Костенко, В. «Помня ошибки прошлого, можно не повторить их в будущем» : [воспоминания Почетного ветерана труда Республики Беларусь В. Костенко] / Вера Костенко // Зямля i людзi. — 2016. — 20 красавiка. — С. 8.
— Я тогда работала заведующей отделом пропаганды и агитации Могилевского обкома партии. 27 апреля, возвращаясь из отпуска, мне пришлось ехать через Украину. В Киеве зрители, заполнившие стотысячный стадион, рукоплескали победе своего «Динамо» над московским «Спартаком», но по Киеву уже ползли разговоры о не- веданной беде, произошедшей в Чернобыле. Вернувшись в Могилев, 28 апреля мы совместно с активом Могилевского горкома партии готовили первомайские торжества. 1 Мая шествие праздничных колон на площади им. Ленина трудящихся, рабочих предприятий, студентов, школьников проходило торжественно. Одновременно во всех райцентрах проводились массовые мероприятия. На полях шел сев, на стройках работали строители. Погода была сухая, палило солнце, но никто не знал, что произошла опасная беда и нельзя находиться на зараженной местности, на открытом воздухе, загорать, купаться, ловить рыбу. Никаких сообщений, тревог, информации не поступало в эти дни. Самое трудное, что человек не имеет органов чувств на радиацию. Это невидимая сила, ее нельзя заметить, увидеть, услышать, не имеет она запаха, вкуса. Единственное: сохнет во рту, першит горло, может деревенеть язык, даже не ощущаются во рту зубы, поражаются внутренние органы. Руководители различных уровней, здравоохранение, а тем более рядовые люди совершенно были не подготовлены к такой беде. Наука вызвала к жизни могучую энергию атома, но не научила, как от него защищаться.
2 мая в печати появились скупые заметки о происшедшем. ТАСС сообщил слишком официальную информацию: «На Чернобыльской атомной электростанции произошел случай. Один из реакторов получил повреждение. Принимаются меры с целью устранения последствий инцидента. Пострадавшим оказывается необходимая помощь. Создана правительственная комиссия». Район Чернобыльской АЭС посетили члены правительства СССР, ознакомились с обстановкой в районе АЭС, определили меры ликвидации последствий, оказания помощи местному населению. В оборот запускались слухи, муссировались небылицы.
И только в конце первой декады мая (примерно 10 мая) было приглашено руководство Могилевской области и других областей республики на совещание, где была дана оценка степени опасности катастрофы. Составлялись карты зараженных земель, определялась программа и пути решения по предотвращению последствий. Город Припять был эвакуирован. Сначала была определена десятикилометровая, а затем тридцатикилометровая зона отселения вокруг станции. В последующие дни везде была тревожная обстановка. Шли люди, оставляя все нажитое, без одежды, семьями, с детьми. Всех одолело паническое настроение. В обкоме партии в облисполкоме были организованы группы по приему граждан, по расселению и выдаче денег на первые дни проживания (200 рублей). В срочном порядке разрабатывались союзные и местные программы ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, внедрялась концепция «Безопасное проживание на загрязненных радионуклидами территориях». Была проведена масштабная дезактивация районов с привлечением военных, срочное асфальтирование дорог, подъездов, площадок, завоз чистых продуктов, контроль уровня радиации на местности, т.к. были приобретены уже дозиметры. Начался вывоз детей. Это немного способствовало стабилизации среди населения. Но, как оказалось в первые месяцы и годы, ни ученые, ни медицина, ни власти не могли дать ответ и наметить точные необходимые пути ликвидации последствий катастрофы. Не хватало специальной аппаратуры и средств борьбы, специалистов по различным направлениям, радиационно-гигиенических знаний. Областной комитет партии, облисполком начали искать выход. Приглашались специалисты МАГАТЭ, ученые по вопросам радиации. Главный вывод ученых и медиков при встрече с населением был открытым: опыта воздействия малых уровней радиации на человека и окружающую среду в мире нет. Обком партии и облисполком принимают специальное постановление об отселении людей с загрязненных территорий от 15 кюри и выше из пострадавших районов. Это было впервые сделано в СССР. Разработана программа строительства жилых поселков в чистых районах — Шкловском, Го- рецком, Глусском и других. Из числа работников обкома партии, облисполкома, специалистов сельского хозяйства, врачей создавались бригады по конкретным зонам для принятия срочных мер вместе с руководством районов. В этой работе возникала масса проблем, сложностей, требовались финансы, так как страшная экологическая катастрофа изменила среду обитания, это касалось каждого человека, семьи, детей, содержания индивидуального хозяйства. Мне пришлось работать с группами специалистов в Чериковском, Славгородском, Краснопольском, Быховском и Костюковичском районах. До сих пор перед глазами стоит щемящая сердце картина. В каждом населенном пункте пустые улицы, солнце палит, людей вывозят семьями. Вот уже подходит к концу заготовка кормов для скота. Создаются бригады для чистки в сараях, надо заменить корма скоту на зиму, переправляя их с чистых зон.
В последующие годы публиковались топографические карты радиационной загрязненности территории по цезию-137, радиации, стеши шире информировать о радиологической обстановке, воздействии радиации на человеческий организм, способах защиты от излучения. Самой сложной была проблема — какие продукты употреблять. Белорусская сельскохозяйственная академия совместно с другими научными и исследовательскими институтами провело конференцию по основным направлениям получения экологически чистой продукции в растениеводстве. Начали выпускаться информационные бюллетени. Были налажены поставки дозиметров. В 1988 году Минздрав СССР ввел временно допустимые уровни радиационного загрязнения основных продуктов питания по цезию-137. Предел индивидуальной общей дозы облучения на 1986 год был определен в 10 бэр, на 1987-й — 3 бэра, на 1988-й — 2,5 бэра, а предел дозы облучения за жизнь был установлен на уровне 35 бэр. Все эти нормы были крайне несовершенны и во много раз превышали международные нормы радиационной безопасности (не более 0,1 бэра в год и 7 бэр за жизнь). Осенью 1989 года Верховный Совет БССР принял Государственную программу по ликвидации в Белорусской ССР последствий аварии на ЧАЭС на 1990- 1995 годы. В соответствии с ней было решено отселять семьи с детьми до 14 лет, беременных женщин и больных из населенных пунктов с плотностью загрязнения 15- 40 Ки/ км2 . В июле 1990 года Верховный Совет БССР объявил Беларусь зоной экологического бедствия. Земли с плотностью загрязнения более 40 Ки/ км2 были исключены из землепользования. Началось массовое отселение людей с территорий с плотностью загрязнения выше 40 кюри и от 15 до 40 кюри. В 1991 году был установлен предел общего облучения в 0,1 бэра. В декабре 1991 года в Беларуси был принят закон «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС», он предусматривал комплекс определенных льгот для чернобыльцев.
Особую страницу, связанную с Чернобыльской трагедией, занимает отселение жителей из населенных пунктов. В области 138 населенных пунктов прекратили существование. Люди поспешно покинули родную землю. Нет таких слов, чтобы передать горе тех, кто навсегда прощался со своим домом, где родился и вырос, с родной землей, с которой связана вся жизнь, в которой похоронены предки. Невозможно было смотреть, когда в 1988 году было решено закапывать крестьянские дома, все постройки. Картина жуткая: вырывались котлованы и в них сбрасывались все строения. Тогда, глядя на это, трудно было сдержаться от слез, горечи, печали, тревоги. Земля осиротела, потеряла своих хозяев. Этим нанесен колоссальный и неописуемый урон деревне. Не найдется, по-видимому, такой силы слова писателя, журналиста, такой кисти художника, чтобы передать все это. В последующем во многих районах для сохранения памяти о закопанных и выселенных деревнях поставили знаки памяти. В моем архиве хранятся фотографии из Чериковского района Вепринского сельского Совета.
Прошли годы. По всей белорусской земле проводятся дни памяти последствий Чернобыльской катастрофы, возлагаются цветы к памятникам жертв этой страшной катастрофы. В Могилеве жертвам Чернобыля в «Любуже» установлен мемориальный знак, где проходят ежегодно митинги. Наш Президент Александр Лукашенко за все годы руководства посетил многие Чернобыльские районы нашей области.
Печально известная дата 26 апреля 1986 года никогда не будет забыта. И не только жителями пострадавших районов. Чернобыль — это наша общая нестерпимая боль и память, мучение и трагедия, это подвиги и бессилие. Нам всем надо предостеречь человечество от подобных трагедий.
На мой взгляд, в назидание потомкам необходимо рассказывать, как надо обращаться с мирным атомом, напоминать о том, что человек должен быть осторожным с ядерными технологиями. Это опаснейшая сфера. И один маленький сбой или ошибка могут привести к страшным последствиям. А еще очень важно собирать воспоминания тысяч людей, переживших эту трагедию. Все это систематизировать, может быть, создавать музеи, памятные места. Чтобы помнить и чтить.
В 2003 году была написана уникальная икона по благословению митрополита Киевского Владимира, которая называется Чернобыльский Спас. Эта икона придала особое духовное осмысление Чернобыльской трагедии и христианского подвига людей, не пожалевших своих собственных жизней ради всеобщего блага. В ее центре находится обожженная радиацией сосна, по форме напоминающая крест, который символизирует глубокую скорбь и испытания, выпавшие на долю нашего народа. Сюжет иконы в то же время оптимистичен, настраивает на возрождение. Об этом говорят и солнце, восходящее из-за саркофага на горизонте, и зеленеющая трава на переднем плане. Имеется даже молитва о спасении пострадавших от ядерной катастрофы в Чернобыле…
В дни очередного печального юбилея мы должны вспомнить обо всех жертвах аварии на Чернобыльской АЭС, разделить скорбь родных и близких о многих людях, покинувших этот мир, сотнях тысяч детей, больных различными заболеваниями, связанных с Чернобылем, тысячах людских судеб, вырванных с корнем из земли, на которой жили их предки. Ведь только помня ошибки прошлого, можно не повторить их в будущем.