Face money — портрет из медяков

Трофименко, Г. Face money — портрет из медяков : [могилевский художник Вадим Красовский] / Галина Трофименко // Союзное государство. — 2020. — № 8—9. — С. 112—114. 

Вадис — творческий псевдоним Валима Красовского. Мы встретились в Могилёвском областном художественном музее, и первое, что я увидела, переступив порог, — большой портрет художника Никаса Сафронова, созданный… из монет. Оказалось, что в эти дни здесь проходит его персональная выставка.

Никас привёз в Беларусь свой новый мультимедийньш проект впервые, но не в столице, а в областной Могилёв. И обе персональные выставки — академика Сафронова и Могилёвского художника Вадиса — были открыты в один и тот же день на площадке этого музея.

Вадис с нескрываемой гордостью рассказывает, что с 2016 года этот «монетный» портрет Сафронов сделал своей визитной карточкой и выставляет его на всех своих персональных выставках. Размеры этой необычной «визитки» впечатляют: высота её — 1,8 метра и ширина -1,4 метра, а вес — почти 50 килограммов.

— Почему моя самая первая работа — портрет Никаса Сафронова? Я всегда восхищался и вдохновлялся его творчеством, поэтому для себя решил: именно ему показать и подарить свою первую работу, — рассказывает Вадис. — Очень хотелось узнать его мнение: стоит ли развивать дальше такую технику? Был уверен, что он может дать мне объективный и нужный совет. В общем, как говорится, или пан, или пропал. Я хотел подарить портрет ко дню рождения, 8 апреля. Написал в Москву несколько писем. Когда мне позвонила .личный секретарь Никаса и спросила, что именно я хочу подарить, я ответил: это сюрприз, он состоит из металла и дерева, и это всё, что я могу сказать… Приглашение я получил. Правда, позже задуманной даты, только в августе.

На создание портрета ушло 8055 советских двушек.

— Не могу уже удержать в голове количество монет, ушедших на создание последующих портретов, но эта цифра врезалась в память навсегда, — продолжает художник. — Причём каждую монетку я отмыл, почистил, покрасил, то есть каждая из них прошла через мои руки по несколько раз. Это очень кропотливая и сложная работа: непростой процесс обработки металла от коррозии, ручная роспись каждой отдельной монеты и их последующее покрытие защитными слоями. На работу ушло ровно девять месяцев.

Портрет Никасу понравился, он даже сразу не поверил, что всё это выполнено из настоящих советских монет.

— Мастер одобрил проект, хотя его портрет на тот момент был первой и единственной моей работой в стиле face money, дал несколько творческих советов и пожелал мне удачи, — продолжает Вадис. — В ответ Никас подарил пару своих картин.

С самого раннего детства Вадиму было интересно всё, к чему можно приложить руки и фантазию. Жили они тогда в небольшом городке Иркутской области. Мама Любовь Арсеньевна была закройщицей и портнихой. Мальчик с восторгом наблюдал, как умелые мамины руки рисуют на бумаге фасон, а затем рисунок превращается в изящное модное платье.

— И мне тоже очень хотелось научиться что-то такое делать, создавать своими руками, чтобы это нравилось другим и доставляло радость, — вспоминает Вадим. — В старших классах занимался в фотокружке, спортивной секции, музыкальной школе. И всё это время я рисовал: героев из любимых мультфильмов, делал наброски карандашом зарисовки природы, даже пытался рисовать портреты своих друзей.

В конце 80-х наша семья вернулась на родину, в Могилёв, ив 1991 году я ушёл в армию. Там играл в оркестре на трубе и фортепиано, крутил в армейском клубе для сослуживцев nony.vapHbre советские фильмы, кроме того, наш оркестр часто выступал в других воинские частях и сельских клубах.

Через полгода в нашу часть пришёл служить Виталий Жук из Пинска. Он был талантливым художником и, самое главное, отзывчивым и добрым парнем. И когда заметил мой интерес к живописи, стал учить меня. Очень признателен и благодарен ему за это, я до сих пор обращаюсь к нему за советами, мы с ним по-прежнему поддерживаем дружеские отношения.

Из армии Вадим вернулся в 1993-м, когда уже не было на карте страны СССР. Наступили сложные времена. Молодой человек занялся мелким бизнесом, хотя душа к этому, как он часто повторяет, не лежала. Так или иначе о творчестве на какое-то время пришлось забыть.

— Длилось это время 17 лет, — смеётся Вадим. — Слава богу, всё постепенно наладилось в жизни, оставил свой бизнес и занялся тем, к чему всегда стремился. Работать стал в жанре портретной графики. Рисовал карандашом. Стали поступать заказы, в том числе из-за рубежа.

В числе многих увлечений Вадима была и нумизматика. И за три десятка лет монет различного достоинства собралось — не поверите! — более 500 килограммов! Это были в основном советские монеты номиналом 1, 2, 10 и 15 копеек. Коллекционировал и монеты других стран. Мешочки и коробки стояли во всех углах, на антресолях, под диваном. Однажды он задумался: а как можно распорядиться этим богатством? Так родилась идея создания портретов из монет. Уникальную технику, которая, как утверждает Вадис, не имеет аналогов, он назвал face money illusion — иллюзией монетных лиц.

— В экспозицию я включаю портреты известных людей прошлого и современности, выполненные из монет СССР, — рассказывает Вадис. — Кстати, образы некоторых героев печатались и поныне печатаются на денежных знаках тех или иных стран. На один портрет, а их у меня на сегодняшний день 17 только в выставочной экспозиции, уходит от двух до четырёх тысяч монет. Я часто думаю о том, что к каждой из этих монет в разные времена прикасались сотни человеческих рук, и тогда у меня возникает какое-то трудно объяснимое чувство, что они сохранили и несут в себе непостижимую энергетику времени и истории тысяч человеческих судеб.

Свои работы художник называет «картинами дали», потому что их лучше всего рассматривать издали, метров с четырёх-пяти. И тогда лица его героев легко и быстро узнаваемы.

— Первоначально героями моих работ были знаменитые люди: Николай II, королева Великобритании Елизавета II, Махатма Ганди, Бенджамин Франклин и другие, — продолжает Вадис. — Но со временем стало как-то тесновато в этих рамках и появились портреты художников Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, стал делать портреты и современников. В этом году, например, на фестивале «Славянский базар» Филиппу Киркорову и Анатолию Ярмоленко я преподнёс в дар их портреты.

Зураб Церетели, когда Никас показал ему свой портрет работы Вадима, пригласил его в Москву. Вадис был почётным гостем Академии художеств, а домой вернулся ещё более окрылённым: из рук Церетели он получил благодарность академии «За профессиональное исполнение художественных произведений в уникальной технике». К слову, чуть позже он сделал и подарил Зурабу Церетели его портрет.

В июле этого года обновлённый проект Вадиса «Интрига… Продолжение…» стал участником XXIX Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». А сейчас художник готовится к выставке, которая состоится в Романовском музее Костромы.

Галина ТРОФИМЕНКО,

Минск — Могилёв