Святая к музыке любовь

Пронькина, А. Святая к музыке любовь / Александра Пронькина // Веснік Магілева. — 2024. — 7 августа. — С. 6—7.

«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия…» — однажды заметил Александр Сергеевич Пушкин. Когда-то давно эти строки нашли глубокий отклик в сердце нашего героя. Более того — стали его девизом, потому что любовь к музыке у него абсолютна и безусловна.

Когда видишь его на сцене с дирижерской палочкой в руках, полностью поглощенного процессом творчества, на какое-то время забываешь о том, что это живой человек из плоти и крови. А потом понимаешь, что это вовсе не эйфория — просто культура должна парить в небесах, иначе она перестанет быть культурой.

Истоки и корни

Родившийся в российском Оренбурге в любящей и разнообразно талантливой семье, первые шаги к будущей профессии Сергей Лищенко начал С балета. А потом родителям предложили отдать способного и на тот момент гиперактивного ребенка в музыкальную школу. Предполагалось, что мальчик потом снова вернется к танцам. Но случилось по-другому. И в сфере музыки он уже сам увлеченно находил для себя интересы.

А когда был еще совсем малышом и, чем-то расстроенный, громко расплакался, родители, отчаявшись его утешить, включили радиоприемник. Как раз звучала классическая музыка, которая стала для мальчика лекарством для души. И крестный отец, в присутствии которого все это произошло, не преминул заметить: «Вот, будет музыкант». Считай, благословил.

В советское время была четкая установка на то, что детей надо развивать в культурном направлении. Сергей учился в математической школе, но детей водили на концерты. В Оренбургской филармонии они слушали в живом мастерском исполнении виолончелиста Мстислава Ростроповича (более 30 лет назад Оренбургское музыкальное училище было преобразовано в Институт искусств имени Ростроповичей, чьи корни — в Оренбурге), пианиста Святослава Рихтера, симфонические оркестры, мужской эстонский хор Густава Эрнесакса… Просто приходили на филармонический концерт: детский билет стоил 20 копеек, взрослый — рубль. И никто не опускался до объяснении того, что же хотел сказать тот или иной композитор своей музыкой.

Отдельно он ходил в хор мальчиков. И, конечно, в многочисленные спортивные секции, в частности, в единоборства, потому что свободное от учебы время должно было быть занято полезными делами.

В семье любили петь народные песни, цеплявшие душу. Особенной певуньей была мама. А у отца были ярко выраженные художественные наклонности. Служивший в армии летчик-механик, который к тому же еще и пел в хоре, писал натюрморты и пейзажи. Эти дедушкины таланты переняли дочки-двойняшки уже самого Сергея Юрьевича, начав развиваться в художественном направлении.

Ну, а отец считал, что его сын должен непременно стать дирижером. причем дирижером военным, потому что сам очень трепетно относился к военной службе. И свое первое музыкальное образование в Оренбурге Сергей Лищенко получил именно как дирижер хора.

Затем были дирижерско-хоровой факультет Казанской консерватории и аспирантура по классу оперно-симфонического дирижирования. С таким уровнем музыкальной культуры Сергей Лищенко был вне конкуренции.

На пути к Могилеву

В Казанской консерватории Сергей познакомился и с будущей супругой. Елена Касаткина — пианистка, лауреат многочисленных конкурсов и краснодипломница приехала из Могилева. Очарованные друг другом музыканты создали семью, в которой вскоре родились девочки-двойняшки.

А потом было распределение. Сначала — Оренбург. Потом — работа с камерным хором Гомельской филармонии. И только после этого — Могилев, по приглашению пединститута, подкрепленному предоставлением жилья в комфортабельном общежитии, что для семьи с двумя маленькими детьми было очень важно.

Хор, оркестр и капелла

Восстановить все те позиции, которые были хорошо развиты в Могилеве еще до революции — такую задачу после приезда в город поставил себе Сергей Лищенко. И создавая хор и оркестр, работая в институте, служа регентом архиерейского хора Кафедрального собора, активно влиял на восстановление и возрождение направлений, важных для общества.

У Сергея Юрьевича был четкий план — создать здесь профессиональный музыкальный коллектив, что он сразу и сделал. В сентябре 89-го года старший преподаватель кафедры музыки, руководивший отделением вокально-хоровых дисциплин, фортепиано и хореографии пединститута (нынче университет), создал хор, который неоднократно становился лауреатом Международных и Республиканских конкурсов и фестивалей.

Репетировали и выступали в зале второго корпуса института на Ленинской. Сейчас он в аварийном состоянии. Но Сергей Юрьевич убежден, что этот зал с балконом, выстроенный в стиле неоклассицизма, — единственный в городе, который абсолютно по всем параметрам соответствует акустике и внутреннему антуражу концертного. И очень надеется, что в скором времени талантливые руки реставраторов вернут ему былую славу.

…Через четыре года после образования хора, в 93-м, был создан камерный оркестр. А потом естественным образом возник план объединения оркестра и хора, чтобы можно было полноценно воспроизводить вокально-симфоническое направление — вершину музыкального искусства.

В 1998 году родилась Могилевская городская капелла. И началось возрождение культурных традиций Могилева. Из национальной и европейской музыкальной классики создавались концертные программы, профессиональное исполнение которых радовало искушенный слух любителей классической музыки.

Таланты и поклонники

Огромное трудолюбие, одержимость в хорошем смысле этого слова, творческая энергия, преданность классическим традициям, служение музыкальному искусству — вот главные черты этого талантливого музыканта и руководителя, многогранная подвижническая деятельность которого позволила поднять музыкальную культуру Могилева на совершенно новую ступень. Сергей Лищенко — фигура уникальная. Его деятельность связана с популяризацией отечественной и зарубежной классической музыки, восстановлением огромного пласта духовной музыки.

К тому же он четко знает, куда нужно стремиться. И знание это не только в голове, но и в поступках, и в предложениях. Он хочет сделать город таким же интересным в музыкальном отношении, каким он был более 100 лет назад. В дореволюционном Могилеве были самые лучшие церковные певчие и было несколько капелл. И в принципе была богатейшая культура. Которую очень хочется воссоздать.

За свою творческую деятельность С.Ю. Лищенко награжден Почетными грамотами управления культуры Могилевского горисполкома, Могилевского городского Совета депутатов и Могилевского горисполкома, «Почетным знаком» Министерства культуры Республики Беларусь за большой вклад в развитие музыкальной культуры, почетной грамотой Национального собрания за заслуги в развитии национальной культуры. Указом Президента Республики Беларусь ему присвоено Почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь», а его имя внесено в Книгу славы Могилевщины.

…И огорчения моменты

Больше 25 лет прошло с тех пор как образовалась капелла. И регулярно в школах проходят плановые концерты. В их основе — желание просветить детей, помочь им увидеть то, что музыка бывает разной. И что есть музыкальный продукт, который формирует сознание, а есть такой, который его разрушает. К сожалению, сейчас все чаще побеждает наносное в виде шоу-программ. Вечный постулат «Хлеба и зрелищ» по-прежнему в тренде. За тысячелетия ничего не изменилось. Меняются технологии, а природа людская остается прежней. И это огорчает Мастера, который убежден, что именно настоящее искусство формирует важные человеческие качества, помогая человеку возвышаться над обыденностью и преобразовывать ее.

Синдром отличника

Чтобы быть деятелем искусства, человек обязан фантазировать. И идеализировать тоже обязан.

Сергей Лищенко стремится к тому, чтобы все было идеально. В искусстве по-другому и нельзя. Да и не только в искусстве, а в любой сфере, где можно применить творчество, включая экономику и науку.

Несмотря на трудности, он остался в Могилеве и продолжает сеять здесь разумное, доброе, вечное.

Для него город — это прежде всего его музыканты, которые в него верят. А для музыкантов важна перспектива и важна идея, ради которой они творят и живут. Без этой идеи, без фантазии творчество невозможно. Не зря же самые популярные произведения искусства, пережившие целые поколения, в большей степени посвящены мечтам.

От рутины музыкантов спасает любовь к своей профессии. У Маэстро не остается времени на хобби, потому что работа творческого человека — это и есть его жизнь. В свое время он занимался единоборствами, бегом, плаванием и стрельбой. Но не это движет им сейчас, а работа. Про которую он не забывает, даже находясь в отпуске.

А еще он мечтает о том, чтобы в Могилеве возникло такое высшее учебное заведение, которое объединило бы все виды искусства. И готов этому максимально способствовать.

Неугомонный и творческий человек, он не может сидеть на месте и довольствоваться тем, что есть. В свое время он сам создал эмблему капеллы. На ней — струны, направленные вверх на фоне герба города, — символ самого большого инструмента. И лира — символ творчества. Да и само наличие симфонической капеллы говорит о том, что у Могилева — статус королевского города.

Он до сих пор способен удивляться. Красивому пению птиц, интересным людям, творческим моментам… А в людях больше всего ценит искренность, добродетель, отзывчивость и самопожертвование. Потому что и сам такой.

Александра ПРОНЬКИНА