Душу обретешь на своей земле

   Максимова, Е. Душу обретешь на своей земле : [фестиваль «Туровская осень»] / Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 16 ноября. — С. 11.

В кинотеатре «Родина» в рамках фестиваля «Туровская осень» прошел вечер, посвященный 80-летию народного артиста СССР и БССР, лауреата Государственной премии СССР Виктора Турова. В зале присутствовали, к радости могилевчан, и жена Тамара, и дочь Елена, и внучка Ника Туровы, и ученик Александр Анисимов, и одноклассник нашего земляка. А друг Турова Дмитрий Зайцев, оператор «Полесской хроники» и один из номинантов фестиваля «Листопад» в Минске, вместо того чтобы идти по красной дорожке в столице, приехал на малую родину друга. Виктор Туров, ученик А. Довженко, снял 26 фильмов и входит в число «50 лучших режиссеров планеты». Учитель, влюбленный в Украину, помог Виктору понять главную истину, которая звучит в фильме «Шляхтич Завальня»: «Учение без души ничто. А душу обретешь только на своей земле».

«Полесская хроника»

Откуда мы? Кто мы? Куда идем? — эти ключевые вопросы поставил режиссер Виктор Туров в киноленте «Полесская хроника».

В 1982 году фильм «Люди на болоте» завоевал главный приз на Всесоюзном кинофестивале в Таллине. В том же году картина о Беларуси получила приз за лучший актерский ансамбль в Карловых Варах.

— Думаю, он был сын своей земли с удивительной энергетикой. He случайно после фильмов о войне он заинтересовался фантастическими рассказами о Беларуси Яна Барщевского. Могилевская область овеяна легендами: здесь были Пушкин, императрица Екатерина, Николай Второй, по этой брусчатке ходили царские дочери и сын Алексей… Этот потрясающий город воспел поэт и ваш земляк Игорь Шкляревский, переводчик легендарного «Слова о полку Игореве», — размышлял во время вечера Дмитрий Зайцев. — Когда Туров познакомился с хроникой о полешуках, то сразу почувствовал: роман Мележа в белорусской литературе — явление такое же значительное, как «Тихий Дон» Шолохова. Режиссер настолько загорелся замыслом, что сам написал сценарий.

Мы снимали «Люди на болоте» во всех уголках Беларуси и Прибалтики. Называли Витю не Туров, а Натуров — из-за любви к Съемкам на природе.

Меня потрясло наблюдение в Куренях, где родился Мележ. Сельчане собрались для кинопросмотра. Мы внимательно впитывали все реплики и услышали разговор во время показа последних кадров, снятых в маленьком селе в Карпатах. Старики увидели кладку из камней и оживились: «Бачыш, вось па гэтай кладцы мы з табой ішлі».

Искусство — это не просто хроника, это умение создавать образы. Символикой пронизан весь этот фильм. Символично даже созвучие фамилии режиссера с землей: на территории Полесья располагалось Туровское княжество, там и поныне стоит город Туров — древнейший из упоминаемых в летописях о Беларуси.

Яблоко Адама и Евы

По воспоминаниям Елены Борзовой, исполнительницы роли Ганны, известный итальянский режиссер Де Сантис сделал удивительный комплимент белорусскому режиссеру: «У вас очень сексуальный фильм. Вы потенциально способны любить. У меня мураДжи по коже идут с экрана».

На экране в этот ноябрьский вечер показали кадры, передающие любовь Василя Дятлика и Ганны Чернушки. Туров стремился как можно полнее выразить описанную Мележем любовь: в нелюбви не родится зерно.

Критики часто обвиняли режиссера в излишней экспрессии. Во всех его фильмах поется гимн Мужчине и Женщине. Так, в завершившей в этом году ретроспективу «Точке отсчета» звучит цветаевская строка: «Солнце мое! Я тебя никому не отдам. Пусть себе руки, и губы, и сердце сожгу!» Этот фильм о настоящих мужчинах входил в список «Чемпионы советского кинопроката».

Притягательная личность, Туров ценил красоту женщин и обожал их — они любили его. Жена Тамара Петровна со сцены поблагодарила особый город с историческим дыханием и чувством собственного достоинства, хранящий память о Мастере, и организаторов — за профессионализм проведения мероприятия, в котором столько сердца и души. «Не каждый умеет петь и не каждому дано яблоком падать к чужим ногам», — процитировала она Есенина, вспоминая талант мужа и главное его требование — не мешать.

Дочь Турова от первого брака Елена вспоминает: раскол родителей был настолько сильным, что отразился и на ее взаимоотношениях с отцом. Только через 15 лет начали отец и дочь движение по тонкому льду навстречу друг другу.

А любимый фильм отца — призналась Елена Викторовна ведущим Веронике Челноковой и Олегу Загоровскому — «Я родом из детства»: в нем снялась мама.

С десятого класса Витя Туров был влюблен в девочку из соседней школы — Свету Зузенко. Она была младше на два года и слыла «звездой района». Туров влюбился до отчаянья, но так же отчаянно боялся признаться ей в этом: стеснялся шрама на лице. И только поступив в престижный вуз, осмелился написать Светлане письмо, где очень красиво объяснился в любви. Ответ был благосклонным.

Лицо со шрамом

Чудом и благословением свыше было поступление белорусского парня из глубинки на режиссерский факультет к живому классику кино Александру Петровичу Довженко.

В школьные годы Виктор играл Арбенина из «Маскарада» Лермонтова в самодеятельном театре при Доме культуры железнодорожников. Мечтал стать актером, но помешал шрам — это была как неизжитая рана, нанесенная войной.

Актер народного театра «Валентин» Рустам Османов исполнил отрывок из воспоминаний Виктора Турова: «Отец с первых дней войны ушел в подполье. Был схвачен и расстрелян из-за доноса. Чувство опасности, тревоги я помню по сей день. Пережил бомбежки, трупы и постоянный страх, владеющий людьми.

В конце 1943 года мама с нами, двумя малолетними детьми, оказалась во время облавы среди тех, кого немцы увозили в Германию эшелонами. Так мы попали на территорию больших лагерей. Мама была на работах, а когда вернулась, нашла сына почти бездыханным: у меня была отбита почка, сильно изранено лицо. Шрамы от экзекуции — на лице и в душе — остались на всю жизнь.

В 1944 году открылся второй фронт. Мария Исаевна стремилась ускорить возвращение домой. Только представьте огромные потоки полуживых людей. Вот так и мы пешком через всю Европу пришли домой. Не скрою, маме предлагали уехать и в Штаты, и в Канаду, но она твердо стояла на своем — только домой, в Могилев».

Смысл своей жизни Виктор Туров видел в том, чтобы рассказать о войне. Он вернулся с войны, где полегли целые поколения, вернулся живой. «Скажи Еве, пусть она достанет снаряды из-под ангела с крестом», — звучит просьба в фильме «Через кладбище», ставшем дипломной работой режиссера. В 1994 году решением ЮНЕСКО партизанскую балладу включили в список «100 лучших фильмов мира». Сцена проезда телеги по выжженной Беларуси настолько насыщена символичными кадрами, словно на экране материализуется сам образ войны! Драматургия соткана не на сюжете, а на эмоциях, которые захватывают с первой сцены и не отпускают до конца.

«Песня о друге»

на этом вечере не звучала. В исполнении солиста филармонии Дмитрия Горбатова прозвучали другие баллады Владимира Высоцкого: «Звезды» и «Холода», звучавшие в фильмах Турова вопреки «перестраховщикам от культуры».

Ведущие зачитали воспоминания: «Мы, если честно говорить, скорее пригласили поэта на «Бе-ларусьфильм», чтобы познакомиться с ним, послушать его песни. Володя пел, аккомпанируя на гитаре, и тут между нами постепенно образовалось то, что можно назвать аурой внутренней симпатии, внутреннего притяжения: нас, как магнитом, тянуло друг к другу».

У них были братские отношения и много общего. Режиссер так же страстно жил и умел «выкладываться». Был азартным человеком и любил шесть вещей на свете: баню, застолье, карты, футбол, соревнования конькобежцев и бальные танцы:

— Нашему бы брату, кинематографисту, так выкладываться в своих фильмах, как это делают спортсмены…

Он не был «бытовым» человеком. Книги были единственной материальной ценностью, перед которой он преклонялся.

Кино — «искусство одержимых» -в стремлении вобрать в себя все краски мира. Во многих кинокартинах Турова есть репродукции, на которых внимательно останавливается камера. Любил богатый фиолетовый цвет и выстраивал каждый кадр, как живописец картину. Никогда не воспринимал жизнь в черных красках. Хорошо рисовал. Посещал симфонические концерты на музыкальных вечерах в Белорусском нацио-нальном музее изобразительного искусства. Не случайно такие фильмы, как «Время ее сыновей», «Воскресная ночь», «Люди на болоте» и «Дыхание грозы», музыкально оформлял органист-композитор Олег Янченко.

«Фиеста-2017»

Режиссер вместе с другом-сценаристом Геннадием Шпаликовым мечтал снять фильм «Фиеста-45» — о празднике жизни, счастье человека родиться в мире без войны и возможности наслаждаться любовью мужчины и женщины, красотой природы и таланта. Не успел: стремительный и целеустремленный, яркий, как метеорит, сгорел за 60 лет.

Литовский режиссер Витаутас Жалакявичюс прислал на похороны телеграмму: «Витя, и здесь ты меня обогнал!»

Их учитель Довженко успел передать ученикам главное: умение «видеть в луже не грязь, а отражение неба».

Виктор Туров любил слова Максима Богдановича: «Красота имеет силу врачевания».

Своим учителем Елена Викторовна Турова называет отца и вспоминает его главный совет: «Быть, а не казаться. Быть собой». В этот памятный вечер впервые в Могилеве прозвучала песня памяти отца на стихи дочери — режиссера игрового и анимационного кино, сценариста:

Солнце тает золотым пожаром,
На закатный плес упала тень.

Этот день
мы прожили недаром.
Жаль, что так недолго
длится день.
Мы с тобой пришли
в него из детства…

Никогда этот романтик не предавал огромное небо над головой и свою малую родину. И всегда поправлял: я представитель не московской школы, а Могилевской…

Следующей осенью, в день своего рождения 25 октября, .он вновь взойдет невидимый по ступенькам кинотеатра «Родина» и сядет между нами смотреть ретроспективу своих кинолент…