«Я счастливый человек!»

    Зигуля, Н. «Я счастливый человек!» / Нелли Зигуля // Зямля i людзi. — 2016. — 21 снежня. — С. 11.  

Многие в стране отождествляют Георгия Малиновского с агролесотехническим колледжем в Буйничах, которым он руководит уже 30 лет. Знаменитый Буйничский зоосад—тоже его детище. Создавался он, в первую очередь, как учебный полигон для тех кадров, которые готовит колледж. Сейчас в планах Малиновского — построить канатную дорогу в зоосаде, океанариум, корабль викингов… И не страшно, что на это потребуются миллионы рублей, а денег нет, потому что его амбициозные замыслы всегда становились реальностью. Недаром в центре Могилева, перед кинотеатром «Родина», сияет звезда с его именем. А колледж, который в Могилеве давно называют не иначе, как «колледж Малиновского» — на республиканской Доске почета.

Автодром — как в Германии, а общежитие лучше, чем в Англии

Агролесотехнический колледж — вообще заведение не рядовое. Сегодня это целый студенческий городок, где есть даже дома для преподавателей. Так руководитель учебного заведения закрепляет ценные кадры.

— До колледжа 13 лет вел профтехшколу в отделе науки обкома партии и собрал весь опыт Советского Союза, — рассказывает Малиновский. — ВДа-угавпилсе мне понравились газоны, по их образцу делали и у нас. Автодром подсмотрел во время одной из своих командировок в Германии. У нас работает единственный в области ресурсный центр сельскохозяйственного профиля. В нем техника последней модели, трактор МТЗ 3022 есть как в разрезе, так и «живой», который на поле работает. Учащиеся из различных учреждений сельскохозяйственного профиля приезжают к нам, чтобы научиться работать на новейшей технике.

Общежитие для студентов мы сделали по английскому образцу, комнаты рассчитаны на два человека, в каждом есть санузел с душевой кабиной. Я дважды был в Англии в командировке и ночевал в общежитии Имперского колледжа. Тогда я думал, что у меня никогда такого не будет. А сейчас у наших детей еще лучше. На этажах сделали видеонаблюдение за счет внебюджетных денег. На 1-м этаже разместили молодежный центр с танцевальной площадкой, Интернет-клуб на 30 мест, библиотеку, атлетический клуб. На втором — гостиницу. Надо, чтобы условия были и у наших гостей.

Много внимания уделяем спорту. Сам в свое время серьезно занимался штангой и стал кандидатом в мастера спорта. Один из моих учеников — заслуженный тренер Республики Беларусь по тяжелой атлетике, судья высшей национальной категории Миша Рабиковский.

Рецепт воспитания истинных патриотов

Колледж расположен на том самом героическом Буйнич-ском поле, где в июле 41-го советские солдаты боролись до последнего. Очередной нашумевший на всю страну проект Георгия Малиновского — реконструированный немецкий дот, который находится на территории колледжа. Именно эту неприступную крепость на возвышенности Днепра штурмовал в 1943 г. со своим взводом Герой Советского Союза лейтенант Иван Мельнов. Дот был восстановлен самими учащимися под руководством педагогов. Вместе с дотом появилась традиция — каждый год в День освобождения города реконструировать и подвиг героических красноармейцев.

— Это абсолютно новая форма воспитания подростков, -искренне радуется своему изобретению директор колледжа.

Мы дали подростку возможность почувствовать то, что переживали его почти ровесники. Фильмы, которые воспитывают патриотов, сегодня редкость. Боевых ветеранов осталось очень мало, а книги на военную тематику дети не читают. Интернет — ВКонтакте, Фэйсбук — это все, что они знают. Сегодня есть ракеты «Калибр», комплексы С-300, которые все сметают на своем пути. А тогда приходилось брать гранатами, штыками, своим здоровьем. Мельно-ву и его товарищам было всего по 20 лет. Немцы штурмовали это направление в 1941 году 23 дня, а Мельнов со взводом взял его за 23 часа. Представляете?! Сегодня многие из сверстников этих отважных парней не могут пробежать 100-метровку. А они врукопашную выбивали немцев.

Кстати, герой афганской войны, прототип персонажа фильма «9-я рота» — здешний воспитанник Андрей Мельников — мужественный пулеметчик, который погиб в 1988 году. В музее колледжа «Наследие» есть экспозиция о нем. А еще здесь хранятся экспонаты, связанные с судьбой шести Героев Социалистического Труда — выпускников колледжа.

Об оптимизации и роли работодателя

В области — 11 учреждений сельскохозяйственного профиля — агролесотехнический кол-ледж в их числе. Здесь выполняются все показатели, зарабатываются большие внебюджетные средства. К сожалению, не у всех такие успехи. Георгий Малиновский знает, почему.

— Нет уж той нужды в механизаторах, что была раньше, поэтому и наборы не выполняются, — считает он. — Без оптимизации сети учебных заведений сегодня не обойтись. Мы раньше были школой механизации, а теперь колледж. Вышли на востребованные профессии для экономики. Механизация осталась, но мы добавили лесное хозяйство, коммерческую деятельность. Теперь предполагаем построить 5 агроэкоусадеб для подготовки будущих горничных и экскурсоводов со знанием иностранного языка. Рано или поздно наша аутентичность начнет работать на туристическую отрасль.

На Всебелорусском народном собрании Георгий Малиновский также поднимал вопрос, касающийся работодателя.

— Государство обеспечивает наше учреждение заработком, улучшает материально-техническую базу. А что делает наниматель? Только сетует: не те кадры, не так их подготовили, у нас другое оборудование — надо переучивать. В чем проблема? Кто вам не дает поучаствовать в укреплении профильного научного учреждения? Я видел, как ведется подготовка кадров в Германии. Рано или поздно и мы к этому придем. Человек учится только несколько дней, чтобы получить минимальные теоретические знания, а дальше осваивает профессию на предприятии под наблюдением мастера-учителя. Работодатель непосредственно участвует в процессе подготовки специалиста. И кадры выходят очень толковые.

Для кого — зоосад, а для кого — учебный полигон

На столе директора колледжа — детский рисунок в рамочке — лес, кормушка, олени.

— Это я рисовал, когда мне было лет 5, — улыбается Георгий Малиновский. — Кто знал тогда об этом зоосаде? Смотрите, даже кормушка такая же, как у нас.

Все началось с командировки в Бельгию. В городе Льеж есть учреждение, которое готовит лесников. На территории — роскошные вольеры для зверей. Специалисты объяснили, что это учебная лаборатория. И Малиновский загорелся: а мы чем хуже?

На одном из выездных заседаний облисполкома высказал предложение построить для нас учебную лабораторию — зоосад, — вспоминает он. — Мол, для города тоже будет польза. И губернатор, которым в то время был Михаил Дражин, меня поддержал. Потом помогал Борис Батура, сменивший его на посту. И было очень приятно, когда к нам приехал Президент Александр Лукашенко и дал высокую оценку. Я тогда ему высказал предложение сделать у нас белорусское сафари. Вокруг непередаваемая красота — поля, лес, зубры. Почему бы не пустить поезд, чтобы люди любовались этим? И нам были выделены деньги из фонда Президента. Минобороны помогло со строительной силой, облисполком обеспечил поездом. И народ пошел. С 2005 по 2015 г. г. нас посетило более 4 миллионов человек. И это без учета делегаций, детей-сирот, ветеранов и других категорий, для которых посещение бесплатное.

Зоосад начинался с 4 зубров и 2 косуль — Каськи и Фили. Косуль привезли с поля, где их ранило косилкой. Лось Гриня — зоосадовский Ален Делон — умирал маленьким под забором в Быховском районе. Неравнодушный человек позвонил — и лосенка забрали. Сейчас часть обитателей зоосада — его потомки.

— По правилам естественного отбора, животное, попавшее в беду, может погибнуть. Мы этот закон нарушаем. И лебедя заберем, и аиста. У нас их, кстати, штук 8. За зиму они набирают силу, а весной начинают летать над нашей территорией. То на корпус сядут, то на трактор. Мы создаем для животных комфортные условия. У них есть столовые, места для ночлега, -улыбается Малиновский.

Мы в ответе за тех, кого приручили

Однажды на одной официальной встрече Президент сказал Малиновскому: «Видел тебя по телевизору, как ты оленя изо рта кормил».

— Это для меня такой неожиданностью было, — вспоминает собеседник тот случай. — Телевизионщики сняли, как я Досю угощал, но даже и подумать не мог, что этот кадр попадется на глаза Главе государства.

Откуда эта искренняя любовь к животным, Малиновский не знает. Просто любит и все.

— В молодости охота была моим хобби, но 25 лет уже не стрелял, — говорит он. — Охота сегодня — это убийство. Человек, вооруженный автоматическим ружьем, оптикой, приборами ночного видения, — это очень несправедливо по отношению к животным.

А еще Малиновский не может пройти мимо оставленного котенка или собаки. У него дома, кстати, живут несколько таких бедолаг.

Котенка подобрал на территории колледжа, вымурзанный был, дрожал. Протянул к нему руки, а он полез за воротник. И сердце защемило. Собаку нашел у ворот одной дачи. Люди в город уехали, а скот оставили. Он лежал на снегу, ждал.

Сейчас Тобик не страдает — у него есть дом и хозяин, который никогда не предаст. Как и у Жужи, еще одной безнадзорной дворняги. За доброту человека, который покормил ее однажды, животное отблагодарило безграничной преданностью. Узнает своего благодетеля даже по звуку машины.

О румынском языке и фатальности судьбы

— Мой отец из Черновцов, а я родился неподалеку, в Бричанах, — на разговор о личной жизни мы с Георгием Николаевичем вышли незаметно. А оно не менее интересное, чем его дело. -Жил сначала с бабушкой, потом воспитывался в доме-интернате в Бельцах. В селе Корбул окончил училище механизации. В Беларусь попал, когда служил в армии. Потом женился и пустил здесь корни. На родине давно не был, но детство часто вспоминается. В Черновцах жили болгары, турки, румыны, венгры, чехи, поляки, и дети на улице говорили каждый на своем языке. До сих пор хорошо говорю по-румынски, молдавски, чуть хуже по-украински, хотя с родными всегда общался исключительно по-русски.

Когда учился в Высшей партийной школе в Минске, выписывал даже румынскую «Искру». Однажды у нас с лекцией выступал заведующий отделом ЦК компартии Румынии. Отношения с этой страной тогда были не очень хорошие. Закончилась лекция, можно было задать вопросы. Я поднялся и спросил на румынском языке. В зале сразу же наступила тишина. Даже переводчица замолчала. Тогда я сам перевел то, что сказал. Вопрос был немного провокационным, поэтому прямого ответа мне не дали. А на следующий день меня вызвали в ЦК и поинтересовались, откуда знаю язык. Закончилось все тем, что мне предложили идти в дипломатическую школу. Но это не мое, и я отказался. Моя судьба — Буйничи, моя родина — деревня Карчомка, где я живу. Рядом озеро, природа. Я — счастливый человек.