Зайцев, В. Несколько эпизодов из жизни басиста : [беседа с бас-гитаристом В. Зайцевым] / Виктор Зайцев ; беседовал Сергей Новиков // Днепровская неделя. — 2016. — 21 сентября. — С. 5.
В молодежной среде музыканты всегда притягивают к себе особое внимание. Сегодня Виктор Зайцев, бас-гитарист, участник групп White Night Blues, «Мірнае мора», Niestary Band, рассказывает о себе, о коллегах, о музыкальной жизни, в которой он участвует.
— Виктор, легко ли быть в наше время бас-гитаристом рок-группы?
— Не вижу разницы в сравнении с любой другой профессией. Конечно, сфера культуры — это специфическое пространство в нашем обществе. Но утверждать, что условия существования бас-гитариста чем-то принципиально отличаются от жизни исполнителя на духовых или вокалиста поп-группы, я бы не стал. Всем нам в одинаковой степени непросто, но каждый идет своим творческим путем.
— Какой путь привел тебя к серьезному увлечению бас-гитарой?
— Меня всегда интересовал этот инструмент. В оркестре музыкального училища я играл именно на бас-гитаре, хотя основной инструмент у меня был классическая гитара. К слову, что касается шестиструнной гитары – тут довелось пройти все ступени образования: от Белыничской музыкальной школы через Могилевское музыкальное училище до окончания музыкального факультета в высшем учебном заведении столицы. Однако практически везде я сталкивался с возможностью или с необходимостью играть на бас-гитаре, так что опыт накопился приличный.
Перед тем, как вернуться в родные Белыничи, три года работал в Минске, в фирме, которая занимается производством музыкальных инструментов и аксессуаров, а также их распространением в нашей стране и за рубежом. Параллельно конечно же много играл, была возможность опробовать разные инструменты и сравнить: к примеру, пятиструнные басы и четырехструнные, с активной электроникой и обычные — самых разных фирм-производителей. Также был опыт участия в самых разноплановых коллективах.
— Сейчас ты снова вернулся в Белыничи. Что повлияло на переезд?
— Работа в Минске как была, так и остается. С руководством фирмы мы расстались очень уважительно и деликатно. Причем в силе остается предложение вернуться на старую работу в любой момент.
Но на то время была такая ситуация: незадолго до увольнения мы встретились с моим коллегой и старшим товарищем Юрием Нестеренко (у которого я, кстати, когда-то начинал заниматься гитарой). Он пригласил поучаствовать в проектах, которые меня очень заинтересовали. И здесь был интерес не конъюнктурный, а именно творческий.
— В результате ты играешь сейчас в нескольких проектах. Где проходят ваши выступления, в каких мероприятиях участвуете?
— Могу без преувеличения сказать, что мероприятия очень интересные и разнообразные. Например, одно из первых выступлений с моим участием – концерт во Дворце Республики в Минске, в рамках открытия выставки «Блюз» талантливой художницы Марии Борисенко. В соответствии с главной темой мероприятия мы выступали с группой White Night Blues. Как белыничанину мне было очень приятно, что одна из центральных работ в экспозиции называлась «Блюз Белай Ночы».
Вообще диапазон выступлений очень широкий: от участия в международном байк-фестивале в Пинске с группой Niestary Band до выступлений на трехдневном Международном фестивале поэзии в Минске с этой же группой и еще с проектом «Мірнае мора».
Еще в этом году был замечательный День космонавтики – с выступлением «Мірнага мора», одним из лидеров которого является наша землячка Ира Снопкова. Также на уровне прошла презентация одной из новых книг Юрия Нестеренко, где без нашего участия не обошлось.
Из последних выступлений – ночной концерт на фестивале «Бард-рыбалка», который длился с часу до четырех утра. Здесь к нам присоединились минская группа «Балцкі субстрат», могилевские музыканты Стас Сотников, Алексей Кириллов. Очень классные музыканты, от выступления осталось море положительных эмоций. У зрителей, надеюсь, тоже, если судить по тому, что на бис нас вызывали раза четыре (или даже пять?) и мы около часа не могли уйти со сцены. Весной был замечательный случай, когда накануне важного концерта у нас вышла накладка с репетиционным помещением. Это был выходной, найти подходящее помещение в срочном порядке оказалось крайне трудно. Выручить нас вызвались наши друзья: в первом случае работники детского садика, которые по причине отсутствия детей готовы были предоставить «площадь». Мы очень повеселились и были благодарны им за поддержку, но, слава богу, воспользовались вторым вариантом. Оказалось, что в Могилеве есть реальный «храм «Битлз», по-другому не скажешь. Это настоящий музей экспонатов, которые имеют отношение к легендарной группе. Владимир Кутузов (так зовут «отца-настоятеля» этого славного места) с присущим ему радушием предложил нам свое помещение. И вот мы подключаем свои инструменты. Все заработало – и гитара, и клавишные, и микрофон. Не включилась по техническим причинам только бас-гитара. Тогда Владимир неожиданно для всех извлек «из-за печки» огромную бас-балалайку, на которой я и отыграл всю репетицию.
— Традиционный вопрос — что в планах?
— Не так давно прошли репетиции с потрясающим человеком – клавишником Яном Тепфером. Он приезжал на неделю, привозил небольшую часть своего оборудования – клавишных инструментов, секвенсоров, разных компьютерных девайсов. Неделю мы пребывали в атмосфере электронной музыки и компьютерных технологий. Результатом нашего сотрудничества станет несколько концертов, которые мы планируем провести осенью.