Когда-то театр в Могилеве был центром культурной жизни

Литвинова, В. Когда-то театр в Могилеве был центром культурной жизни / Владислава Литвинова // Могилевская правда. — 1998. — 12 мая.

«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если при­нять в соображение то, что… вся эта толпа ничем не схожая меж собой, разбирая ее по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним все­общим смехом. Эта такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра».

Н.В.ГОГОЛЬ.

Первое театральное пред­ставление было показано в Могилеве в 1698 году в иезу­итском коллегиуме школьным театром. С наибольшей актив­ностью театр работал в первой половине XVIII века, тогда на его сцене ставились преимущес­твенно диалоги-панегирики, вос­хваляющие знатные героичес­кие фамилии. Действие на сце­не сопровождалось хором и ор­кестром. В 1780 году генерал-гу­бернатор Чернышов в связи с приездом в Могилев Екатерины II выстроил летний театр с баль­ным залом, выписал итальянс­кую оперу, которая сыграла 3 спектакля в честь приезда коро­нованных особ. Главные партии пела известная в те времена Бо- нафика. С 1783 года в Могилеве стал действовать театр, осно­ванный католическим епископом Богуш-Сестранцевичем. Он на­писал две трагедии Тиция в Тав­риде” и “Ора”, которые пользо­вались большим успехом у зри­телей.

К началу 40-х годов XIX века вырисовывается облик Мо­гилева как театрального города. Правда, труппы, приезжавшие сюда, встречались с большими трудностями: в городе не было театрального помещения. В од­ном из номеров «Могилевских гу­бернских ведомостей» за 1842 год отмечается, что по причине отсутствия помещения зимой 1841 года театры не посещали Могилев. В 1842 году труппа Яна Хелмиковского давала свои спектакли “во временном теат­ре» в частном доме Позднее гас­тролирующим труппам было предоставлено помещение, при­надлежащее городской думе. В Могилевских губернских ведо­мостях” за 1861 год регулярно помещаются довольно большие по объему статьи Ф.Подобеда, большого поклонника и цените­ля театра. Он был весьма оза­бочен положением гастролиру­ющих трупп, равнодушным отно­шением к ним городских влас­тей: “…театр только и поддержи­вается чиновничьим классом, который живет на трудовые деньги с 1-го до 1-го». С горечью пишет Подобед о богатом поме­щике, владельце 800 душ, кото­рый, дав свой оркестр для теат­рального представления, не пос­теснялся взятье режиссера Чер- товича 9 рублей.

“…Мы аплодируем по боль­шей части не в пору, а этим от­талкиваем от себя господ артис­тов, не умея оценить их игры по ! достоинству. У нас более всего аплодируют гримасам, крив­лянью и пошлым фарсам», — пишет все тот же Ф. Подобед.

Театральные представления того времени не ограничивались одной пьесой. Вначале игралась драма или трагедия, т.е. основной репертуар, а затем обязательно водевиль. В антракте играл ор­кестр. Билет “в кресла» стоил рубль, самый дешевый — двугри­венный. Гастроли театра были праздничным событием для Мо­гилева Понравившуюся пьесу играли по нескольку раз при пе­реполненном зале. Актеров вызы­вали “на бис”, бросали на сцену букеты. Вот так описывает Подо­бед закрытие гастролей Чертовича: “…желающим проститься с артистами недоставало мест, гос­пожа Шиманская получила на прощанье несколько подарков в золотых вещах значительной цен­ности, кроме брошенных ей на сцену букетов».

Мысль о необходимости по­стройки театра в Могиле­ве возникла в 70-е годы, когда до провинциального Могилева дока­тилась слава русских театраль­ных корифеев Каратыгина, Моча­лова, Щепкина, Садовского. Уже тогда было положено начало сбо­ру средств. Первыми откликну­лись землевладельцы Поляковы и М.А.Андреев, внесшие 2500 рублей. Но по состоянию дел в гу­бернии строительство было отло­жено, а пожертвованные суммы поместили в банк под проценты. Прошло 10 лет, необходимость строительства театра осознавали все культурные люди, городское и губернское начальство Инже­неры губернского правления Ми- ляновский и Камбуров посчитали, что для постройки театра требо­валось 20000 руб., а имелись лишь пожертвования Поляковых и Андреева, удвоившиеся в бан­ке и составившие 5000 руб.

О личности инженера Камбурова следует сказать особо. Обра­зованнейший человек, способный инженер, он прекрасно рисовал, музицировал, был человеком пе­редовых взглядов. Когда в 1898 году в театре праздновали юби­лей Белинского, сцену украшал портрет, написанный Камбуровым. К 25-летию театра он издал брошюру, где очень подробно описаны все обстоятельства пос­тройки театра, участие могилевцев в сборе средств.

Итак, нужно было 20000 руб­лей, чтобы начать строительство. За недостающей суммой решено было обратиться к землевладель­цам, купцам, ремесленникам Мо­гилева и уездных городов, а так­же к начальникам губернских уч­реждений и присутственных мест с целью привлечения их к сбору средств. Пожертвования стали поступать быстро и в довольно крупных суммах. Купцы города собрали 6000 рублей. Были от­правлены приглашения к пожер­твованиям командирам воинских частей — и от них также стали поступать взносы. К июню 1886 года собралось уже около 10000 руб., четыре тысячи выделили из городского бюджета. Можно было начинать строительство.

При выборе места останови­лись на площади у Муравьевско- го сада. Организовался строи­тельный комитет, в который во­шли городской голова Коптелев, губернские инженеры Миляновс- кий и Камбуров, полицмейстер Свидерский, и купец, почетный гражданин города, Ратнер. Нача­лось строительство, и сразу же возникла проблема: на месте за­кладки фундамента оказался глубокий ров городских укреплений XVII столетия. Пришлось намно­го углубить фундамент, что при­вело к дополнительным расхо­дам. Из-за нехватки средств были внесены в проект поправки, что отразилось на удобстве и без­опасности здания Вопреки прави­лам, в нижнем этаже были выде­лены три помещения под магази­ны, недостающую сумму взяли в банке, а арендная плата за мага­зины должна была погашать долг банку.

В мае 1888 года здание театра было закончено, стоимость его составила 55 тыс. рублей. В об­щую стоимость вошли: цена 3 магазинов, веранды, выходившей в сад, оборудование сцены и зала. Расположение и устройст­во лож было сделано по образцу Варшавского малого театра. Внутреннюю художественную от­делку, живописные и лепные ра­боты выполнил местный худож­ник Чернышов, им же был укра­шен лепкой деревянный круг, встроенный в потолок зала. В ар­хитектуре здания, построенного из красного кирпича с деталями белого цвета, нашел отражение псевдорусский стиль. Здание те­атра было передано городу с ус­ловием, что театр ежегодно до­лжен предоставлять Могилевско­му благотворительному общест­ву свою сцену для 6 любительс­ких спектаклей в пользу бедных, мая 1888 года состоялось открытие театра. После освящения и торжественных ре­чей начался спектакль, подготов­ленный любителями сценическо­го искусства с благотворительной целью. Всех желающих зал вмес­тить не мог. Давались 4 неболь­шие пьесы, особенно публика ос­талась довольна «Семейными сценами” — бытовой пьесой с і комическими ситуациями Сразу же нашлись антрепре­неры, желающие снять театр. Городские власти решили в пользу почетного гражданина г. Орла Деркачева и заключили с ним контракт на 3 года с арен­дной платой 1200 рублей в год.-| Постоянный театр в Могиле­ве стимулировал рост интереса к театральному творчеству Это проявилось в большом количес­тве самодеятельных кружков, особенно в самом Могилеве. “Могилевские губернские ведо­мости» N 24 за 1898 г. пишут: “Могилевский музыкально-дра­матический кружок давал боль­шой концерт, театр был пере­полнен и многим не хватило мест”. Центром культуры, мес­том встреч образованных, пере­довых людей был театр в Моги­леве в те годы. Любительские спектакли были, как правило, благотворительными: в пользу неимущих учащихся, сирот, сту­дентов. Сбор от одного спектак­ля 4 января 1901 года составил 825 руб. Присутствовать на по­добном вечере было долгом и делом чести. Увлечение теат­ром было просто поголовное: солдаты Могилевской бригады пели в хоре, офицеры на музы­кальных вечерах исполняли оперные арии. Губернатор Алек­сандр Станиславович Дембо- . вецкий был почетным членом музыкально-драматического кружка, действительными чле­нами состояли городской голо­ва Владимир Алексеевич Коптепев, губернский архитектор Петр Георгиевич Камбуров. Многие знаменитости играли на сцене нашего театра: Могилев­ские зрители аплодировали та­ким корифеям сцены как Ма- монт-Дальскому, Давыдову, Калмыковой, Шадурской, Комис- саржевской, Шаляпину .^Рахма­нинову. Появление в губернском Могилеве собственного стацио­нарного театра имело огромное значение для культурной жизни города, театр в свое время сыграл неоценимую роль в деле просвещения, образования и развития всех слоев городского населения.

Нашему театру исполняет­ся 110 лет. Не лучшее время переживает он сейчас, труппа работает в сложных условиях, в здании бывшего дома политпросвещения, где ; нет атмосферы театра, неуют- ! но зрителям. С надеждой сле­дят театралы за ходом pecтаврационных работ. Хочется верить, что пройдет не так много времени, и могилевча- не смогут собраться в вели­колепном зале, отзвучат тор­жественные речи, откроется занавес, а в безлюдном фойе засветится надпись: “Тихо, идет спектакль!”