Мышинская, О. «Церковь и война» : сценарий духовно-просветительской встречи : [о деятельности Церкви в период Великой Отечественной войны] / О. Мышинская // Вечныя каштоўнасці. — 2016. — С. 37—40. — (Бібліятэка прапануе).
Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров, павших на фронтах Великой Отечественной войны
Документальная съемка о начале войны. Голос Левитана.
Ведущий 1. Семь десятилетий назад Победой советского народа над фашизмом завершилась Великая Отечественная война. 1418 дней длилась величайшая в истории битва. Это была война за свободу и независимость Родины, за спасение мировой цивилизации, за грядущий мир. Каждый из нас с особой остротой испытывает непреходящее чувство безмерной любви и уважения к тем, кому выпала суровая доля принять на себя всю тяжесть борьбы с лютым врагом, к тем, кто в огне священной войны принес нашей Родине Победу. Люди всегда в неоплатном долгу перед ними. Это благодаря советскому солдату расцветают сегодня сады, счастливо улыбаются дети, мирно голубеет чистое небо. А у подножий обелисков в память о тех, кто не вернулся с войны, аллеют цветы. Имена героев значатся на табличках с названием улиц и площадей, навечно числятся в списках воинских частей.
Ведущий 2. Война никого не оставила равнодушными, в те времена не было ни одного человека, которого война обошла бы стороной. Церковь также не осталась в стороне, не могла закрыть глаза на эту ожесточенную схватку. Вера в Бога сплачивала народ, помогала справиться с тяготами тех ужасных лет.
С первых дней Великой Отечественной войны священнослужители наравне с солдатами сражались против немецких захватчиков. Более пятидесяти советских священников были удостоены медали «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне». В храмах и на фронте шла непрестанная служба, перед иконами совершались молебны и поминовения погибших воинов. Вера в Бога была для всего славянского народа надежной защитой в годы войны.
Ведущий 1. В предвоенное время в Советском Союзе активно насаждалась новая идеология построения социалистического общества в мировых масштабах. Атеизм, отрицавший существование Бога, бессмертие души и идею воздаяния в загробном мире, выступал орудием борьбы с религией.
За несколько дней до начала Великой Отечественной войны журнал «Безбожник» писал: «Религия является злейшим врагом советского патриотизма… История не подтверждает заслуг Церкви в деле развития подлинного патриотизма». К этому времени гонения на Церковь достигли таких масштабов, что ее существование казалось проблематичным. Почти все архиереи были изолированы от своей паствы — либо замучены и убиты, либо находились в ссылках, тюрьмах, лагерях. Шла «безбожная» пятилетка.
Если в 1917 году служило 150 епископов, то к началу 1939 года действующих осталось четыре человека. В восточной части Беларуси, на территории которой находилась Могилевская область, к 1939 году было закрыто, разрушено 30 процентов культовых зданий. Всего за 1937 год и по июль 1938 года в Беларуси было осуждено 3207 священнослужителей, в том числе: один митрополит, пять архиепископов, четыреста двадцать священнослужителей. Примерно 2000 из них погибли в лагерях или были расстреляны.
Ведущий 2. 22 июня 1941 года, в День всех святых, Германия вероломно напала на СССР. В тот же день Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Сергий (Страгородский) собственноручно напечатал на пишущей машинке текст обращения к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», разосланное по многочисленным приходам.
«Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». Этими пророческими словами завершалось послание Митрополита.
В первые месяцы войны началось движение за открытие церквей — как в тылу, так и на оккупированной фашистами территории.
28 сентября 1942 года благодаря заступничеству Богородицы, явившейся перед летчиком немецкого самолета, было спасено население села Рожковка Каменецкого района Брестской области, находящегося на окраине Беловежской пущи.
Это явление Божьего чуда произошло, когда погибли два немецких солдата возле деревни. Обозленные оккупанты намеревались расстрелять за каждого погибшего по 100 мирных жителей. Молодежь старше 16 лет фашисты отобрали для угона в Германию. Всех остальных построили в колонну и погнали к выкопанной яме. Люди упали на колени, плакали и молились. В небе показался самолет, после приземления из него вышел немецкий офицер и сказал, что если он не вернется через два часа, тогда расстреливайте людей.
Самолет вернулся через два часа. Переводчик, бывший при офицере, пояснил, что сельчанам вернут отнятое имущество и скот. Яму было приказано не закапывать. Если что-нибудь случится в течение года, тогда население расстреляют. Всех отпустили домой.
После войны тот офицер приехал в деревню и привез икону, вырезанную из дерева, передал ее жителям деревни со словами: «Это ваша Спасительница». После молебна по случаю вручения образа Богоматери с Младенцем, офицер добавил: «Когда самолет пролетал над полем с людьми, явилась Дева и показала рукою вниз, со словами «это мои люди”».
Ведущий 1. В деревне Летяги Славгородского, а в войну — Пропойского района, особо почитают икону «Неопалимая Купина», которую заказали у Могилевского иконописца в период оккупации. С нею люди в войну регулярно устраивали Крестные ходы вокруг деревни. В этом населенном пункте сгорело только два сарая, стоявших на отшибе: их подожгли при отступлении немцы.
В период оккупации храм был духовным пристанищем для мирного населения. Каждый, кто уповал на Господа, черпал силы в молитве, чтобы выжить в то трудное время, мог помолиться о близких, воевавших на фронте, сражавшихся в партизанских отрядах. Рядовые пастыри, как могли, поддерживали прихожан.
Священнослужители воевали, сотрудничали с партизанами, помогали мирному населению, часто жертвуя собственной жизнью, собирали пожертвования в помощь Красной Армии.
Митрополит гор Ливанских Илия молился о спасении России от нашествия врага. Владыка затворился в каменное подземелье, не пил, не ел и не спал, а, стоя на коленях, молился перед иконой Божьей Матери. Через трое суток ему явилась пресвятая Богородица и объявила: «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда — сдавать нельзя. Пусть вынесут,—сказала Она,—чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее Крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война закончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена, а если не будет выполнено, Россия погибнет». Все это было выполнено.
После Крестного хода чудом выстоял Ленинград, а затем спасена Москва. После этого Казанскую икону привезли в Сталинград. Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед чудотворной иконой, и русские войска победили.
Были великие молитвенники и на Руси, такие как иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней стоял он на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги. Известно, что иеросхимонах Серафим Вырицкий возносил постоянную молитву не только в своей келье, но и в саду на камнях перед устроенной на сосне иконой преподобного Серафима Саровского, кормящего дикого медведя. Этот уголок старец назвал «Сэров».
Ведущий 2. В 1942 году старец писал:
«И в радости, и в горе, монах, старец больной
Идет к святой иконе в саду, в тиши ночной.
Чтоб Богу помолится за мир и все людей
И Старцу поклониться о Родине своей.
«Молись Благой Царице, Великий Серафим,
Она Христа десница, помощница больным.
Заступница убогим, одежда для нагих,
В скорбях великих многих спасет рабов своих…
В грехах мы погибаем, от бога отступив,
И Бога оскорбляем в деяниях своих»…
Вклад Могилевских священнослужителей в Победу
Протоиерей Анисим Коваленко с 1941 года служил священником в Борисоглебской церкви г. Могилева, а в 1942 году переведен в Княжицкую церковь им. Св. Александра Невского, где и проводил богослужения до изгнания немцев. Отец Анисим рассказывал о последних часах обороны Могилева, который мужественно не сдавался врагу в течение двадцати трех дней.
Погиб на фронте в 1941 году под Смоленском сын отца Анисима Николай. Его жену и сына фашисты расстреляли в Могилеве за связь с партизанами. Танкистом был сын Михаил: снарядом, попавшим в танк, ему оторвало одну ногу и часть стопы другой. Горящим костром вылез он из боевой машины. Дочь Тамара тоже прошла фронтовое пекло Великой Отечественной войны. Дети священника, а он был арестован за религиозную деятельность, в тяжелый для Родины час проявили подлинное мужество и патриотизм. Хотя после первого ареста отца семью выгнали из дома, конфисковали корову и лошадь.
Сергей Коваленко (последний сын), оставшийся единственным из разведгруппы в живых после неудачной попытки вывести из строя огневую точку противника гранатами, закрыл амбразуру своим телом. Это было на левом берегу реки Одер, в окрестностях города Шургаст, за три месяца до Победы, 1 февраля 1945 года. Сыну священника было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названа улица г. Могилева.
В тяжелый час испытаний верующие люди с Божией помощью проявляли недюжинную силу духа. Еще одна история не может остаться без должного внимания. Могилевчанка Прасковья Дерибо до войны работала почтальоном. Когда 44-летняя патриотка увидела в Луполовском концлагере Могилева в 1941 году издевательства фашистов над военнопленными, то решила посвятить свою жизнь помощи страдальцам. Начальник лагерного госпиталя Борис Темерецкий организовал церковь, куда под видом монахини приходила Прасковья Дерибо. Она брала в руки икону и требовала, чтобы ее допустили исповедовать военнопленных для отпущения грехов перед смертью.
«Я человек религиозных убеждений»,— заявляла женщина во время войны и после. Помощь и поддержку она находила в церкви, среди верующих, соседей, знакомых и незнакомых. Прасковья Иосифовна, облачившись в черную одежду монахини, ходила по домам горожан и сельчан в пригородных деревнях, собирала еду для военнопленных. Приготовленную пищу и собранные продукты грузила бочками на телегу, на сани и везла в концлагерь.
Склад овощей находился в Трехсвятительском храме Могилева, который открылся осенью 1941 года. В подвале церкви в воскресные дни по благословению настоятеля отца Константина Рад- зивиновича для нуждающихся прихожан были организованы обеды. Сестра-хозяйка областной больницы Петрова вместе с подпольщицей Карпинской договорились отпечатать в немецкой типографии 2500 молитвословов, которые продавались с помощью священников и церковных старост. Вырученные деньги были использованы на приобретение хлеба, картофеля, муки. За три года патриотка собрала 500 пудов соли, около 3000 пудов хлеба, около 15000 яиц, более 11000 пудов картофеля и многое другое.
Продуктами питания, медикаментами, ветошью для перевязки ран, самыми необходимыми бытовыми мелочами (от иголок с нитками до кружек) Прасковья Дерибо обеспечивала военнопленных Луполовского концлагеря, где находилось около 70 тысяч людей, а также тяжелораненых бойцов Красной Армии, оставшихся в трех госпиталях Могилева. Прасковью Иосифовну арестовывали, держали в тюрьме и гестапо, где она все время молилась. Ее даже приговаривали к казни через повешение. За нее заступился священник, сказавший немцам: «Она действительно монашка, отпустите эту верующую душу».
Фрагмент документального фильма
•Я ел монашеский хлеб».
Ведущий 1. Во время войны действующим в Могилеве являлся приход Иоанно-Богословской церкви на Мышаковском кладбище. Настоятелем служил отец Иаков Листратенко, в сан священника рукоположен в 1943 году.
По воспоминаниям очевидцев, в годы войны церковные службы шли и в Петро-Павловском храме на Луполово (район фонтана возле гостиницы «Днепр»), где настоятельствовал слепой отец Иоанникий.
Действовала при оккупантах и Покровская церковь в Подниколье (крест на месте руин виден с моста через р. Днепр). Покровский храм являлся местом встреч Могилевских подпольщиков: «Прихожан стало больше: приходили в церковь за утешением и надеждой отчаявшиеся, измученные солдатки, приходили венчаться и крестить детей даже далекие от религии люди — те, кому не хотелось иметь дело с немецкими учреждениями». В книге описан образ кроткого настоятеля отца Феодосия Тихонра- вова, приютившего еврея под видом пономаря: «Явочная квартира была у нас в церкви… Священник оказался патриотом, а с точки зрения конспирации, трудно было придумать квартиру удобнее: в церковь ходило много народу. Так что на это никто не обращал внимания, и полиция не цеплялась. По решению руководства Борис поселился в церкви. Во-первых, там нужно было иметь постоянного дежурного для приема и передачи разных донесений, приказов, листовок и так далее. Во-вторых, Борису нельзя было показываться на улице: он был еврей. Отец Феодосий, священник, назначил нашего Борьку пономарем. Днем он звонил в колокола и принимал почту, а ночью ходил на задания…». Автор пишет о том, что явка была провалена. Арестованный священник никого не выдал и был расстрелян вместе с другими подпольщиками.
Возможно, что богослужения проходили и в Успенском храме. Настоятелем Свято-Успенской церкви села Голени Могилевского района с 15 сентября 1941 года был Петр Сойченко. Во время войны храм находился в полуразрушенном состоянии, и в нем от угона в Германию пряталась молодежь. Фашисты внутрь не заходили, освещали фонариком.
Ведущий 2. Из пригородных храмов Могилева также действовала церковь в Полыковичах.
В Климовичской Свято-Михайловской церкви в начале войны находился лагерь для офицеров и солдат Красной Армии. На Рождество 1942 года в храме состоялась служба. Настоятелем являлся отец Петр Макаров, который был связным партизанского отряда № 45 «За Родину», действовавшего на территории Климовичского и Краснопольского районов. Священник выезжал в деревни под видом исполнения треб, в храме встречал и посыльных от партизан, венчал бывших военнопленных и переправлял их в партизанский отряд. Отец Петр Макаров был награжден орденом Красной Звезды и медалью «Партизану Отечественной войны». В фонде Климовичского районного историко-краеведческого музея хранится копия Правительственной телеграммы, адресованной священнику и подписанной от имени Сталина:
Ведущий 1. «Священнику Климовичской Архистратиго-Михайловской церкви Макарову П.П.
Прошу передать верующим прихода Климовичской соборной Архистратиго-Михайловской церкви, собравшим 65695 руб. и вещи в фонд помощи раненых фронтовиков, привет и благодарность Красной Армии. 18/2.1944 г. 1.00 И. В. Сталин».
После окончания войны в Могилевскую епархию, где не хватало священников, стали прибывать служители из других мест, в биографии которых внесла свою лепту Великая Отечественная война.
В Борнео-Глебском храме служил протоиерей Косьма Раина, а в 1942 году он служил в Пинске. Однажды его вызвал районный бургомистр и потребовал, чтобы за богослужением в церкви впредь не совершалась молитва за Московское церковное чиноначалие, а молитва «О стране нашей, властех и воинстве ея» была заменена словами «об освобожденной стране Российской и победоносном германском воинстве Господу помолимся», как указывалось в циркуляре Пинской Духовной Консистории. Подобные распоряжения священнику Косьме поступали не единожды, но он продолжал привычную молитву, при этом за непослушание мог поплатиться жизнью.
В святую Пасхальную ночь 1943 года отец Косьма Раина при огромном стечении прихожан, в присутствии на службе партизан зачитал обращение Митрополита Киевского и Галицкого Николая к населению временно оккупированной территории. В проповеди он отметил: «Воля Божия не в приказах фашистов, а в призывах родной Русской Православной Церкви к нашим верующим сердцам»,— и призвал помогать народным мстителям.
По приглашению командования бригады священник участвовал в лесном новогоднем митинге, посвященном встрече 1944 года, и выступил с речью, в которой выразил надежду, что в наступающем году патриоты освободят «родную землю от фашистской нечисти. И в этом великом деле да поможет нам Бог!».
Вместе с ним в Борисо-Глебском храме служил священник Николай Волынец, который во время войны в Брестской области тоже был связан с партизанами. Отец Николай награжден орденом Великой Отечественной войны и медалями.
В этот же список внесена и фамилия священника отца Бориса Савинова, который с первых дней Великой Отечественной войны воевал на фронте, защищал Москву, участвовал в сражении на Курской дуге, за которое его наградили орденом Красной Звезды. Боевой путь священника отмечен 29 орденами и медалями. Отец Борис вспоминал о том, как при наступлении на Запорожье, когда он командовал штрафным батальоном, во время атаки пуля попала в нательную медную иконку Святителя Николая и застряла в ней. Борис Александрович восстанавливал церковь в д. Турки под Бобруйском, был настоятелем Свято-Покровского храма в Вейно, затем клириком Трехсвятительского собора. Образ, спасший ему жизнь, хранится в Троице-Сергиевой Лавре.
В январе 1942 года по распоряжению церковных властей в Восточную Беларусь были направлены архимандрит Серафим (Шахмуть) и священник Владимир Кударенко, открывавшие церкви в Витебской, Могилевской, Гомельской областях, где ими было проведено более 90 богослужений.
Ведущий 2. А к 1945 году в Беларуси действовало 1044 православных храма, было зарегистрировано 682. К приходу советских войск число церквей превышало довоенный уровень на 236.
Таким образом. Православная Церковь и ее верные сыны-священнослужители вместе со всем народом несли тяготы военного положения, поддерживали, как могли, свою паству, полностью разделяя ее нелегкую участь.