«Аэропорт! Стою у трапа самолета…»

Царева, Е. «Аэропорт! Стою у трапа самолета…» / Екатерина Царева // Вечерний Могилев. — 2024. — 16 мая. — С. 7.

В марте сего года в новостных лентах появилось сообщение, ЧТО в связи со строительством нового 10-этажного жилого дома в районе пр. Шмидта придется снести один из корпусов СШ №5, в котором когда-то размещались аэровокзал и летные службы.

Могилевчане привыкли считать это здание, построенное в 1961 году, первым в городе, имевшим подобное назначение. Однако это не так, аэропорт время своего существования отсчитывает с послевоенного 1946 года, когда на южной окраине областной столицы в районе Луполово на грунтовую военную взлетную полосу на трех самолетах ПО-2 приземлилось звено гражданских авиаторов И.Н. Губаревича, В.В. Гудкова, А.Н. Кононова и механиков Ф.П. Володько, Г.В. Макарова, Т.Н. Федюкина. Все они в военное время защищали небо от немецких асов. И потому к трудностям им было не привыкать. Помещением для размещения диспетчеров и необходимой для полетов радиоаппаратуры служила огромная цистерна для топлива, в которой было вырезано отверстие для двери и сделан настил в качестве пола, а вместо необходимой мебели служили ящики. Но данное обстоятельство совершенно не влияло на работу летчиков, они с успехом выполняли мирные задачи — почтовые перевозки, полеты по санитарным заданиям.

В начале 60-х, после введения в эксплуатацию 2-этажного кирпичного здания со смотровой застекленной площадкой и поступлением на службу самолетов АН-2 и ЯК-12, Могилевские летчики начали выполнять и пассажирские рейсы, теперь из нашего города можно было долететь в Горки, Кричев, Климовичи, Костюковичи, Хотимск, Бобруйск. Примерно в то же время начинается выполнение регулярных пассажирских и грузовых полетов на самолете ИЛ-14 по маршруту Минск — Могилев — Москва.

Но с приходом 70-х рамки города значительно расширяются, его окраины, в том числе и Луполово, застраиваются жильем, и назревает необходимость перенесения аэропорта в другое место. В качестве площадки для его возведения было выбрано поле возле д. Лубнище в 17 км от Могилева и в 3 км от Минской трассы М-4. Кстати, во время Великой Отечественной войны оно уже использовалось в качестве вспомогательного аэродрома. В 1972 году авиапредприятие перебазируется на данный участок, и начинается возведение целого комплекса сооружений, необходимых для осуществления успешных полетов: здание аэровокзала и размещения диспетчеров, взлетно-посадочная полоса, технические постройки для обслуживания самолетов, стоянки для воздушных судов АМСГ и автобаза. Тем временем летчики продолжают совершать рейсы в обычном режиме. А уже к 1977 году авиатехническая база Могилевского аэропорта отвечала всем современным на тот момент требованиям и, относясь по уровню оснащенности и производственным возможностям к 3-й группе, входила в десятку лучших в гражданской авиации СССР.

Представители старшего поколения помнят, что в те годы из нашего города выполнялись рейсы, связывающие Могилев с Москвой, Ленинградом, Минском, Киевом, Вильнюсом, Ригой, Воронежем, Днепропетровском, Донецком, Краснодаром, Куйбышевом, Минеральными Водами, Мурманском, Одессой, Петрозаводском, Ростовом, Симферополем, Харьковом, выполнялись вахтовые перевозки нефтяников на север. А еще полностью удовлетворялись потребности области в авиационно-химических работах. Кроме того, оказывалась помощь сельскому хозяйству Украины, Молдавии, Средней Азии, Краснодарского края.

1987-й ознаменовался капитальным ремонтом взлетно-посадочной полосы с увеличением ее длины до 2566 м. Теперь самолеты ЯК-40 в летний период уже не справлялись с возрастающими объемами перевозок, и в мае того же года произведена первая техническая посадка самолета ТУ-134, а уже с середины июня в летний период выполняются регулярные пассажирские рейсы на самолетах ТУ-134 на Москву, Сочи, Симферополь и Калининград.

Но, к сожалению, с распадом Советского Союза все ушло в историю. Остаются только эпизодические чартерные рейсы, которые дают авиаторам лишь слабый шанс оставаться «на плаву». Однако в жизни не бывает только черных полос, их рано или поздно сменяют белые. Сегодня услугами Могилевского аэропорта пользуются авиакомпании Беларуси, России, Узбекистана и др. бывших советских республик, а также стран дальнего зарубежья. Для приема и выпуска иностранных воздушных судов созданы все условия. Организованы таможенный и пограничный контроль, все специалисты по управлению воздушным движением допущены к ведению радиосвязи на английском языке, а взлетная полоса рассчитана на максимальную массу воздушного судна в 196 тонн.

Екатерина ЦАРЕВА.