Инспектор ГАИ на желтом «Москвиче»

Холомеева, Ю. Инспектор ГАИ на желтом «Москвиче» : [майор милиции в отставке Г. Макаренко] / Юлия Холомеева // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 28 июня. — С. 11.

Мы привыкли видеть их на дороге: в любую погоду они следят за порядком, регулируют движение, разбираются в обстоятельствах ДТП, проводят профилактические мероприятия и, куда уж без этого, штрафуют нерадивых водителей. На современных дорогах все больше и больше машин, мотоциклов, велосипедов. Работы у сотрудника ГАИ всегда много…

Майор милиции в отставке Геннадий Макаренко 20 лет своей жизни посвятил ГАИ. На пять лет он старше любимой службы (свой 85-летний юбилей отметил 19 июня). Ему есть о чем вспомнить: еще ребенком воочию видел войну; в армии служил в морской авиации, за успешные операции награжден медалью «За боевые заслуги». Помнит, как в управлении ГАИ Могидевщины появился первдіі, служебный автомобиль. Был за рулем машины, сопровождавшей самого Машерова. Автомобилисты со стажем наверняка помнят госавтоинспектора Макаренко на желтом «Москвиче».

Геннадий Константинович Макаренко родился 19 июня 1931 года в Могилеве. Ему было всего 10 лет, когда началась война. Частный дом семьи Макаренко стоял- на улице Льва Толстого. Дети своими глазами через дорогу от дома видели танки и орудия, помогали нашим военным оттаскивать гильзы, ящики от снарядов. Распознавали по звуку летающие очень низко военные самолеты.

От бомбежек и перестрелок прятались в окопе, вырытом прямо в огороде у дома.

Геннадий Константинович вспоминает, как в 44-м году бегал с ребятами около кинотеатра «Чырвоная Зорка». Немецкие зенитчики, стоявшие возле железнодорожйого моста, сбили наш самолет «Ил-10». Дети видели, как он падал: возле церкви на Под- николье носовой частью ушел в землю метра на два. Видели мальчишки и двух мертвых летчиков из того самолета.

После войны Геннадий Макаренко отучился в средней школе. Окончил ремесленное училище, работал токарем на заводе «Строммашина», машинистом завода, водителем на предприятии, в автопарке, на станции «Скорой помощи».

С ностальгией он вспоминает учебу в могилевском аэроклубе, где окончил курсы механика, планериста и пилота. Неоднократно летал на учебно-тренировочном самолете в Пашково.

Когда 20-летнего парня призвали в армию, то сразу же направили на Север в морскую авиацию. Служил он в отдельном морском разведывательном авиационном полку. Летчики выполняли спецзадания на самолетах «Каталина», «Амфибия». Техника была старая, часто двигатели заклинивало, самолеты загорались. Макаренко дважды был на волосок от смерти: когда загорелся самолет над Баренцевым морем и когда ночью врезался в замерзшую Северную Двину

Отслужив три года в морской разведке, Геннадий Макаренко вернулся в родной Могилев. О выборе профессии вопрос не стоял.

«Я ГАИ всегда уважал. У меня отец шофером автобуса работал. Частенько, наблюдая за регулировщиками, которые стояли возле моста, ловил себя на мысли, что хочу быть на их месте», — признается Геннадий Константинович.

В областной Госавтоинспекции водителя первого класса Макаренко в.июле 1967 года на службу приняли сразу, присвоили звание. Первым местом его работы стала та самая площадка у Днепровского моста.

С июля 1969-го на протяжении шести лет Геннадий Константинович был старшим инспектором дорожного надзора отдельного взвода дорнадзора ГАИ УВД облисполкома. Отвечал за агитационную и пропагандистскую работу, ездил по автохозяйствам, проводил там собрания и воспитательные беседы.

С познавательными лекциями приходил в детсады и школы, рассказывал детям о правилах дорожного движения. Ученики в благодарность дарили ему книги с памятными надписями. Стоит отметить, что Геннадий Константинович, сам отец двух дочерей, к подрастающему поколению относился с трепетом. Занятия в школах проводил с удовольствием и своих подопечных оберегал. «На Первомайской улице напротив первой школы был островок безопасности. Я всегда объяснял детям, которые шли в школу и переходили дорогу в этом месте: «Обождать можно на островке безопасности: ни один автомобиль сюда не заедет!» Как-то раз грузовая машина с третьего комбината на скорости выскочила на этот островок, детей чуть не задавила. Ребята мне об этом происшествии рассказали. Я директору комбината предложил провести беседу с водителями. На профбеседу пригласили виновника, остальных водителей и ребят-очевидцев происшествия. Дети рассказали собравшимся об этом случае. Досталось тогда водителю от других шоферов! Такой вот мой метод воспитания»,- делится воспоминаниями наш герой.

Поначалу Макаренко работал на мотоцикле, за ним закрепили «Урал» красного цвета с коляской. Вскоре он стал счастливым обладателем служебной машины. Синий «Москвич-402» был первым в УГАИ Могилева. Геннадий Константинович помнит, как с помощью трафаретов наносил на авто надписи «ГАИ». С помощником на крышу закрепили обыкновенные динамики. Эта машина использовалась только для агитации и пропаганды: курсировала по центральным улицам областного центра. Через громкоговорящую установку сотрудник ГАИ предупреждал во-‘ дителей и пешеходов о строгом соблюдении ПДД на проезжей части. Следующим служебным автомобилем Макаренко стал уже «Москвич» желтого цвета.

Почти 5 лет (1975-1980 гг.) прослужил Геннадий Константинович госавтоинспектором отдела внутренних дел Ленинского райисполкома г.Могилева. Здесь его обязанности расширились. Помимо бесед и собраний в школах и коллективах, проводил технический осмотр транспорта, проверял техсостояние автомобилей при выезде из гаража на линию. Водителей, не ценящих чужой труд, мог остановить и провести воспитательную беседу.

Не уважал Геннадий Константинович откровенное нахальство и жестокость на дороге. «Ехал я когда-то по улице Космонавтов. Вижу: впереди мужчина на машине по шоссе кота гоняет. Меня не видит. В результате — кота задавил. Прижимаю его к обочине и спрашиваю: «Зачем совершил такое?!» Затем задал ему несколько вопросов по правилам дорожного ‘ движения — он не отвечает. Я права у водителя этого забрал и отправил его на пересдачу. Он год ходил, не мог сдать устный экзамен! Уже потом узнал, что нарушитель этот каким-то начальником оказался. Но это ни на что не повлияло. Нельзя быть таким жестоким…» — сокрушается майор милиции в отставке.

С февраля 1980-го по август 1982 года Геннадий Константинович служил старшим госавтоинспектором Центрального РОВД г.Могилева. Перед пенсией несколько лет работал старшим инспектором-дежурным отдельного дивизиона (позже — отдельной роты) ДПС ГАИ УВД. В марте 1987 года вышел в отставку, пройдя путь от старшины до майора милиции.

Имеет ряд медалей и наград: медаль «За боевые заслуги» (за военную службу с риском для жизни), «За безупречную службу» трех степеней, «Ветерана труда». Уже будучи на пенсии, Макаренко участвовал в художественной самодеятельности, пел в ансамбле ГАИ. Гордится своей коллекцией книг и фильмов о войне.

Удостоверение ветерана ГАИ в красном кожаном переплете Геннадий Макаренко справедливо заслужил, ведь значительную часть своей жизни посвятил службе в Госавтоинспекции.