Литвинова, В. Когда-то театр в Могилеве был центром культурной жизни / Владислава Литвинова // Могилевская правда. — 1998. — 12 мая.
«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если принять в соображение то, что… вся эта толпа ничем не схожая меж собой, разбирая ее по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Эта такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра».
Н.В.ГОГОЛЬ.
Первое театральное представление было показано в Могилеве в 1698 году в иезуитском коллегиуме школьным театром. С наибольшей активностью театр работал в первой половине XVIII века, тогда на его сцене ставились преимущественно диалоги-панегирики, восхваляющие знатные героические фамилии. Действие на сцене сопровождалось хором и оркестром. В 1780 году генерал-губернатор Чернышов в связи с приездом в Могилев Екатерины II выстроил летний театр с бальным залом, выписал итальянскую оперу, которая сыграла 3 спектакля в честь приезда коронованных особ. Главные партии пела известная в те времена Бо- нафика. С 1783 года в Могилеве стал действовать театр, основанный католическим епископом Богуш-Сестранцевичем. Он написал две трагедии Тиция в Тавриде” и “Ора”, которые пользовались большим успехом у зрителей.
К началу 40-х годов XIX века вырисовывается облик Могилева как театрального города. Правда, труппы, приезжавшие сюда, встречались с большими трудностями: в городе не было театрального помещения. В одном из номеров «Могилевских губернских ведомостей» за 1842 год отмечается, что по причине отсутствия помещения зимой 1841 года театры не посещали Могилев. В 1842 году труппа Яна Хелмиковского давала свои спектакли “во временном театре» в частном доме Позднее гастролирующим труппам было предоставлено помещение, принадлежащее городской думе. В Могилевских губернских ведомостях” за 1861 год регулярно помещаются довольно большие по объему статьи Ф.Подобеда, большого поклонника и ценителя театра. Он был весьма озабочен положением гастролирующих трупп, равнодушным отношением к ним городских властей: “…театр только и поддерживается чиновничьим классом, который живет на трудовые деньги с 1-го до 1-го». С горечью пишет Подобед о богатом помещике, владельце 800 душ, который, дав свой оркестр для театрального представления, не постеснялся взятье режиссера Чер- товича 9 рублей.
“…Мы аплодируем по большей части не в пору, а этим отталкиваем от себя господ артистов, не умея оценить их игры по ! достоинству. У нас более всего аплодируют гримасам, кривлянью и пошлым фарсам», — пишет все тот же Ф. Подобед.
Театральные представления того времени не ограничивались одной пьесой. Вначале игралась драма или трагедия, т.е. основной репертуар, а затем обязательно водевиль. В антракте играл оркестр. Билет “в кресла» стоил рубль, самый дешевый — двугривенный. Гастроли театра были праздничным событием для Могилева Понравившуюся пьесу играли по нескольку раз при переполненном зале. Актеров вызывали “на бис”, бросали на сцену букеты. Вот так описывает Подобед закрытие гастролей Чертовича: “…желающим проститься с артистами недоставало мест, госпожа Шиманская получила на прощанье несколько подарков в золотых вещах значительной ценности, кроме брошенных ей на сцену букетов».
Мысль о необходимости постройки театра в Могилеве возникла в 70-е годы, когда до провинциального Могилева докатилась слава русских театральных корифеев Каратыгина, Мочалова, Щепкина, Садовского. Уже тогда было положено начало сбору средств. Первыми откликнулись землевладельцы Поляковы и М.А.Андреев, внесшие 2500 рублей. Но по состоянию дел в губернии строительство было отложено, а пожертвованные суммы поместили в банк под проценты. Прошло 10 лет, необходимость строительства театра осознавали все культурные люди, городское и губернское начальство Инженеры губернского правления Ми- ляновский и Камбуров посчитали, что для постройки театра требовалось 20000 руб., а имелись лишь пожертвования Поляковых и Андреева, удвоившиеся в банке и составившие 5000 руб.
О личности инженера Камбурова следует сказать особо. Образованнейший человек, способный инженер, он прекрасно рисовал, музицировал, был человеком передовых взглядов. Когда в 1898 году в театре праздновали юбилей Белинского, сцену украшал портрет, написанный Камбуровым. К 25-летию театра он издал брошюру, где очень подробно описаны все обстоятельства постройки театра, участие могилевцев в сборе средств.
Итак, нужно было 20000 рублей, чтобы начать строительство. За недостающей суммой решено было обратиться к землевладельцам, купцам, ремесленникам Могилева и уездных городов, а также к начальникам губернских учреждений и присутственных мест с целью привлечения их к сбору средств. Пожертвования стали поступать быстро и в довольно крупных суммах. Купцы города собрали 6000 рублей. Были отправлены приглашения к пожертвованиям командирам воинских частей — и от них также стали поступать взносы. К июню 1886 года собралось уже около 10000 руб., четыре тысячи выделили из городского бюджета. Можно было начинать строительство.
При выборе места остановились на площади у Муравьевско- го сада. Организовался строительный комитет, в который вошли городской голова Коптелев, губернские инженеры Миляновс- кий и Камбуров, полицмейстер Свидерский, и купец, почетный гражданин города, Ратнер. Началось строительство, и сразу же возникла проблема: на месте закладки фундамента оказался глубокий ров городских укреплений XVII столетия. Пришлось намного углубить фундамент, что привело к дополнительным расходам. Из-за нехватки средств были внесены в проект поправки, что отразилось на удобстве и безопасности здания Вопреки правилам, в нижнем этаже были выделены три помещения под магазины, недостающую сумму взяли в банке, а арендная плата за магазины должна была погашать долг банку.
В мае 1888 года здание театра было закончено, стоимость его составила 55 тыс. рублей. В общую стоимость вошли: цена 3 магазинов, веранды, выходившей в сад, оборудование сцены и зала. Расположение и устройство лож было сделано по образцу Варшавского малого театра. Внутреннюю художественную отделку, живописные и лепные работы выполнил местный художник Чернышов, им же был украшен лепкой деревянный круг, встроенный в потолок зала. В архитектуре здания, построенного из красного кирпича с деталями белого цвета, нашел отражение псевдорусский стиль. Здание театра было передано городу с условием, что театр ежегодно должен предоставлять Могилевскому благотворительному обществу свою сцену для 6 любительских спектаклей в пользу бедных, мая 1888 года состоялось открытие театра. После освящения и торжественных речей начался спектакль, подготовленный любителями сценического искусства с благотворительной целью. Всех желающих зал вместить не мог. Давались 4 небольшие пьесы, особенно публика осталась довольна «Семейными сценами” — бытовой пьесой с і комическими ситуациями Сразу же нашлись антрепренеры, желающие снять театр. Городские власти решили в пользу почетного гражданина г. Орла Деркачева и заключили с ним контракт на 3 года с арендной платой 1200 рублей в год.-| Постоянный театр в Могилеве стимулировал рост интереса к театральному творчеству Это проявилось в большом количестве самодеятельных кружков, особенно в самом Могилеве. “Могилевские губернские ведомости» N 24 за 1898 г. пишут: “Могилевский музыкально-драматический кружок давал большой концерт, театр был переполнен и многим не хватило мест”. Центром культуры, местом встреч образованных, передовых людей был театр в Могилеве в те годы. Любительские спектакли были, как правило, благотворительными: в пользу неимущих учащихся, сирот, студентов. Сбор от одного спектакля 4 января 1901 года составил 825 руб. Присутствовать на подобном вечере было долгом и делом чести. Увлечение театром было просто поголовное: солдаты Могилевской бригады пели в хоре, офицеры на музыкальных вечерах исполняли оперные арии. Губернатор Александр Станиславович Дембо- . вецкий был почетным членом музыкально-драматического кружка, действительными членами состояли городской голова Владимир Алексеевич Коптепев, губернский архитектор Петр Георгиевич Камбуров. Многие знаменитости играли на сцене нашего театра: Могилевские зрители аплодировали таким корифеям сцены как Ма- монт-Дальскому, Давыдову, Калмыковой, Шадурской, Комис- саржевской, Шаляпину .^Рахманинову. Появление в губернском Могилеве собственного стационарного театра имело огромное значение для культурной жизни города, театр в свое время сыграл неоценимую роль в деле просвещения, образования и развития всех слоев городского населения.
Нашему театру исполняется 110 лет. Не лучшее время переживает он сейчас, труппа работает в сложных условиях, в здании бывшего дома политпросвещения, где ; нет атмосферы театра, неуют- ! но зрителям. С надеждой следят театралы за ходом pecтаврационных работ. Хочется верить, что пройдет не так много времени, и могилевча- не смогут собраться в великолепном зале, отзвучат торжественные речи, откроется занавес, а в безлюдном фойе засветится надпись: “Тихо, идет спектакль!”