«Церковь и война»

   Мышинская, О. «Церковь и война» : сценарий духовно-просветительской встречи : [о деятельности Церкви в период Великой Отечественной войны] / О. Мышинская // Вечныя каштоўнасці. — 2016. — С. 37—40. — (Бібліятэка прапануе).

Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров, павших на фронтах Великой Отечественной войны

Документальная съемка о начале войны. Голос Левитана.

Ведущий 1. Семь десятилетий назад Победой советского народа над фашизмом завершилась Великая Отечественная война. 1418 дней длилась величайшая в истории битва. Это была война за свободу и независимость Родины, за спасение ми­ровой цивилизации, за грядущий мир. Каждый из нас с особой остротой испытывает непреходящее чувство безмерной любви и уважения к тем, кому выпала суровая доля принять на себя всю тяжесть борьбы с лютым врагом, к тем, кто в огне священ­ной войны принес нашей Родине Победу. Люди всегда в неоплатном долгу перед ними. Это благо­даря советскому солдату расцветают сегодня сады, счастливо улыбаются дети, мирно голубеет чистое небо. А у подножий обелисков в память о тех, кто не вернулся с войны, аллеют цветы. Имена героев зна­чатся на табличках с названием улиц и площадей, навечно числятся в списках воинских частей.

Ведущий 2. Война никого не оставила равнодуш­ными, в те времена не было ни одного человека, ко­торого война обошла бы стороной. Церковь также не осталась в стороне, не могла закрыть глаза на эту ожесточенную схватку. Вера в Бога сплачивала на­род, помогала справиться с тяготами тех ужасных лет.

С первых дней Великой Отечественной вой­ны священнослужители наравне с солдатами сра­жались против немецких захватчиков. Более пя­тидесяти советских священников были удостоены медали «За добросовестный труд в Великой Оте­чественной войне». В храмах и на фронте шла не­престанная служба, перед иконами совершались молебны и поминовения погибших воинов. Вера в Бога была для всего славянского народа надеж­ной защитой в годы войны.

Ведущий 1. В предвоенное время в Советском Союзе активно насаждалась новая идеология по­строения социалистического общества в мировых масштабах. Атеизм, отрицавший существование Бога, бессмертие души и идею воздаяния в загроб­ном мире, выступал орудием борьбы с религией.

За несколько дней до начала Великой Отечест­венной войны журнал «Безбожник» писал: «Религия является злейшим врагом советского патриотизма… История не подтверждает заслуг Церкви в деле раз­вития подлинного патриотизма». К этому времени гонения на Церковь достигли таких масштабов, что ее существование казалось проблематичным. Почти все архиереи были изолированы от своей паствы — либо замучены и убиты, либо находились в ссылках, тюрьмах, лагерях. Шла «безбожная» пятилетка.

Если в 1917 году служило 150 епископов, то к началу 1939 года действующих осталось четыре человека. В восточной части Беларуси, на терри­тории которой находилась Могилевская область, к 1939 году было закрыто, разрушено 30 процен­тов культовых зданий. Всего за 1937 год и по июль 1938 года в Беларуси было осуждено 3207 священ­нослужителей, в том числе: один митрополит, пять архиепископов, четыреста двадцать священнослу­жителей. Примерно 2000 из них погибли в лагерях или были расстреляны.

Ведущий 2. 22 июня 1941 года, в День всех свя­тых, Германия вероломно напала на СССР. В тот же день Местоблюститель Патриаршего престола Митро­полит Сергий (Страгородский) собственноручно напе­чатал на пишущей машинке текст обращения к «Пас­тырям и пасомым Христовой Православной Церкви», разосланное по многочисленным приходам.

«Церковь Христова благословляет всех право­славных на защиту священных границ нашей Роди­ны. Господь нам дарует победу». Этими пророчески­ми словами завершалось послание Митрополита.

В первые месяцы войны началось движение за открытие церквей — как в тылу, так и на оккупиро­ванной фашистами территории.

28 сентября 1942 года благодаря заступниче­ству Богородицы, явившейся перед летчиком не­мецкого самолета, было спасено население села Рожковка Каменецкого района Брестской области, находящегося на окраине Беловежской пущи.

Это явление Божьего чуда произошло, когда погибли два немецких солдата возле деревни. Обо­зленные оккупанты намеревались расстрелять за каждого погибшего по 100 мирных жителей. Мо­лодежь старше 16 лет фашисты отобрали для угона в Германию. Всех остальных построили в колонну и погнали к выкопанной яме. Люди упали на колени, плакали и молились. В небе показался самолет, по­сле приземления из него вышел немецкий офицер и сказал, что если он не вернется через два часа, тогда расстреливайте людей.

Самолет вернулся через два часа. Переводчик, бывший при офицере, пояснил, что сельчанам вер­нут отнятое имущество и скот. Яму было приказано не закапывать. Если что-нибудь случится в течение года, тогда население расстреляют. Всех отпустили домой.

После войны тот офицер приехал в деревню и привез икону, вырезанную из дерева, передал ее жителям деревни со словами: «Это ваша Спаситель­ница». После молебна по случаю вручения образа Богоматери с Младенцем, офицер добавил: «Когда самолет пролетал над полем с людьми, явилась Дева и показала рукою вниз, со словами «это мои люди”».

Ведущий 1. В деревне Летяги Славгородского, а в войну — Пропойского района, особо почитают икону «Неопалимая Купина», которую заказали у Мо­гилевского иконописца в период оккупации. С нею люди в войну регулярно устраивали Крестные ходы вокруг деревни. В этом населенном пункте сгорело только два сарая, стоявших на отшибе: их подожгли при отступлении немцы.

В период оккупации храм был духовным при­станищем для мирного населения. Каждый, кто упо­вал на Господа, черпал силы в молитве, чтобы вы­жить в то трудное время, мог помолиться о близких, воевавших на фронте, сражавшихся в партизан­ских отрядах. Рядовые пастыри, как могли, поддер­живали прихожан.

Священнослужители воевали, сотрудничали с партизанами, помогали мирному населению, ча­сто жертвуя собственной жизнью, собирали пожер­твования в помощь Красной Армии.

Митрополит гор Ливанских Илия молился о спа­сении России от нашествия врага. Владыка затво­рился в каменное подземелье, не пил, не ел и не спал, а, стоя на коленях, молился перед иконой Бо­жьей Матери. Через трое суток ему явилась пресвя­тая Богородица и объявила: «Должны быть открыты во всей стране хра­мы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовят­ся к сдаче Ленинграда — сдавать нельзя. Пусть вы­несут,—сказала Она,—чудотворную икону Казан­ской Божией Матери и обнесут ее Крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на свя­тую землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с вой­сками до границ России. Когда война закончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рас­сказать о том, как она была спасена, а если не бу­дет выполнено, Россия погибнет». Все это было вы­полнено.

После Крестного хода чудом выстоял Ленин­град, а затем спасена Москва. После этого Казан­скую икону привезли в Сталинград. Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед чудотворной иконой, и русские войска победили.

Были великие молитвенники и на Руси, та­кие как иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней стоял он на молитве о спасении страны и на­рода России в тяжелейшие годы, когда страну тер­зали враги. Известно, что иеросхимонах Серафим Вырицкий возносил постоянную молитву не только в своей келье, но и в саду на камнях перед устро­енной на сосне иконой преподобного Серафима Са­ровского, кормящего дикого медведя. Этот уголок старец назвал «Сэров».

Ведущий 2. В 1942 году старец писал:

«И в радости, и в горе, монах, старец больной
Идет к святой иконе в саду, в тиши ночной.
Чтоб Богу помолится за мир и все людей 

И Старцу поклониться о Родине своей.
«Молись Благой Царице, Великий Серафим,
Она Христа десница, помощница больным.

Заступница убогим, одежда для нагих,
В скорбях великих многих спасет рабов своих…
В грехах мы погибаем, от бога отступив,
И Бога оскорбляем в деяниях своих»…

Вклад Могилевских священнослужителей в Победу

Протоиерей Анисим Коваленко с 1941 года слу­жил священником в Борисоглебской церкви г. Мо­гилева, а в 1942 году переведен в Княжицкую цер­ковь им. Св. Александра Невского, где и проводил богослужения до изгнания немцев. Отец Анисим рассказывал о последних часах обороны Могилева, который мужественно не сдавался врагу в течение двадцати трех дней.

Погиб на фронте в 1941 году под Смоленском сын отца Анисима Николай. Его жену и сына фаши­сты расстреляли в Могилеве за связь с партизана­ми. Танкистом был сын Михаил: снарядом, попавшим в танк, ему оторвало одну ногу и часть стопы другой. Горящим костром вылез он из боевой машины. Дочь Тамара тоже прошла фронтовое пекло Великой Оте­чественной войны. Дети священника, а он был аре­стован за религиозную деятельность, в тяжелый для Родины час проявили подлинное мужество и патрио­тизм. Хотя после первого ареста отца семью выгнали из дома, конфисковали корову и лошадь.

Сергей Коваленко (последний сын), оставший­ся единственным из разведгруппы в живых после неудачной попытки вывести из строя огневую точку противника гранатами, закрыл амбразуру своим те­лом. Это было на левом берегу реки Одер, в окрест­ностях города Шургаст, за три месяца до Победы, 1 февраля 1945 года. Сыну священника было по­смертно присвоено звание Героя Советского Сою­за. Его именем названа улица г. Могилева.

В тяжелый час испытаний верующие люди с Бо­жией помощью проявляли недюжинную силу духа. Еще одна история не может остаться без должно­го внимания. Могилевчанка Прасковья Дерибо до войны работала почтальоном. Когда 44-летняя па­триотка увидела в Луполовском концлагере Моги­лева в 1941 году издевательства фашистов над во­еннопленными, то решила посвятить свою жизнь помощи страдальцам. Начальник лагерного госпи­таля Борис Темерецкий организовал церковь, куда под видом монахини приходила Прасковья Дерибо. Она брала в руки икону и требовала, чтобы ее допу­стили исповедовать военнопленных для отпущения грехов перед смертью.

«Я человек религиозных убеждений»,— заявля­ла женщина во время войны и после. Помощь и под­держку она находила в церкви, среди верующих, соседей, знакомых и незнакомых. Прасковья Ио­сифовна, облачившись в черную одежду монахини, ходила по домам горожан и сельчан в пригородных деревнях, собирала еду для военнопленных. Приго­товленную пищу и собранные продукты грузила боч­ками на телегу, на сани и везла в концлагерь.

Склад овощей находился в Трехсвятитель­ском храме Могилева, который открылся осенью 1941 года. В подвале церкви в воскресные дни по благословению настоятеля отца Константина Рад- зивиновича для нуждающихся прихожан были орга­низованы обеды. Сестра-хозяйка областной боль­ницы Петрова вместе с подпольщицей Карпинской договорились отпечатать в немецкой типографии 2500 молитвословов, которые продавались с помо­щью священников и церковных старост. Выручен­ные деньги были использованы на приобретение хлеба, картофеля, муки. За три года патриотка со­брала 500 пудов соли, около 3000 пудов хлеба, око­ло 15000 яиц, более 11000 пудов картофеля и мно­гое другое.

Продуктами питания, медикаментами, вето­шью для перевязки ран, самыми необходимыми бытовыми мелочами (от иголок с нитками до кру­жек) Прасковья Дерибо обеспечивала военноплен­ных Луполовского концлагеря, где находилось око­ло 70 тысяч людей, а также тяжелораненых бойцов Красной Армии, оставшихся в трех госпиталях Моги­лева. Прасковью Иосифовну арестовывали, держа­ли в тюрьме и гестапо, где она все время молилась. Ее даже приговаривали к казни через повешение. За нее заступился священник, сказавший немцам: «Она действительно монашка, отпустите эту верую­щую душу».

Фрагмент документального фильма
•Я ел монашеский хлеб».

Ведущий 1. Во время войны действующим в Могилеве являлся приход Иоанно-Богословской церкви на Мышаковском кладбище. Настоятелем служил отец Иаков Листратенко, в сан священника рукоположен в 1943 году.

По воспоминаниям очевидцев, в годы войны цер­ковные службы шли и в Петро-Павловском храме на Луполово (район фонтана возле гостиницы «Днепр»), где настоятельствовал слепой отец Иоанникий.

Действовала при оккупантах и Покровская церковь в Подниколье (крест на месте руин виден с моста через р. Днепр). Покровский храм являлся местом встреч Могилевских подпольщиков: «Прихо­жан стало больше: приходили в церковь за утешени­ем и надеждой отчаявшиеся, измученные солдатки, приходили венчаться и крестить детей даже дале­кие от религии люди — те, кому не хотелось иметь дело с немецкими учреждениями». В книге описан образ кроткого настоятеля отца Феодосия Тихонра- вова, приютившего еврея под видом пономаря: «Явочная квартира была у нас в церкви… Священ­ник оказался патриотом, а с точки зрения конспи­рации, трудно было придумать квартиру удобнее: в церковь ходило много народу. Так что на это никто не обращал внимания, и полиция не цеплялась. По решению руководства Борис поселился в церкви. Во-первых, там нужно было иметь постоянного де­журного для приема и передачи разных донесений, приказов, листовок и так далее. Во-вторых, Борису нельзя было показываться на улице: он был еврей. Отец Феодосий, священник, назначил нашего Борь­ку пономарем. Днем он звонил в колокола и прини­мал почту, а ночью ходил на задания…». Автор пи­шет о том, что явка была провалена. Арестованный священник никого не выдал и был расстрелян вме­сте с другими подпольщиками.

Возможно, что богослужения проходили и в Успенском храме. Настоятелем Свято-Успенской церкви села Голени Могилевского района с 15 сен­тября 1941 года был Петр Сойченко. Во время вой­ны храм находился в полуразрушенном состоянии, и в нем от угона в Германию пряталась молодежь. Фашисты внутрь не заходили, освещали фонариком.

Ведущий 2. Из пригородных храмов Могилева также действовала церковь в Полыковичах.

В Климовичской Свято-Михайловской церкви в начале войны находился лагерь для офицеров и солдат Красной Армии. На Рождество 1942 года в храме состоялась служба. Настоятелем являлся отец Петр Макаров, который был связным парти­занского отряда № 45 «За Родину», действовавшего на территории Климовичского и Краснопольского районов. Священник выезжал в деревни под видом исполнения треб, в храме встречал и посыльных от партизан, венчал бывших военнопленных и пере­правлял их в партизанский отряд. Отец Петр Мака­ров был награжден орденом Красной Звезды и ме­далью «Партизану Отечественной войны». В фонде Климовичского районного историко-краеведческо­го музея хранится копия Правительственной теле­граммы, адресованной священнику и подписанной от имени Сталина:

Ведущий 1. «Священнику Климовичской Ар­хистратиго-Михайловской церкви Макарову П.П.

Прошу передать верующим прихода Климович­ской соборной Архистратиго-Михайловской церкви, собравшим 65695 руб. и вещи в фонд помощи ране­ных фронтовиков, привет и благодарность Красной Армии. 18/2.1944 г. 1.00 И. В. Сталин».

После окончания войны в Могилевскую епар­хию, где не хватало священников, стали прибывать служители из других мест, в биографии которых вне­сла свою лепту Великая Отечественная война.

В Борнео-Глебском храме служил протоиерей Косьма Раина, а в 1942 году он служил в Пинске. Однажды его вызвал районный бургомистр и потре­бовал, чтобы за богослужением в церкви впредь не совершалась молитва за Московское церковное чи­ноначалие, а молитва «О стране нашей, властех и во­инстве ея» была заменена словами «об освобожден­ной стране Российской и победоносном германском воинстве Господу помолимся», как указывалось в циркуляре Пинской Духовной Консистории. Подоб­ные распоряжения священнику Косьме поступали не единожды, но он продолжал привычную молитву, при этом за непослушание мог поплатиться жизнью.

В святую Пасхальную ночь 1943 года отец Кось­ма Раина при огромном стечении прихожан, в при­сутствии на службе партизан зачитал обращение Митрополита Киевского и Галицкого Николая к на­селению временно оккупированной территории. В проповеди он отметил: «Воля Божия не в прика­зах фашистов, а в призывах родной Русской Право­славной Церкви к нашим верующим сердцам»,— и призвал помогать народным мстителям.

По приглашению командования бригады свя­щенник участвовал в лесном новогоднем митинге, посвященном встрече 1944 года, и выступил с ре­чью, в которой выразил надежду, что в наступаю­щем году патриоты освободят «родную землю от фашистской нечисти. И в этом великом деле да по­может нам Бог!».

Вместе с ним в Борисо-Глебском храме служил священник Николай Волынец, который во время войны в Брестской области тоже был связан с пар­тизанами. Отец Николай награжден орденом Вели­кой Отечественной войны и медалями.

В этот же список внесена и фамилия священ­ника отца Бориса Савинова, который с первых дней Великой Отечественной войны воевал на фронте, защищал Москву, участвовал в сражении на Кур­ской дуге, за которое его наградили орденом Крас­ной Звезды. Боевой путь священника отмечен 29 орденами и медалями. Отец Борис вспоминал о том, как при наступлении на Запорожье, когда он коман­довал штрафным батальоном, во время атаки пуля попала в нательную медную иконку Святителя Нико­лая и застряла в ней. Борис Александрович восста­навливал церковь в д. Турки под Бобруйском, был настоятелем Свято-Покровского храма в Вейно, за­тем клириком Трехсвятительского собора. Образ, спасший ему жизнь, хранится в Троице-Сергиевой Лавре.

В январе 1942 года по распоряжению церков­ных властей в Восточную Беларусь были направле­ны архимандрит Серафим (Шахмуть) и священник Владимир Кударенко, открывавшие церкви в Ви­тебской, Могилевской, Гомельской областях, где ими было проведено более 90 богослужений.

Ведущий 2. А к 1945 году в Беларуси действо­вало 1044 православных храма, было зарегистри­ровано 682. К приходу советских войск число цер­квей превышало довоенный уровень на 236.

Таким образом. Православная Церковь и ее верные сыны-священнослужители вместе со всем народом несли тяготы военного положения, поддер­живали, как могли, свою паству, полностью разде­ляя ее нелегкую участь.