Швырев, А. Погода прошлого века / Алексей Швырев // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 17 августа. — С. 10.
Пожалуй, самая распространенная тема для разговоров — это обсуждение погоды. И не случайно: она оказывает серьезное влияние на жизнь человека — его настроение, планы, самочувствие.
Наблюдения за изменениями погоды интересовали людей еще в древности, когда умение предсказывать неблагоприятные погодные явления было напрямую связано с выживанием человека. От погоды зависел земледельческий цикл — крестьяне замечали погодные закономерности, из которых постепенно складывались известные до сих пор «народные приметы».
По мере накопления опыта, развития естествознания возникла научная метеорология. Сбор погодных данных стал системным, для измерения начали использовать точные приборы. Это позволило значительно продвинуться в успешном составлении прогнозов.
В Государственном архиве Могилевской области хранятся документы Могилевской межрайонной метеорологической областной станции за 1934-41 годы. В фонд включены таблицы наблюдений, сводки с метеостанций, приказы и инструкции Главного управления метеослужбы БССР, списки работников и наблюдателей.
Метеонаблюдения в Могилеве начались в 1924 году, в связи с открытием метеорологического бюро в Минске. В 1927-м столичную метеослужбу передали в ведение Белорусского НИИ сельского и лесного хозяйства: первоначально погодные сводки предназначались в первую очередь для аграрной отрасли — страна стремительно брала курс на проведение государственной коллективизации крестьянских хозяйств.
На 1 января 1931 года синоптическая сеть БССР состояла из 40 метеостанций и 30 метеопостов. В июле 1931-го было создано Бюро погоды, а с 1 сентября 1932 года началась ежедневная передача прогнозов по радио.
Могилевская межрайонная метеостанция вошла в состав Единой Гидрометеорологической службы Народного комиссариата земледелия БССР. Первоначально станция ориентировалась на предоставление погодных сводок службе путей и сооружений Западной железной дороги (Смоленск). Соответственно и размещалась она в районе Могилевского вокзала — на улице Железнодорожной, 22.
В 1934 году станцию возглавлял Павел Митрофанович Захаревский. Кроме него в штате было еще 5 человек: заместитель начальника, три наблюдателя и агрометеоролог.
Кроме собственных наблюдений на Могилевской метеостанции велся сбор сведений от наблюдателей из регионов. Пункты наблюдения за погодой находились как в близлежащих деревнях, сельскохозяйственных объединениях, так и в районных центрах области. Наблюдатели таких пунктов не были профессиональными метеорологами, а совмещали эту деятельность с основной работой (как правило, преподаванием в школе или сельскохозяйственной деятельностью). За такое содействие наблюдатели получали небольшое вознаграждение. Так, для сравнения, зарплата наблюдателя Чаус- ской метеостанции в 1934 году составляла 15 рублей в месяц, в то же время их Могилевские коллеги зарабатывали 100-120 рублей. Сведения наблюдателей, как правило, содержали агрометеорологические данные (всхожесть культур, уровень осадков, начало заморозков и т.д.). Для организации научного сбора информации была выпущена специальная «Памятка для метеонаблюдателя», содержащая подробные инструкции о сроках и технологии фиксирования метеоданных. Всего в области на октябрь 1936 года насчитывалось 29 объектов наблюдения за погодой, из которых фактически действовали 23.
К примеру, лето 1936 года, судя по метеорологическим отчетам, начиналось с прохладной погоды. В первой декаде июня столбик термометра опускался до +12’ и +6″ ночью. Затем, вплоть до конца месяца дневная температура уже не опускалась ниже +20°. А вот следующий летний месяц, июль, 80 лет назад выдался необычайно жарким: средняя дневная температура составляла +26°, максимальная доходила до +35,4°. В начале августа также сохранялась жаркая погода — до +35” в дневные часы. Со второй половины месяца произошло резкое похолодание. Температура даже днем опускалась до совсем не летних +13°…
Ежедневные прогнозы на сутки вперед Могилевская районная метеостанция передавала по телефону в сельские Советы района и МТС. Далее сводки направлялись в колхозы и совхозы. Помимо этого ежедневно прогнозы погоды передавались в справочное бюро железной дороги, областное справочное бюро, лаборатории районной санстанции, продовольственного склада НКВД и педагогического института. Пятидневные и декадные телеграммы со сводками направлялись в метеослужбы Минска и Москвы.
В 1936 году Могилевскую метеостанцию на короткое время возглавил Дмитрий Самуилович Фурман, занимавший до этого должность агрометеоролога. Спустя год на руководящем посту его сменил Николай Павлович Пефти, остававшийся в этой должности до 1939 года.
Вскоре Могилевским синоптикам предстояло пережить ни с чем не сравнимое ненастье — войну с нацистской Германией. В ходе боевых действий большая часть оборудования была уничтожена, значительно пострадала метеорологическая площадка. С послевоенного восстановления системы наблюдений за погодой начался новый этап в истории метеорологии на Могилевщине.
А опыт, накопленный предыдущими поколениями синоптиков, послужил надежным фундаментом для дальнейших исследований.