив реки может превысить уровень 1931 года. Но, к счастью, этого не случилось.
Удалось найти очевидцев тех событий. Вот их воспоминания.
— Надо заметить, что в пору моего детства Днепр каждую весну выходил из берегов, — вспоминал Петр Дмитриевич Булай, один из могилевских старожилов. — Для нас это было настоящим развлечением. С соседскими ребятами бегали смотреть на ледоход. А когда Днепр возвращался в свое русло, ходили на заливной луг и в канавах и ямах с водой ловили рыбу.
Апрельское наводнение 1956 года было очень большим. Утром, идя со старшим братом Василием на занятия в школу, я заметил, что вода вплотную подошла к Лагерной улице (ныне Гагарина), чего раньше не наблюдалось. Кое-где через проезжую часть переливались небольшие ручейки. К нашему удивлению, к обеду они превратились в огромные лужи. И чтобы попасть домой, не замочив ног, пришлось передвигаться по соседским заборам…
Утром все проснулись, выглянули в окна и ахнули — все вокруг залито водой. А по огороду крыльцо от дома плавает…
Разлившийся Днепр затопил тогда всю Лагерную и Гончарную улицы, Крайний переулок и подобрался к Севастопольской. Воды было очень много, так что по улицам можно было передвигаться только на лодках. А по Лагерной курсировала военная машина-амфибия. Родственник с Севастопольской помог мне с братом соорудить небольшой плот, на котором мы целую неделю, пока не спала вода, бороздили просторы залитого водой огорода… Кстати, сам дом не пострадал. Он стоял на высоком фундаменте, как и у соседей. Все помнили о прежних потопах.
Галина Александровна Широких хоть и жила тогда на Ленинской, но хорошо помнит, как ходила с родителями на площадь Орджоникидзе, чтобы с высокого берега посмотреть на огромное море воды. Кстати, она тогда очень завидовала своим одноклассникам, которые не смогли прийти в школу из-за большой воды.
К концу 70-х годов прошлого века в областном центре исчезли все аккуратные домики на сваях, украшавшие берег могилевской «Венеции». А нынче Днепр и вовсе стал узким и мелким. Ледоходы и паводки на реке того и гляди скоро станут легендой. С одной стороны, это безопасно для жителей, живущих близ рек. Но с другой, низкий уровень воды не дает нормально нереститься рыбе. А это может сказаться на ее потомстве. Да и у речников не будет заветных «семи футов под килем», чтобы выполнять какие-то работы…
Наводнения на Днепре
Катастрофическое случилось в 1931 г. Вода поднялась на 853 см.
Выдающиеся — 1908г. (821 см) и 1956 г. (834 см).
Большие наводнения — 1888 г. (774 см); 1907 г. (776 см); 1917 г. (789 см); 1922 г. (774 см); 1929 г. (792 см); 1947 г. (777 см); 1958 г. (788 см).
Александр Микулич.