Созидатель града Могилева

   Сомов, С. Созидатель града Могилева : [Архиепископ Могилевский и Белорусский Георгий Конисский] / С. Сомов // Вечерний Могилев. — 2017. — 4 января. — С. 10 ; 24 мая. — С. 21.

Картинки по запросу Архиепископ Могилевский и Белорусский Георгий КонисскийФигура Архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия Конисского (1717-1795 гг.) ярко воплощает в себе черты многогранной личности XVIII века — эпохи Просвещения. В историю Беларуси он вошел как выдающийся церковный деятель, прославленный проповедник, талантливый политик и дипломат, ученый-философ, педагог, писатель, мужественный борец за свободу совести, против религиозного и национального угнетения белорусского народа. Энергия его творческой натуры нашла свое выражение и в градостроительной деятельности.

Церковное строительство в Могилевской епархии при архиепископе Георгии получило новый, необыкновенно сильный импульс. Сегодня мы даже не можем вполне осознать, насколько много сумел создать он в Могилеве, поскольку, к великому сожалению, большинство сооружений второй половины XVIII в. не сохранилось до наших дней, погибло в период многочисленных войн, смут и атеистического вандализма минувшего столетия. Наш город  многим обязан деятельной натуре Георгия Конисского, построенные его трудами архитектурные памятники в свое время имели важное значение для города.

Приехавший в Могилев из Киева в 1755 г. епископ Георгий нашел состояние Белорусской епархии крайне удручающим во всех отношениях: духовном, административном, финансовом и архитектурном. В условиях жесткого давления со стороны католической знати, римско-католического и униатского духовенства православные верующие имели ограниченные возможности производить ремонтные работы в пострадавших от времени и пожаров храмах, не говоря уже о строительстве новых церквей.

В одной из своих проповедей Святитель Георгий сокрушался о том убожестве, в которое силой загнаны православные люди в Польском королевстве: «Но ныне кому неизвестно, в каком жалком виде наша благочестивая вера в сем государстве? В Литовском Великом княжестве хотя и осталась последняя Белорусская епархия: однако и сия большею частию расхищена. Могли вы еще видеть в ней некое число Церквей Православных, но и те сараям паче и хлевникам скотским подобны, а не храмам христианским…»

В условиях столь неблагоприятной обстановки Конисским был организован ремонт многих храмов Белорусской епархии, а также строительство новых. Особое место среди забот отводилось Могилевскому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю, который играл особую роль в духовной жизни православных горожан.

Первый документ, упоминающий о Могилевском Спасском монастыре, относится еще ко второй половине XVI в. В нем говорится, что монастырь был основан могилевскими мещанами при Спасской церкви. Церковь эта — древнейшая в Могилеве, истоки ее теряются в XIII в., она имела особое значение в религиозной и общественной жизни горожан, поскольку Спас считался покровителем Могилева. Спасский храм уже в середине XV в. был соборным. При нем находилось братство. Исследователи предполагают, что еще в XV в. (а возможно, и в XIV) при Спасской церкви «приютилось» несколько монашеских келий, число которых постоянно росло благодаря материальной поддержке жителей города. И Спасская церковь, и монастырь находились в ведении горожан. Они выделяли средства на  содержание братии, распоряжались монастырским имуществом.

Обитель являлась местом пребывания могилевских архиереев, что было определено еще в 1632 г. при Владиславе IV. В «Статьях примирения обывателям коронным и Великого княжества Литовского из русского народа в греческой вере находящегося» говорилось: «В Великом княжестве Литовском должен быть епископ Мстиславский… который имеет именоваться епископ Мстиславский, не униат, Оршанский и Могилевский, и жить ему в Могилевском Спасском монастыре». Так Спасский монастырь стал именоваться Архиерейским.

Архитектурный облик монастыря формировался на протяжении нескольких веков. В 1478 г. в нем была построена  деревянная Спасская церковь. С конца XV в. при ней существовали также деревянные сооружения, где располагались монашеские кельи. В 1740—1742 гг. на месте сгоревшей в 1708 г. церкви была построена каменная Спасо-Преображенская,  которая также сгорела в 1748 г.  Заботу о  ее возрождении епископ Георгий Конисский принял на себя с 1756 г. По благословению Святителя известный  архитектор Ян Крыштоф Глаубиц разработал проект, в соответствии с которым к 1762 г. на высоком берегу Днепра был возведен величественный собор, до 1802 г. являвшийся кафедральным. Это был крестово-купольный храм с традиционным для культуры барокко двухбашенным главным фасадом, богато украшенный росписями, в выполнении которых принимали участие известные белорусские  мастера Мирон Пигаревич и Петр Слижик.

Святитель Георгий распорядился установить на куполе колокольни Спасского монастыря вместо креста образ Архангела Гавриила с мечом в правой руке, сделанный из меди и покрытый золотом, который, по свидетельству игумена Ореста, «стоя на шпале, обращался во все стороны от ветра». Данный образ простоял более полувека, пока в 1826 г. не был заменен на крест Могилевским архиепископом Павлом (Моревым).

После того как было окончено строительство Спасо-Преображенского храма, «бывшая деревянная церковь, возле вала стоявшая, во имя святой великомученицы Варвары, в которой до окончания постройки каменной Спасской церкви отправляемо было ежедневно богослужение, по повелению Могилевского епископа Георгия (Конисского) перенесена в село Борсуки». Масштабное православное церковное строительство на Могилевщине стало возможным только после первого раздела Польского королевства в 1772 г. и присоединения восточных областей Беларуси к Российской империи. Уже в 1774 г. на полученные из России 10 000 рублей Конисский сделал ремонт в Спасо-Преображенском соборе. Были также построены здания архиерейского дома и консистории со служебными помещениями (поварней, хлебней, кладовой, трапезной и квартирами архиерейского штата). Прежний деревянный архиерейский дом и землю при нем архиепископ Георгий подарил могилевским лютеранам-протестантам, которым Святитель сочувствовал, поскольку они так же, как и православные, жестоко страдали от преследований польских католиков. На подаренной земле лютеране построили кирху, а в благодарность Конисскому они заказали живописный портрет Георгия и поставили этот портрет в своем храме рядом с изображением Лютера — основателя лютеранской церкви. Этот портрет сохранился до нашего времени, с него делаются все современные иконы, на которых Святитель изображается именно таким, каким он был при жизни.

В 1780 г. Конисский участвовал в закладке нового собора Святого Иосифа Обручника, строительство которого связано с памятной встречей в Могилеве 24 мая 1780 г. русской императрицы Екатерины II с австрийским императором Францем Иосифом. Возведен он был по проекту архитектора Н.А. Львова, который реконструировал и площадь перед храмом, придав ей овальную форму (в настоящее время на этом месте располагается гостиница «Днепр»). Строительство памятника, считавшегося одним из красивейших сооружений в Северо-Западном крае, затянулось на 17 лет и было закончено уже после смерти обоих императоров и самого Георгия Конисского. Непосредственно в строительстве собора Святитель Георгий не участвовал, так как оно имело не столько церковное, сколько политическое значение, однако знаковый характер освящения им закладного камня не может быть забыт. К слову, во время того памятного освящения у императрицы Екатерины рассыпались жемчужные бусы, которые были собраны слугами, чтобы вновь составить из них дорогое украшение блистательной государыни. Однако она тут же преподнесла этот жемчуг в подарок Георгию на четки в знак глубокого уважения к Святителю.

В том же 1780 г. на деньги, полученные из России, Георгием было заложено новое здание Могилевской духовной семинарии, основанной им же в 1759 г., которое строилось в течение пяти лет. Главный корпус был сооружен в классическом стиле и напоминал римский Пантеон с круглым залом посередине и двумя крыльями, в которых размещались помещения для преподавателей и малоимущих семинаристов. В 1785-1786 гг. трудами Конисского в Спасском монастыре была построена новая каменная колокольня на месте пришедшей в ветхое состояние деревянной.

Постепенно велось строительство и ремонт многих приходских храмов. Церкви сооружались Святителем в с. Нейдоке Рогачевского уезда, в м. Дубровно, в д. Герасименки и д. Селичи близ Черикова. В пригороде Могилева Печерске Георгием была построена деревянная церковь в честь его небесного покровителя Георгия Победоносца.

Заботы о созидании епархии не оставляли Святителя до последних дней его жизни. Уже будучи тяжело больным, прикованным к постели, он был озабочен строительством келий в Могилевском девичьем монастыре и в своем завещании, составленном в 1793 г., распорядился о выделении необходимой суммы для окончания строительных работ.

Незадолго до кончины Георгию Конисскому довелось пережить большое несчастье: значительная часть его трудов погибла в пожаре 19 января 1794 г. Тогда сгорела часть помещений архиерейского дома (кроме чудом уцелевших архиерейских покоев), здание консистории, служебные, жилые помещения, все деревянные пристройки. По свидетельству игумена Ореста, «остались от пожара только стены каменныя, все же прочее, как то: кровля деревянная, потолки и полы и другия мебели, погорело».

Сохранился и Спасо-Преображенский собор. Усилиями Георгия в короткий срок были составлены смета и план необходимых восстановительных работ, исходатайствованы в Святейшем Синоде и Могилевском наместническом правлении необходимые средства. Конисский старался руководить производимыми работами, однако из-за крайней слабости архиепископа фактически делами руководили его наместник игумен Иоасаф и епархиальный казначей иеромонах Сергий.

В результате созидательной деятельности Конисского, к началу XIX в. все постройки Спасского Архиерейского монастыря были каменными: главный храм во имя Преображения Господня с двумя приделами; церковь во имя 40 Севастийских мучеников, соединенная с кельями; архиерейский дом с церковью во имя Вознесения Господня (при нем располагался сад); кельи, часть из которых была занята помещениями консистории; колокольня. Монастырь был окружен каменной оградой, с двух сторон часть этой ограды составляли каменные купеческие лавки.

В советские годы монастырь был закрыт. Спасский собор, в котором погребены мощи Святителя Георгия, был уничтожен, а судьба столь значимого в историческом и духовном отношении захоронения до сегодняшнего дня неизвестна. В настоящее время на сохранившемся старинном здании архиерейского дома установлена мемориальная доска с портретным барельефом Георгия Конисского, именем которого назван и сам городской вал. В 1993 г. в ознаменование канонизации могилевского святого здесь же установлен памятный крест, к которому ежегодно 6 августа в день прославления Святителя Георгия Могилевского в лике святых за его колоссальную созидательную и просветительскую деятельность из Свято-Никольского женского монастыря совершается торжественный крестный ход. Эта традиция знаменует собой важные ростки возрождающейся в нашем народе исторической памяти и благодарности Святителю Георгию.

В историю Беларуси Святитель Георгий вошел как выдающийся церковный деятель, проповедник, политик и дипломат, ученый-философ, педагог, писатель, мужественный борец против религиозного и национального угнетения белорусского народа. Энергия его творческой натуры нашла свое выражение и в градостроительной деятельности.

Церковное строительство в Могилевской епархии при архиепископе Георгии получило новый, необыкновенно сильный импульс. Сегодня мы даже не можем вполне осознать, насколько много сумел создать Святитель Георгий в Могилеве, поскольку большинство сооружений второй половины XVIII в. погибло в период многочисленных войн, смут и атеистического вандализма.

Приехавший в Могилев из Киева в 1755 г. епископ Георгий нашел состояние белорусской епархии крайне удручающим во всех отношениях: духовном, административном, финансовом и архитектурном. В условиях жесткого давления со стороны католической знати, римско-католического и униатского духовенства православные имели ограниченные возможности производить ремонтные работы в пострадавших от времени и пожаров храмах, не говоря уже о строительстве новых церквей.

В одной из своих проповедей Святитель Георгий сокрушался о том убожестве, в которое загнаны православные в Польском королевстве: «В Литовском Великом княжестве хотя и осталась последняя Епархия Белорусская: однако и сия большею частию расхищена. Могли вы еще видеть в ней некое число Церквей Православных, но и те сараям паче и хлевникам скотским подобны, а не храмам Христианским…»

Конисский организовал ремонт многих храмов, а также строительство новых. Особое место отводилось Могилевскому Спа-со-Преображенскому мужскому монастырю.

Первый документ, упоминающий о нем, относится ко второй половине XVI в. В нем говорится, что монастырь основан Могилевскими мещанами при Спасской церкви. Церковьэта-древнейшая в Могилеве, истоки ее теряются в XIII в. Она имела особое значение в жизни горожан, поскольку Спас считался покровителем Могилева. Спасский храм уже в середине XV в. был соборным. При нем находилось братство. Исследователи предполагают, что еще в XV в. (а возможно и в XIV) при церкви «приютилось» несколько монашеских келий, число которых постоянно росло, благодаря материальной поддержке жителей. Горожане выделяли средства на содержание братии, распоряжались монастырским имуществом.

Обитель являлась местом пребывания Могилевских архиереев, что было определено еще в 1632 г. при Владиславе IV. В «Статьях примирения обывателям коронным и Великого княжества Литовского из русского народа в Греческой вере находящегося» говорилось: «В Великом княжестве Литовском должен быть епископ, который имеет именоваться епископ Мстиславский, не униат, Оршанский и Могилевский, и жить ему в Могилевском Спасском монастыре». Так монастырь стал именоваться Архиерейским.

Архитектурный облик монастыря формировался на протяжении нескольких веков. В 1478 г. в нем была построена деревянная Спасская церковь. В 1740-42 гг. на месте сгоревшей в 1708 г. церкви была построена камеййая Спасо-Преображенская церковь, которая также сгорела в 1748 г. Согласно запискам игумена Ореста, «церковь по перемещении из Могилева Могилевскаго епископа Иосифа (Волчанскаго) в Москву, во время епископствования в Могилеве преемника Иосифова, родного брата его Иеронима, чрез всю двенадцатилетнюю бытность его в Могилеве не была строена до смерти Иеронимовой».

Заботу о ее возрождении Ко-нисский принял на себя с 1756 г. По благословению Святителя известный архитектор Ян Крыштоф Глаубиц разработал проект, в соответствии с которым к 1762 г. на высоком берегу Днепра был возведен величественный собор, до 1802 г. являвшийся кафедральным: крестово-купольный храм с традиционным для культуры барокко двухбашенным главным фасадом, богато украшенный росписями, в выполнении которых принимали участие известные белорусские мастера Мирон Пи-гаревич и Петр Слижик.

Святитель распорядился установить на куполе колокольни монастыря вместо креста образ Архангела Гавриила с мечом в правой руке, сделанный из меди и покрытый золотом, который «стоя на шпале, обращался во все стороны от ветра». Он простоял более полувека, пока в 1826 г. не был заменен на крест Могилевским архиепископом Павлом.

После того как было окончено строительство Спасо-Преображенского храма, «бывшая деревянная церковь, возле вала стоявшая, во имя святой великомученицы Варвары, в которой до окончания постройки каменной Спасской церкви отправляемо было ежедневно богослужение, по повелению Могилевскаго епископа Георгия (Конисскаго) перенесена в село Борсуки».

Масштабное православное церковное строительство на Могилевщине стало возможным только после первого раздела Польского королевства (1772) и присоединения восточных областей Беларуси к Российской империи. Уже в 1774 г. на полученные из России 10000 рублей Конисский сделал ремонт в Спасо-Преображенском соборе. Были построены здания архиерейского дома и консистории со служебными помещениями (поварней, хлебней, кладовой, трапезной и квартирами архиерейского штата). Прежний деревянный архиерейский дом и землю при нем Георгий подарил могилевским Лютеранам — протестантам, которым сочувствовал, поскольку они, как и православные, страдали от преследований польских католиков. На подаренной земле лютеране построили кирху, а в благодарность заказали портрет Георгия и поставили этот портрет в своем храме рядом с изображением Лютера. Портрет сохранился, с него делаются все современные иконы.

В 1780 г. Конисский участвовал в закладке собора Святого Иосифа Обручника. Строительство храма было связано со встречей в Могилеве 24 мая 1780 г. императрицы Екатерины II с австрийским императором Францем Иосифом. Собор, построенный по проекту Н.А. Львова, считался одним из красивейших сооружений в Северо-Западном крае. Строительство растянулось на 17 лет и было закончено уже после смерти обоих императоров и самого Конисского.

В том же 1780 г. Георгием было заложено новое здание Могилевской духовной семинарии, которое строилось в течение пяти лет. В 1785-86 гг. трудами Конисского в Спасском монастыре была построена новая каменная колокольня на месте пришедшей в ветхое состояние деревянной.

Церкви сооружались Святителем в с. Нейдоке Рогачевского уезда, в м. Дубровно, в д. Гера-сименки и д. Селичи близ Чери-кова. В Печерске Георгием была построена деревянная церковь в честь его небесного покровителя Георгия Победоносца.

Заботы о созидании епархии не оставляли Святителя Георгия до последних дней жизни. Уже будучи прикованным к постели, он был озабочен строительством келий в Могилевском девичьем монастыре и в завещании, составленном в 1793 г., распорядился о выделении необходимой суммы для окончания строительных работ.

Незадолго до кончины Конисскому довелось пережить большое несчастье: значительная часть его трудов погибла в пожаре 19 января 1794 г. По свидетельству игумена Ореста, «остались от пожара только стены каменныя, все же прочее погорело».

Сохранился и Спасо-Преображенский собор. Усилиями Георгия в короткий срок были составлены смета и план необходимых восстановительных работ, исходатайствованы в Святейшем Синоде и Могилевском наместническом правлении необходимые средства. Конисский старался руководить производимыми работами, однако из-за его крайней слабости фактически делами руководили его наместник игумен Иоасаф и епархиальный казначей иеромонах Сергий.

К началу XIX в. все постройки Спасского Архиерейского монастыря были каменными: главный храм во имя Преображения Господня; церковь во имя 40 Севастийских мучеников; архиерейский дом с церковью во имя Вознесения Господня; кельи, часть из которых была занята помещениями консистории; колокольня. Монастырь был окружен каменной оградой, с двух сторон часть этой ограды составляли каменные купеческие лавки.

В советские годы монастырь был закрыт. Спасский собор, в котором были погребены мощи Святителя Георгия, был уничтожен, а судьба столь значимого в историческом и духовном отношении захоронения до сегодняшнего дня неизвестна.