Друг всех искусств, союзник музы…

Смолякова, О. Друг всех искусств, союзник музы… / Ольга Смолякова // Магілёўскія ведамасці. — 2015. — 1 декабря. — С. 3.

Анатолия Синковца — начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Могилевского облисполкома, заслуженного деятеля культуры Республики Беларусь — смело можно причислить к заядлым театралам, меломанам, ценителям живописи… Причем наслаждается творчеством он зачастую инкогнито, не афишируя свое появление на том или ином региональном мероприятии. «Чтобы почувствовать себя по-настоящему счастливым, лучше нет средства, чем навестить один из-отдаленных уголков Могилевщины — скажем, Хотимский — и окунуться в самобытную культуру его жителей, — делится собственным «рецептом позитива» Анатолий Анатольевич. — Такой аутентичности не найти ни в одной столице! А таланту местных артистов могли бы позавидовать и мэтры мировых подмостков».

Приверженность народному искус­ству у Синковца с самого детства. А иначе и быть не могло! Родная дере­вушка Барановичи Бобруйского рай­она славилась на всю округу редкими самородками, ярчайшим из которых была мать Александра Корнеевна. «Как сейчас перед глазами стоит кар­тина: в нашем доме при свете лучины собираются соседки, — вспоминает чиновник. — Кто вяжет, кто прядет, а кто просто чаи гоняет, но при этом все женщины поют. Да так проникновенно, что у меня, малого, прямо мурашки бегут по коже…» «Атаманшей» в этом затейливом хоре негласно считалась хозяйка. И не только потому что была удивительной певуньей, но и благодаря своим лидерским качествам. «Мама работала заведующей фермой на местном животноводческом комплек­се и умела найти подход, наверное, к любому человеку, — говорит герой материала. — Ни разу не была на ро­дительском собрании, не проверяла домашние задания — настолько мне доверяла. В то же время воспитывала по-спартански: уж если натворил дел, так будь добр за них ответить! Так что в детстве, бывало, и на крупе коленками стоял… Знал цену труду: уже в 12 лет, чтобы самостоятельно заработать на костюм, на летних каникулах подгребал за волокушами сено». Да и учиться ма­ленький Толя любил и умел: не зря же с четвертого класса в пургу и стужу, в жару и зной пешком ходил за 3 киломе­тра в соседнюю деревню Осово. Как и Александра Корнеевна, преподаватели этого учреждения образования, а так­же бобруйской студии, где способный мальчик дополнительно осваивал фортепианные азы и хореографию, сыграли ключевую роль в его судьбе. К старшим классам появилась убежденность, что жизнь надо связывать с творчеством.

«И вот в 1972 году я, парень из деревни, с небольшим чемоданчиком и огромным запалом энергии поехал в Ленинград покорять отделение хо­реографии института культуры имени Надежды Крупской, — рассказывает Синковец. — Хоть по конкурсу тогда и не прошел, но познакомился с ин­тереснейшими ребятами из Литвы, Латвии, Эстонии. С некоторыми из них, кстати, поддерживаю отношения до сих пор. Неудача меня не сломала, а подтолкнула к поступлению в могилевское культпросветучилище (сегодня — колледж искусств). В группу из трех десятков человек, учитывая сроки по­дачи документов, меня зачислили лишь кандидатом. Это было в сентябре, а уже с нового года дали повышенную стипендию — как одному из самых успе­вающих…» Параллельно молодой человек тан­цевал в различных коллективах, раз­вивая свои способности и сле­дуя за мечтой по дороге на «личный Эверест».

Позже в жизни у него будет и учеба в Мин­ском институ­те культуры, и громкое всеоб­щее признание, а окончив училище в 1975 году, двад­цатилетний юноша вернулся в дорогой сердцу Бобруйск — руководителем клуба мебельной фабрики им.Халтурина, затем — инструктором городского парка культуры и отдыха. «Все бы ни­чего, но мама — самый родной на свете человек — стала болеть, и денег катастрофически не хватало, — вздыхает собеседник. — Так, видимо, судьба проверяла на прочность. На уже знакомой фабрике в погоне за длинным рублем я прошел путь столяра-масте­ра-бригадира. И сегодня, если пона­добится, смогу смастерить что угодно!» Но душа-то, невзирая на постоянное участие в самодеятельности, требовала полной самоотдачи любимому делу. По­хоже, этот настойчивый «голос» и заста­вил Анатолия Анатольевича вернуться к избранному ранее пути. Одной из тех, кто поддержал его в непростой период, была заведующая в ту пору отделом культуры Бобруйского райисполкома Евдокия Гусак. «Моя вторая мама» — так называет ее сам Синковец, добавляя, что именно она, подобно ангелу-хра­нителю, «вела» его по жизни. «Я сразу разглядела в мальчике, филигранно танцующем на районных мероприятиях, дар и, что еще важнее, доброе сердце, — говорит Евдокия Макаровна о нашем герое. — Знала, что его ждет большое будущее. Так в итоге и получилось. А сегодня он уже меня поддерживает, не забывает: убеждена, что в любой ситуации могу на него положиться!»

Итак, волей провидения молодой человек очутился в Бобруйском рай­онном доме культуры, а с 1986 года началась «летопись управленчества»: шестнадцать лет он занимал долж­ность заведующего отделом культуры местного исполнительного комитета, после — три года — был начальником отдела культуры в городе на Березине, а с 2005-го в руки Синковца перешла вся региональная сфера — уроженец Бобруйщины возглавил управление культуры Могилевского облисполкома (в 2013 году объединенное с рядом других структурных подразделений и переименованное в главное управле­ние идеологической работы, культуры и по делам молодежи). За эти три десятилетия «у руля» — пусть и разной масштабности — чего только не было реализовано с его помощью! Не зря Могилевщина своими творческими проектами и талантами гремит далеко за пределами Синеокой! Здесь сегодня проходит целая плеяда фестивалей (детского творчества «Золотая пчелка» в Климовичах, народного искусства «Венок дружбы» и национальной дра­матургии им. Дунина-Марцинкевича в Бобруйске, духовной музыки «Магутны Божа», анимационных фильмов «Анимаевка», музыкальный «Золотой шлягер», театральный «М.art.контакт» — в Могилеве), пленэров («Образ Ро­дины в изобразительном искусстве», «АРТ-Жыжаль»), уникальных праздни­ков («Дрибинские торжки», «Купалье» («Александрия собирает друзей»), «Народная припевка») и многое-многое другое. У истоков большинства из них стоит Анатолий Анатольевич. Его идеи, по словам коллег, — это фун­дамент, на котором легко возводить стены. «То, что мы лидеры по разным показателям в сфере — заслуга всей «культурной семьи» Приднепровского края, — уверен руководитель. — Каж­дая задумка обсуждается, порой — с горячими спорами и почти баталиями, но взаимным уважением друг к другу. Моя же главная цель — направлять, при этом не ограничивая свободу самовы­ражения. Так и воплощаются в жизнь самые смелые творческие фантазии!» Есть, правда, среди громких побед и печали, о которых Анатолий Синковец до сих пор говорит с дрожью в голосе: «Бороться со временем бесполезно — оно, к несчастью, неподвластно нам, смертным. Так, уже не услышать ле­гендарного Воротынского хора доярок, не насладиться потрясающим вокалом народного ансамбля из деревни Лоси. Остались у меня записи, которые нет- нет да и перематываю на магнитофоне. Я преклонялся перед музыкальностью этих простых женщин, а они меня, ви­димо, тоже любили, ласково называли Батик…»

Да и в целом друзей, «поцелованных Музой», у героя материала огромное количество. «Еще мама повторяла: дружба, сыночек, самое важное. Вот и живу по этому постулату», — улыбается он. Благо, семья — жена и дочка — раз­деляет взгляды и убеждения. И как уже бывало неоднократно, при звонке мужа и отца, сообщающем: «Через полтора часа к нам приедут несколько десятков гостей из стран бывшего Союза — го­товьте стол», домочадцы спорить не будут. Закипит и забурлит хозяйство, а аромат кулинарных изысков окутает все вокруг.. «В родном доме в деревне хранится своего рода реликвия — до­щечка, на которой кто только из за­глянувших на огонек не писал теплые слова! — признается начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Могилевского облисполкома. — Есть там «автографы» знаменитых музыкантов, замечательных актеров, выдающихся государственных деятелей… Главное, что они — хорошие и добрые люди, которых мне вот уже без малого шесть десятилетий дарит судьба». Скорее всего, завтра — в день юбилея Синковца — они и иные знакомцы оборвут его телефон с пожеланиями здоровья и счастья, а также со словами благодар­ности, которых Анатолий Анатольевич, внесший значительный личный вклад в развитие Могилевщины, несомненно заслуживает.