Новикова, Н. «Народная песня — вся моя жизнь» / Наталья Новикова // Веснiк Магiлёва. — 2010. — 19 марта. — С. 9.
Народный хор народной песни под управление заслуженного деятеля культуры БССР художественного руководителя и главного дирижера Геннадия ОБУХА с успехом подтвердил звание «Народный».
Слушая отчетный концерт прославленного коллектива, невольно вспомнился древнегреческий миф об Орфее, который славился как певец и музыкант, наделенный магической силой искусства. Благодаря этому ему покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Он участвовал в походе аргонавтов, своей игрой на лире усмиряя волны и помогая гребцам корабля «Арго»…
А когда внезапно от укуса змеи умерла его жена Эвридика, он без боязни отправился за ней в царство мертвых. Пес Аида — Цербер, эринии, Персефона и Аид были покорены игрой Орфея, и Аид обещал вернуть Эвридику на землю при условии, что Орфей не взглянет на жену прежде, чем войдет в свой дом. Счастливый Орфей возвращается с женой, но нарушает запрет. И Эвридика уже навсегда исчезает в царстве мертвых…
Вспомнились мне и слова дирижера перед концертом:
— Народная песня — это песня моего сердца. Это вся моя жизнь.
А что это так и есть, говорят интересные факты из его биографии. После окончания Могилевского культпросветучилища в 1964 г. Геннадий Обух поступает в Ленинградский государственный институт культуры на дирижерско-хоровой факультет в класс профессора Г.М.Борисовой.
Во время учебы происходило постижение молодым музыкантом мастерства ленинградской хоровой школы и хорового искусства в целом. Он проходил хоровую практику в течение двух лет, сдавал государственные экзамены с прославленным, старейшим русским хоровым коллективом — Ленинградской государственной академической капеллой имени М.И.Глинки.
В программу государственного экзамена молодой дирижер включил произведение белорусского композитора Юрия Семеняко «Хатынскія званы».
— Интересен тот факт, что вначале хористы возражали против исполнения этого произведения, — рассказал он при встрече. — Ссылались на свое незнание белорусского языка, на сложную партитуру. И тогда я привез из Беларуси фотографии Хатыни, рассказал истории еще нескольких белорусских «спаленых вёсак». И хор, пораженный моими рассказами, преодолев все трудности, с воодушевлением исполнил «Хатынскія званы» на государственном экзамене, который проходил в виде открытого концерта.
Продолжительной овацией встретила публика это исполнение, а госкомиссия во главе с профессорами В.Полтавцевым и А.Семеновым поставила мне «отлично».
После окончания института Геннадию Обуху было предложено возглавить хор предприятия им. Конрада в Ленинграде. Однако молодой дирижер решает вернуться в Беларусь.
В 1969 году в Могилеве он создает хор народной песни Дома культуры швейной фабрики им. Володарского. Первоначально в составе хора было сорок человек: рабочие, швеи, инженеры. Примечательно, что за всю более чем 40-летнюю историю коллектива в его составе не было профессиональных музыкантов. Это был и есть настоящий народный хор.
Среди его ветеранов в первую очередь нужно отметить людей, отдавших белорусской народной песне более 30 лет жизни. Это пенсионерки Тамара Ивановна Забелла и Валентина Петровна Киселева, работники ЗАО «Вяснянка» Юрий Алексеевич Кукушкин и Вячеслав Валентинович Ермолович, кондуктор троллейбусного управления Тамара Ивановна Киричко, охранник Георгий Владимирович Петрушевский и др.
А из молодых участников — работников завода «Строммашина» Дмитрия Шалаева и Юрия Крепского, работника металлургического завода Александра Капустина, работницу «Могилевхимволокно» Ольгу Рокач…
На базе своего коллектива, включающего народный хор, фольклорную группу, два состава инструментального ансамбля и танцевальную группу, Геннадий Обух создал настоящую антологию белорусской фольклорно-обрядовой хоровой песенности и танцевального искусства, внеся значительный вклад в развитие белорусской хоровой национальной школы.
— При создании народного хора руководитель должен ясно знать, какие у хора возможности и что он будет петь, — рассказывал Геннадий Петрович в своей уютной квартире, напоминающей музей. На двух ее стенах расклеены афиши его коллектива, третья стена украшена почетными грамотами, на широком подоконнике лежат старинные музыкальные инструменты, а прямо на полу, казалось, разошлись в белорусской плясовой сделанные при помощи льна и соломки с десяток кукол размером в половину человеческого роста. — Каждый участник хора должен владеть голосом, иметь музыкальный слух, музыкальную память и, что особенно важно, чувство ансамбля. Состав хора необходимо подбирать по тембру, диапазону, силе звука. В каждой хоровой партии не должно быть певцов, противоположных по тембру. Например, трудно сделать хороший ансамбль, если есть резкий, сильный голос и матовый, гнусавый. Голоса стоящих рядом певцов должны быть однородными по тембру и силе звука.
Главная роль и «характерность тембра» в народном хоре — у женских голосов. И это исторически оправдано, потому что женщины из века в век — носители народной песни, бережно хранимой со всеми ее оттенками. Основа хора — альты и второе сопрано. Женские голоса, особенно первые альты, должны быть звонкими, яркими, чистыми по тембру, вторые альты — насыщенные, звучащие сочным тембром.
А дирижер — это человек и музыкант, который воссоздает авторскую мысль композитора в звучании хора. Он должен донести это звучание до глубины души каждого слушателя, каждого человека…
Репертуар хора на протяжении более чем сорока лет включал в себя свыше 150 произведений самых разных жанров. Это белорусские народные песни в обработках самого Г.Обуха, а также Н.Сироты, Н.Корсака, В.Макеевой и др. Это русские народные песни в обработках А.Широкова, Е.Попова, В.Левашова и т.д. Это и украинские, и казачьи, и болгарские, и польские народные песни. Это и хоровые произведения Г.Цитовича, К.Поплавского, И.Лученка, Ю.Семеняко и др., танцы «Полька-вьюнка» и «Полька-весялуха» в оркестровке В.Шаститки и т.д.
Основополагающее значение для Геннадия Обуха в его постижении белорусской песенности, фольклора, хоровой национальной школы имело знакомство и более чем двадцатилетняя дружба с известным хоровым дирижером, фольклористом, народным артистом СССР Геннадием Ивановичем Цитовичем.
А началось творческое сотрудничество после одного из выступлений хора под управлением Геннадия Обуха на фестивале народного творчества.
Цитовичу понравилось исполнение хором белорусских народных песен. Он назвал хор «маленьким, да удаленьким», имея в виду небольшой состав исполнителей.
Для приобщения Обуха к традициям белорусской народной песенности Цитович привлекал его в состав жюри на ежегодных фестивалях самодеятельных хоровых коллективов Беларуси, приглашал для участия в семинарах и мастер-классах, посвященных народному хоровому пению.
Благодаря такой поддержке и многолетнему общению с выдающимся музыкантом Г.Обух смог продолжить традиции народной белорусской певческой культуры.
Более десяти лет длилась творческая дружба дирижера с известным белорусским композитором Юрием Владимировичем Семеняко (1925-1990).
За десятки лет народный хор под управлением Геннадия Обуха проделал многие тысячи километров в творческих гастрольных поездках по городам и селам, новостройкам и воинским частям Беларуси, России и Украины: это были выступления на празднике песни в Клайпеде, на Лукомльской ГРЭС, в Туле, для моряков-балтийцев Калининграда.
Это — Венгрия и Польша, это Чехословакия и Болгария, в которых неоднократно звучали их песни.
Это — первый, второй и третий всесоюзные фестивали самодеятельного художественного творчества трудящихся, на которых коллектив хора и его руководитель неизменно завоевывали звания лауреатов и награждались золотыми медалями, это и многочисленные международные фестивали фольклорной и хоровой музыки и т.д.
Вот и сейчас, слушая белорусскую народную песню в обработке Г.Обуха «Пра каваля» и видя восторженный прием зрителей, думала о том, не наделен ли этот известный могилевский музыкант и дирижер, как и его древнегреческий собрат по профессии Орфей, магической силой музыки и пения?!