Шевцова, Д. Засеянное подвигом поле / Дарья Шевцова // Беларускі час. — 2022. — 15 красавіка. — С. 17.
В Беларуси немало мест, где в годы Великой Отечественной войны кромешный ад и героизм стали единым целым. Сегодня туда приезжают тысячи белорусов, чтобы почтить память погибших и отдать дань уважения мужеству защитников Отечества.
Для Могилева таким знаковым местом считается Буйничское поле, на котором ценой неимоверных жертв была приостановлена «молниеносная война» гитлеровских захватчиков.
Они задержали блицкриг
Мемориальный комплекс «Буйничское поле» построен в честь защитников Могилева в годы Великой Отечественной войны. Первая его часть возведена в 1995 году, но полностью строительство завершилось через 9 лет.
В центре комплекса — 27-метровая часовня из красного кирпича, внутренняя часть которой расписана фресками. В середине объекта — «маятник Фуко», символизирующий вечную память о воинах, погибших в боях за город. На стенах часовни установлены 4 мемориальные доски с именами участников обороны Могилева. Здесь же хранится «Книга памяти».
Под часовней — склеп для торжественного перезахоронения останков воинов Красной Армии (их обнаружили на местах сражений в окрестностях областного центра).
На территории комплекса расположены образцы боевого вооружения и техники периода войны, а также небольшой павильон с экспозицией «Могилев 1941-го: дни и ночи мужества».
— К 10 июля 1941 года немцы приблизились к Могилеву. К этому времени подразделения Красной Армии и горожане выполнили большой объем работ по сооружению кругового оборонительного рубежа — с запада 25 км и с востока 10 км. На подходах к городу создали минные поля. В черте Могилева были забаррикадированы въезды, в отдельных домах — оборудованы огневые точки, в стенах — пробиты бойницы, на крышах — сооружены пулеметные площадки, — рассказывает экскурсовод Национального агентства по туризму, директор туристического предприятия «Крокус» в Могилеве Людмила Володько.
И июля противник вплотную подошел к западному рубежу обороны города, начались бои. Но взять с ходу Могилев на Буйничском поле, на Минском шоссе, на других участках фашисты не смогли и форсировали Днепр южнее и севернее его.
Маршал Советского Союза Андрей Еременко (командующий Западным фронтом с 28 июня 1941 года) в своих воспоминаниях выделил три этапа обороны Могилева. Первый — с 3 по 9 июля — разведывательные бои и столкновения передовых отрядов на дальних и ближних подступах к городу. Второй — с 9 по 16 июля — ожесточенные схватки на основной полосе обороны и контратаки для ликвидации плацдармов захваченных противником на восточном берегу Днепра. Третий — с 16 по 26 июля — сражение оборонявшихся войск в полном окружении.
— Таким образом, наступавшие на Москву немецкие войска под Могилевом были задержаны почти на месяц. Защитники оставили город по приказу командования лишь тогда, когда были уже исчерпаны все ресурсы и фронт откатился на сотни километров на восток, — продолжает экскурсовод.
Здесь развеян прах Симонова
Немногие знают, что на Буйничском поле развеян прах писателя Константина Симонова. В годы Великой Отечественной он был военным корреспондентом.
— С началом войны корреспондент Константин Симонов получил предписание в армейскую газе гу 3-й армии Западного фронта. Из Москвы выехал в ночь с 24 на 25 июня. В 6 часов 26 июня прибыл в Борисов, дальше поезда не ходили. Царила суматоха, скопление народа, паника, немцы интенсивно бомбили город и окрестности. В районе Борисова Симонов пробыл несколько дней, затем в поисках штаба Западного фронта выехал в Оршу, оттуда прибыл в Могилев утром 28 июня, — рассказывает экскурсовод.
«После всего пережитого за предыдущие дни поражало, что по-прежнему работали парикмахерские и что какие-то вещи в сознании людей не изменились», — вспоминал Симонов в своем дневнике, который вел во время войны.
В штабе Западного фронта никто не знал, где находится 3-я армия и редакция газеты, приписанная к ней. Симонова определили в газету фронта «Красноармейская правда». Он участвовал в выпуске печатного издания, развозил его в ближайшие воинские части, был очевидцем первых боев на Бобруйском шоссе: «Здесь я стал свидетелем картины, которой никогда не забуду. На протяжении десяти минут я видел, как «мессершмитты» один за другим сбили шесть наших ТБ-3. <…> В Могилеве стало тревожно. Через город весь вечер и ночь проходили эвакуировавшиеся тыловые части», — писал в дневнике Симонов.
— В послевоенное время писатель много времени посвятил литературной работе, где главной темой была война. Он приводил в порядок дневниковые записи, переписывался с теми, кого встретил во время Великой Отечественной, восстанавливал страницы жизни тех, кто остался жив, и тех, кто не вернулся домой, — рассказывает Людмила Володько.
Не забыл Симонов и поле под Могилевом и его защитников. В мирное время шесть раз приезжал в Могилев, ходил по полю боя — Буйничскому, встречался с ветеранами и жителями города.
В книге «Шел солдат» он писал: «Одному человеку этот мирный теперь пейзаж ничего не говорит, а для других — это поле боя. Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако и у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, — поле под Могилевом, где я впервые видел в июле сорок первого, как наши сожгли тридцать девять немецких танков и бронетранспортеров».
Через год после смерти Симонова, 25 ноября 1980 года, на Буйничском поле состоялось открытие мемориального знака в память о писателе. Это 15-тонный камень-валун розового цвета, с обратной стороны которого закреплена табличка с надписью: «К.М. Симонов. 1915-1979. Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».
— Мне кажется, Симонов не случайно завещал развеять свой прах над Буйничским полем. В то время, когда он приезжал в Могилев, поле было засеяно, и только неподалеку от дороги стоял скромный обелиск. Симонов, наверное, предвидел, что «могилу» выдающегося писателя, публициста, журналиста, общественного деятеля, Героя Социалистического Труда будут посещать, а значит, не забудут и защитников города Могилева, — добавляет экскурсовод. — Память о писателе чтят в Могилеве, ежегодно здесь проводятся «Симоновские чтения».