Страшные уроки истории

Шуплецова, Ю. Страшные уроки истории / Юлиана Шуплецова // Магілёўскія ведамасці. — 2024. — 17 мая. — С. 11.

Немецко-фашистские захватчики ворвались на территорию Могилева 26 июля 1941 года. С первого дня оккупации началось массовое истребление мирного населения, невзирая на пол, возраст и национальность. При поголовном уничтожении советских людей применялись различные методы и средства: расстрелы и виселицы, газовые камеры и кремационные печи, автофургоны-душегубки и костры, голод и холод, распространение эпидемий, изнурительный физический труд и т.д.

— По данным Государственного архива Могилевской области и Зонального госархива в Бобруйске, на территории Могилевщины было уничтожено более 245 тысяч человек, — говорит старший прокурор отдела прокуратуры Могилевской области Елена Лосева. — Уничтожение населенных пунктов вместе с жителями предпринималось с целью устрашения мирного населения, лишения партизан их резервов, опорных пунктов, продовольственных баз, поддержки со стороны населения.

На территории области находится 1730 населенных пунктов, пострадавших от действий немецко-фашистских захватчиков и их пособников, из них 42 ранее неучтенных.

— На сегодня органами прокуратуры проведено 1722 осмотра мест происшествий (населенных пунктов), место расположения 8 населенных пунктов, пострадавших от действий немецко-фашистских захватчиков, не установлено, — продолжает собеседница. -В Могилевской области была создана сеть фашистских лагерей для военнопленных (в Могилеве и Бобруйске). Крупнейшим был Луполовский концлагерь в областном центре. Также большую группу составляли лагеря для гражданского населения (трудовые. рабочие лагеря, рабочие колонны, пересыльные). Всего на оккупированной территории Могилевщины находилось 119 мест принудительного содержания. Установлено 9 ранее не известных.

По данным госархивов, с территории Могилевщины было угнано на принудительные работы в Германию более 36 тысяч человек.

— В рамках возбужденного Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в 2021 году уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны (ст.127 УК РБ), областной прокуратурой проделан большой объем работы по установлению фактов истребления мирных жителей на территории нашего региона, — отметила Елена Лосева. — Установлено, что на территории Могилевской области на период возбуждения уголовного дела проживали 1605 бывших узников фашистских концлагерей, тюрем, гетто и бывших несовершеннолетних узников иных мест принудительного содержания, 262 ветерана и 62 инвалида Великой Отечественной войны, в том числе 23 жителя блокадного Ленинграда. В настоящее время допрошено 2,3 тысячи лиц (узников, ветеранов и инвалидов ВОВ, их родственников). Установлено и осмотрено 42 ранее не известных места уничтожения и захоронения мирного населения. Проведены полевые поисковые работы в 15 локациях. Обнаружены костные останки убитых немцами граждан в 6 из них.

Посильную помощь в освобождении Родины от немецко-фашистских захватчиков оказывали все жители нашей страны. При этом даже дети не оставались в стороне, вступали в партизанские отряды, оказывали помощь в борьбе с врагами.

Свидетели
(допрошены в рамках расследования уголовного дела о геноциде)

Участник ВОВ Владимир Васильевич (1924 г.р.). Родился и жил (в годы ВОВ) в деревне Большой Осов (Краснопольский район). После войны проживал в деревне Потапово (Шкловский район).

— Когда началась война, мне было 17 лет, — рассказал Владимир Васильевич. — Немецкие войска вошли в нашу деревню в августе 1941-го. Фашисты сразу начали назначать полицаев и выбирать старосту деревни, который без промедления начал составлять списки тех, ному следует явиться в гестапо, сформированное в Краснополье. Тех, кто не шел добровольно, расстреливали на месте. Части «списочных» односельчан удалось удрать в лес к партизанам и вступить в их отряд. Сам я периодически сбегал в Славгородский район, чтобы избежать отправки в концлагерь. Когда мне исполнилось 18 лет, меня призвали в Красную армию. Так я попал в отряд «Вечерков», командиром которого был старшина Кузнецов. Поначалу в мои обязанности входил сбор оперативной информации о деятельности немецких войск. Чуть позже командование направило меня в 341 гвардейскую дивизию. В ее составе я участвовал в наступательных боях вблизи Славгородского района, форсировал реку Сож. Оттеснив немецкие войска, наша дивизия направилась в сторону Быхова. Наш отряд гнал фашистов до польской границы. В 1945 году, перейдя ее, участвовал в наступательных боях вплоть до Германии.

Зинаида Трофимовна (1928 г.р.). Родилась в деревне Затон (Гомельская область). В 1938 году ее отца направили работать в Кличевский район, так семья, в которой росло пятеро детей, оказалась на Могилевщине. Вступила в партизанский «Отряд Изоха» (№2777) осенью 1942 года.

— В партизанском отряде мы громили вражеские гарнизоны, подрывали железнодорожные пути, захватывали в плен фашистов. Нашу деревню и еще несколько, в том числе Хрелево и Уболотье, сожгли в 1944 году. Всех жителей уничтожили, — с болью вспоминает женщина.

Евгений Тимофеевич (1926 г.р.). Родился и жил в деревне Рудня (Глусский район).

— В 1942 году вместе с другом Иваном мы пошли к партизанам, мне было 16 лет, — рассказал мужчина. — К боям нас не допускали в силу возраста, но мы помогали осуществлять закладку мин, потом я был связным командира партизанского отряда Ивана Исааковича Гурина. Столько десятилетий прошло, но я до сих пор помню имена некоторых полицаев. Все они понесли наказание.

— Это лишь малая толика воспоминаний тех, кто прошел через страшные военные испытания. Но наших солдат не сломили, не заставили предать Родину. Не все вернулись домой с поля боя, но каждый из них выиграл страшную войну и каждый достоин звания Героя. Ведь все они шли в бой не за награды, а за страну, за мирное будущее грядущих поколений. Победа в Великой Отечественной войне — это народный подвиг, наше наследие. Нужно помнить историю и то, какой ценой была изгнана «коричневая чума», чтобы не допустить повторения, — резюмировала Елена Лосева.

Юлиана ШУПЛЕЦОВА.