«Давайте простимся светло»

Царева, Е. «Давайте простимся светло» / Екатерина Царева // Вечерний Могилев.— 2023. — 7 июня. — С. 7.

На днях экономический суд Могилевской области принял решение о ликвидации ОАО «Могилевский завод «Строммашина». На 15 июня объявлен аукцион по продаже собственности предприятия, оборудование реализуют частями, недвижимое имущество — одном лотом с условием изменения функциональных назначений зданий. То есть часть территорий завода перейдет городу, а здания на ней подвергнутся реконструкции. Власти заверяют, что коллектив завода — около 700 человек, не потеряет рабочие места и начнет трудиться в составе «БелАЗа». Таким образом, ОАО «Могилевский завод «Строммашина», который некогда считался одним из крупнейших машиностроительных предприятий Беларуси, завершает свое 110-летнее существование.

Вряд ли могилевские предприниматели братья Мазья и Арензон, открывшие в 1913 году кузнечно-слесарную мастерскую по изготовлению плугов, борон, культиваторов, рассчитывали на то, что их маленькое производство станет настолько успешным, что просуществует более века. Хотя с самого начала у их детища дела шли не надо лучше: уже через два года, в 1915-м, здесь принимали заказы на изготовление оборудования для мельниц, винокуренных и маслобойных заводов, артезианских колодцев, водопровода, что позволило маленькому кузнечному производству стать самым крупным металлообрабатывающим предприятием Могилевской губернии. С приходом советской власти в 1920 году завод национализируется, и в ближайшие шесть лет активно строится и расширяет сферы деятельности — начинает производить не только орудия труда и простейшие сельхозмашины, но и ремонтирует транспорт, различные приводы и прочую сложную по тем временам технику. Он осуществлял свою деятельность настолько успешно, что в 1935-м присвоено имя Георгия Димитрова. В годы Великой Отечественной войны эвакуированные в Куйбышев квалифицированные рабочие на увезенном из Могилева оборудовании производили моторы для боевых самолетов. В 1946 году заново отстроенный завод передали в ведение Министерства строительного и дорожного машиностроения, он получил название «Строммашина», которое с честью нес на протяжении своей последующей 77-летней деятельности. После войны народное хозяйство постепенно восстанавливалось, как никогда были востребованы стройматериалы, и предприятие стало выпускать оборудование для производства стройматериалов. К началу 1960-х первым в республике освоило выпуск грузовых и пассажирских лифтов, за что в 1971-м за трудовые достижения награждено орденом Трудового Красного Знамени. Для многих станет удивительным, но именно «Строммашина» в свое время дала жизнь еще двум знаковым для экономики города предприятиям — «Могилевлифтмашу» и «Электродвигателю». Позже завод освоил выпуск уникального нефтедобывающего оборудования — импортозамещающей продукции для «Белоруснефти». В последние годы строммашевцы успешно выполняли заказы по изготовлению уникального оборудования для «Беларуськалия». Реализовали проекты по производству башенных строительных кранов. До недавнего времени продукцию завода хорошо знали и за рубежом: тюбинговые кольца для крепления шахтных стволов в Туркменистане, оборудование для шпальных заводов России, Украине, Казахстане, Монголии. А простые могилевчане пользовались и еще, надеюсь, долгие годы будут эксплуатировать дверные замки для входных дверей разного дизайна и сложности, ведь качество их отменное, а еще мебельную фурнитуру и простейший бытовой инструмент, стремянки и многие другие изделия «Строммашины», столь необходимые в быту. Если предприятие было настолько успешным и его продукция пользовалась неизменным спросом, почему же оно превратилось в банкрота? Какие обстоятельства тому виной? К сожалению, ничто не вечно, любое производство после своего рождения переживает развитие, если повезет, процветание и, наконец, закат. Вероятнее всего, оборудование безнадежно устарело, а инвесторы не посчитали переоснастку завода экономически целесообразной. Очень жаль, но ход времени никому еще не удавалось повернуть вспять.