Монастыренко, С. Счастливый билет на троллейбус, или Цепочка неслучайностей / Сергей Монастыренко ; записала Екатерина Льдова // Веснік Магілёва. — 2023. — 20 декабря. — С. 8.
Через месяц -19 января — Могилевский троллейбусный парк № 1 будет отмечать 54-ю годовщину со дня пуска первого троллейбуса и более 28 лет с того момента, как его возглавил Сергей Монастыренко. Он никогда не мечтал быть директором и вполне мог бы работать в другой организации, однако судьба то и дело сводила его с троллейбусным парком… А на принятие судьбоносного решения у него было всего 15 минут! Сергей Монастыренко не только талантливый руководитель, но и потрясающий рассказчик, поэтому сегодня рассказ от первого лица, без журналистской редактуры.
Троллейбус № 5
— Я сам из Тишовки, окончил местную школу. В детстве играл в ансамбле народных инструментов на контрабасе. Никто не хотел на нем играть, меня попросили, и я сумел, хотя сам был таким щуплым, что меня за ним не было видно!
Получив аттестат, посмотрел на оценки и поступил в политехникум на сварщика. Кстати, пошел по стопам отца. Мама работала начальником планово-экономического отдела Могилевского завода сантехзаготовок.
Учеба в техникуме не давала отсрочки от армии, поэтому через полтора года, в ноябре 1974-го, призвался в ряды Советской армии, служил под Минском в войсках связи. Мы обеспечивали связью штаб Краснознаменного Белорусского военного округа, расположенный на площади Победы. И, что примечательно, ездили на дежурства на троллейбусе №5…
В ноябре 1976-го демобилизовался и вернулся доучиваться в политехникум. Мы даже ездили на практику на Горьковский автомобильный завод, где выпускались автомобили ГАЗ, военная техника. Работали в 3 смены на конвейере, были на сложном и ответственном участке — варили кабины автобусов. И прилично там заработали — 500 рублей за 3 месяца! Все деньги отдал маме. Она была начальником планово-экономического отдела не только на работе, но и в семье. Но у нас было свое хозяйство, поэтому без такого подхода -никуда. На мне были 100 кроликов! А в свое время держали и коз, и овец, так что прошел и такую школу жизни.
Мои университеты
…Окончив политехникум, попал в 3-й ткацкий цех комбината шелковых тканей им. 25-летия КПСС слесарем по ремонту оборудования. А потом мама подсказала, что есть место сварщика на заводе сантехзаготовок. Было много заказов, приходилось работать «тридцать второго» числа, чтобы выполнить план: трубы, радиаторы, отопление, вентиляция… Спустя несколько лет стал старшим инженером по рационализации и изобретательству. Вел работу новаторов, производил расчеты, помогал внедрять рацпредложения. Добросовестно относился к своей работе.
В 1979 году женился, в этом же году родилась старшая дочь, спустя два года в семье появилась вторая дочка.
Заочно окончил машиностроительный институт. Первый раз поступил и слишком легкомысленно отнесся к учебе — несвоевременно сдал работы и завалил первую же сессию. Спустя несколько лет жена настояла на том, чтобы все-таки получил высшее образование. И, понимая, что это важно, снова пошел в «машинку» на факультет строительно-дорожных машин и оборудования. Так случилось, что на той кафедре, на которой учился, освободилось место заведующего лабораторией, и это место предложили мне. И 10 лет я отработал на кафедре.
К слову, наука так увлекла Сергея Монастыренко, что он постоянно занимался самообразованием, стремился перенимать опыт коллег, а впоследствии окончил еще и Академию управления при Президенте. И на очередном юбилее супруга Сергея Владимировича пожелала мужу наконец прекратить учиться! Но, по его признанию, если бы не Ольга Владимировна, которая всегда и во всем его поддерживала, оперативно собирала в командировки, понимала ответственность его работы, возможно, этой истории и не случилось бы.
15 минут на размышления
…Мое поколение помнит 90-е: перестройка, нехватка денег, высокие цены в магазинах, низкая зарплата в институте. И знакомый подсказал, что в троллейбусном управлении (так тогда назывался троллейбусный парк) есть вакансия главного механика. Долго не отпускали из «машинки», искали замену, но в марте 1993 года, наконец, удалось перевестись.
Работы было очень много, людей много, но я никогда не боялся этого: чем сложнее задача — тем интереснее ее решать. Со временем освоился, а летом 1995 года в троллейбусном парке случилась забастовка — водителям не выдали вовремя зарплату. Директора освободили от занимаемой должности, и так совпало, что и второе лицо на предприятии — главный инженер — был на больничном, а я остался «за старшего».
В то время все платежи осуществлялись банком по платежным требованиям, на которых ставились подписи директора и главбуха, после чего документ отвозили в банк. 25 августа 1995 года нужно было что-то оплатить, я взял платежку, сел на москвич-«каблучок» и поехал за подписью к главному инженеру. Было жарко, на мне были, как сейчас помню, польские спортивные штаны. Но я-то главный механик, в костюме ходить не нужно — с техникой же работаю. Еду в машине, и по радиотелефону поступает звонок:
— Вас приглашает заместитель председателя горисполкома.
— Так я еду документы подписывать.
— Отправьте другого, а вы -срочно в горисполком.
Я, в чем был, разворачиваюсь и еду в городскую администрацию. В то время председателем горисполкома был Дмитрий Александрович Сивицкий. Меня встретили, стали спрашивать, как дела в парке. Я про весь парк не знаю, говорю о своей работе. А мне зампредседателя в ответ:
— Есть предложение, чтобы вы возглавили троллейбусное управление.
— Я как-то к этому не готов… — отвечаю.
— Ничего, вы подумайте!
— Да, конечно, — говорю, — я подумаю, дома с семьей посоветуюсь…
— Ты знаешь, наверное, посоветоваться уже не получится — через 15 минут заседание исполкома, на котором будут утверждать твою кандидатуру!
Я сел, ошарашенный. А потом собрался и решил, а почему бы и нет? Я-то не знал, что на меня сведения уже собрали и в институт за характеристикой обращались.
Увольняли дважды
…На тот момент в парке было около 80 троллейбусов без запасных частей — без заднего моста, как говорится. С этого и начинал. Жил здесь, ночевать приходилось. Ходил в депо, смотрел, как ремонтируют, как люди работают, делал для себя выводы. Хотел со всем разобраться и сплотить коллектив. Меня хоть и знали, но как к новому директору отнеслись настороженно.
По понедельникам на планерках в горисполкоме с директором автобусного парка отчитывались перед председателем. Видя, что работаем на совесть, помогали с ремонтом машин. Начальник финотдела Мария Григорьевна Маркевич каждый раз говорила, что денег нет, но каждый раз находила пути решения проблем.
Были вопросы и по контактной сети, за что несколько раз меня снимали с работы! Первый раз за то, что на улице Болдина, где одностороннее движение, вечером случился обрыв. Мэр был еще на работе, а я уже уехал из парка. Пока я вызвал кразы, пока сам приехал, Сивицкий уже там. И состоялся такой диалог:
— Почему позже председателя приехал?
— Водителя нет, а я без своего авто. Как успел…
— А почему у тебя всего один водитель?
Вопрос резонный.
— А почему у вас мобильных телефонов нет для оперативности?
Тоже резонно. С того момента стали внедрять «мотороллы». И с тех пор телефон со мной всегда и везде.