“Беларускае вяселле”

Долова, Е. “Беларускае вяселле” : [выставка «Беларускае вяселле» в Могилевском музее этнографии] / Е. Долова // Вечерний Могилев. — 2011. — 23 ноября. — С. 5.

Выставка «Беларускае вяселле» начала свою работу в Могилевском музее этнографии 10 ноября. При помощи Студенческого этнографического товарищества и сотрудников музея собрана коллекция вещей, через которые посетителям показывается, как проходили свадьбы век назад и как проходят в наше время. На выставке представлены костюмы, украшения, а также фотографии старинных и современных свадеб.

На открытии посетители смогли узнать все мельчайшие подробности о свадебном обряде начала прошлого века. Как оказалось, свадьба в старину являлась своеобразным спектаклем, раскрывающим душу народа. Обычно она состояла из трех этапов: досвадебного, собственно свадьбы и послесвадебного. На каждом из этапов проводилось немалое количество обрядов. К примеру, сначала семья жениха выбирала невесту: чтобы она была из хорошего рода, здоровой и работящей. Стоит упомянуть, что желание молодых в те годы не учитывалось. Во второй половине дня семья жениха ехала в сваты. Через день уже семья невесты ехала к жениху, чтобы осмотреть землю и дом, где будет жить их дочь. Если им нравилось увиденное, то жених получал в дар символ согласия — бутылку, наполненную рожью и перевязанную поясом.

Перед свадьбой, в субботний вечер, в доме невесты собирались ее подружки и родственницы. Женщины пекли каравай — символ рода. Поэтому среди каравайниц обязательно должна быть родная мама невесты. Подружки же помогали молодой девушке в последний раз заплести косу, а также сделать «елочку» — веточку дерева, украшенную цветами, лентами, свечками. Помогали сплести венок — символ девичества.

В воскресенье приезжал жених со своей дружиной. Жених с невестой обнимались, и их перевязывали рушником. Затем следовало венчание, застолье, раздел каравая, выкуп перины и переезд к жениху домой. Заканчивался день свадьбы обрядом первой брачной ночи. Так как наши предки считали, что все духи живут под порогом дома, то жених должен был обязательно перенести через него невесту. Чтобы стать своей в чужом доме, девушка бросала на печь пирожок и пояс, и тогда могла свободно переходить через порог.

Наутро совершался обряд завивания намитки — стародавнего головного убора замужней женщины. В этот день приезжали родственники жены и молодежь.

Заканчивалось все третьим этапом — обрядом «пярэзвы». Родственники приглашали молодоженов к себе в гости на угощение. Тут становится понятно, что этот обряд мог длиться и неделю, и две. На сегодняшний день обосновался совершенно противоположный обычай: молодые во время свадьбы разбрасывают гостям конфеты. Хотя раньше считалось, что эти конфеты — символ счастья молодых, которые, наоборот, нужно собирать в дом.

Есть один обряд, который девушка выполняла задолго до замужества — собирание приданого. Так как в 20-30-ые годы прошлого века девушки нередко выходили замуж в 17-18 лет, то уже в 15 лет они вовсю наполняли свой сундук приданым. Он то и являлся символом таланта и трудолюбия, залогом счастливой жизни. Обычно девушка ткала рушники, пояса, заготовки на рубашки своему будущему мужу и детям. Делала она это заранее, так как считалось, что в замужестве ей нужно будет следить за хозяйством, семьей, поэтому времени на шитье у нее может и не быть.

Вещей-символов свадьбы в те давние времена было много. Кроме перечисленных, среди них кожух (тулуп из овечьей шерсти) — символ богатства, «пасад» — символ рода и плодородия, украшенная свадебная дуга. Именно эти символы и предложил увидеть посетителям Музей этнографии.

Продлится выставка до 26 ноября включительно.