Алексей Пысин в поэзии, как Василь Быков в прозе

   Максимова, Е. Алексей Пысин в поэзии, как Василь Быков в прозе : в областной библиотеке имени В. И. Ленина прошли седьмые Пысинские чтения / Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2017. — 29 марта. — С. 10.

Алексей Пысин — единственный из могилевских поэтов, стихи которого вошли в 200-томное издание «Библиотека Всемирной литературы». Все его сборники были написаны в Могилеве. В родном городе любая деталь будила в нем неожиданные ассоциации, мысли, обобщения. В 1968 году после присуждения Государственной премии имени Янки Купалы поэту предложили переехать в Минск. Он отказался, потому что был крепким узлом привязан к Могилевщине.

В Могилеве многое напоминает о человеке-легенде. Вот остановка «Улица Островского» на Пушкинском проспекте. Тут журналист «Могилевской правды» Алексей Пысин задал неожиданный вопрос режиссеру народного театра Валентину Ермоловичу: «А ты боишься смерти?»

В новом микрорайоне «Спутник» есть улица, носящая имя поэта. На проспекте Мира — на стене дома 35, в котором жил Алексей Васильевич, установлена мемориальная доска народному поэту. Да, именно так, это не оговорка. Документы на присуждение почетного звания были уже подготовлены в Минске, но помешала скоропостижная смерть Алексея Пысина — Заслуженного работника культуры БССР.

«Алексей Пысин в поэзии, как Василь Быков в прозе». Автор этого сравнения — белорусский писатель, сценарист, журналист, лауреат Государственной премии БССР, член СП СССР Виктор Карамазов — приехал из Минска и стал почетным гостем Пысин-ских чтений-2017. Виктор Филимонович вспомнил, как Пысин прочитал в Кремле «Пять патронов в обойме» — и девять граммов попали в сердце каждого слушателя. Огромный зал стоя аплодировал Могилевскому поэту.

Пяць патронаў у абойме,
Пяць патронаў.

Падымаемся ў бой мы
Ў полі роўным.

У патроне кожным — куля,
Дзевяць грамаў.

Не чакай, мая матуля,
Тэлеграмы.

Hi з санбата палявога,
Hi з пагоста.
Ходзіць ціха (бо дарога!..)
Наша пошта.

Цэлы месяц будзе везці
Праз краіну

Спавяшчэнне ў канверце,
Быццам міну.

Цэлы месяц будзеш верыць,
Што жыву я,

Скажаш яблыням
І вербам:

Ён ваюе…

Прочитав эти строки, Карамазов подчеркнул необходимость нового прочтения произведений Пысина. Поэт исследовал психологию фронтовика и поднимал тему, как жить после войны — после всего, что пришлось пережить…

Как и Василь Быков, Алексей Пысин прошел рядовым всю войну. Участвовал в боях на Западном, Калининском, Ленинградском, 1-ми 2-м Прибалтийских фронтах. Был дважды ранен и до конца жизни носил в себе осколки. Воспоминания тоже стали «осколками»…

На Ленинградском фронте гвардейская дивизия попала в окружение и с большими потерями прорывалась к своим. Два дня без еды, пили болотную воду. Когда вышли из окружения, остановились на ночлег, поужинали огромными червивыми грибами и свалились от усталости спать, постелив еловые лапки на холодную землю. А ночью всех засыпало снегом — и многие уснули вечным сном. Одна часть отравилась злосчастными грибами, другая не пережила мороза…

Зима 1943 года. Фронт на реке Проня под Горками. Снега еще нет, а мороз суровый. Командир роты взял у солдата Пысина шинель, надел на себя, а ему отдал свой новенький тулуп, белый-белый. Так стал солдат Алеша мишенью для немецких снайперов.

Когда освобождали Полоцк, батальон успешно справился с задачей — и вдруг появились наши самолеты и начали сбрасывать бомбы… на своих:

Спазніліся сюды штурмавікі:
Пяхота абагнала самалёты.
Пакуль камбат чысціў чыесьці душы, —
Ляглі свае… ляглі свае.

Поэт-философ, Алексей Пысин верил, что жизнь человека продолжается после смерти. Одно из его лучших стихотворений «Иван-чай» повествует, как при дороге, на том месте, где полегли солдаты, взошли красные цветы:

Вунь Іван стаіць
па-над кюветам, Галавой ківае: «Вось жыву.

Не здзіўляйцеся,
што ўвесь чырвоны; Восем куль было —
крывёю сцёк. Скора восень. Каркаюць
вароны.
Жоўты каля ног маіх лісток.
Хочаш -пачастую
нашым чаем,
Я ж цяпер навекі вадахлёб…

Попить чаю предложил во время первой встречи редактор Алексей Пысин молодому журналисту Виктору Карамазову, который приехал работать в газете после окончания филологического факультета БГУ. Тогда же Алексей Васильевич преподал ему первый урок: «У тебя в жизни будет много редакторов, всех слушай, но в литературе всегда все делай по-своему». Корреспондент Карамазов получил задание написать хвалебную статью о бригадире, которого выдвигали депутатом в Верховный Совет. Приехал журналист в деревеньку, нашел скромную хатку, вошел и увидел: в холоде и темноте сидят два старичка под кожухом на печи. Спросил у них, где найти бригадира. Оказалось, это их сын, «хлебничек», который живет неподалеку. В богатом доме при свете и тепле бригадир пировал за столом с друзьями. Карамазов был возмущен контрастом — и вместо «оды» написал фельетон под названием «Хпебничек». Привез в редакцию, где как раз дежурил Пысин. Алексей Васильевич принял сатирическую заметку в печать. Бывший фронтовик, награжденный двумя медалями «За отвагу», он всю жизнь бился за правду.

Как-то первый секретарь райкома партии приказал убрать из газеты критику братьев Ш. (один был банкиром, другой — следователем). Пысин отказался: «I не мой то грэх, што не-навіджу баязліўцаў, здраднікаў, прайдох». Начальник категорически запретил выпуск номера, а редактор пошел на почту и дал телеграмму в ЦК КПСС на имя Хрущева. Этот бой он тоже выиграл: номер газеты вышел без купюр. Правда, журналист получил суровый выговор.

Прошло много лет и Виктор Карамазов получил от Пысина в благодарность за выразительное слово «хпебничек» огромный букет подснежников. Краевед очень любил собирать фольклор. Как-то подметил, что и на Минщине, и на Могилевщине праздник «стрэчанне» (15 февраля) называют «грамніцы».

Больше всего на свете он любил Янку Купалу. Учился у него всему, в том числе и доброжелательному отношению к молодым талантам. Многие прошли школу Пысина: Карамазов вспомнил Степана Гаврусева, Михаила Стрельцова, Раису Боровикову, Анатоля Сербантовича, Алеся Письменкова — все эти имена открыл в свое время Пысин и впервые опубликовал на страницах газеты. Поэтому в круг Пысинских чтений необходимо включать учеников мастера.

В память о глыбе белорусской поэзии и журналистики — Алексее Пысине — коллектив областной библиотеки проделал огромную работу: создал в электронном виде указатель «Пысин-журналист», и теперь на сайте можно найти и прочитать 277 публикаций краеведческого характера. Интереснейшие первоисточники написаны ярким и образным языком. Каждое предложение как будто высечено из камня, все лишнее отсечено.

«Калі мяне не стане…»

27 августа 1981 года А.В. Пысин умер. Поэт похоронен на Польском кладбище. На гранитном памятнике эпитафия, которой стали строчки самого Пысина:

Ведайце, калі мяне не стане,
Я ў сваю дывізію пайшоў…

Нет смерти для поэта: память о нем продолжает жить.

Невозможно представить Пысинские чтения без Виктора Артемьева — автора уникальной «Пысініяны» — книги, которую бережно хранит в своих фондах областная библиотека: «Вянок А. Пысіну», «Бібліятэка паэта А. Пысіна», «Паэт вузел завязаў», «Урокі Пысіна». Пысин родился 22 марта, Артемьев — 21 марта, они дружили 26 лет, не один пуд соли съели. Читатель вместе с автором словно становится собеседником и сопровождает поэта «в малиновый рай» под Шкловом, пьет на привале в лесу ароматный травяной чай, разводит костер и подрумянивает хлебушек с сальцем, ведет неспешные беседы, волнуется за судьбу памятника — огромного валуна, который был немым свидетелем всех событий прошлого и вдруг помешал чиновникам.

К сожалению, сборники поэзии народного поэта можно найти только на сайте и в музее библиотеки имени Ленина. Прошло 36 лет, но и до сих пор не изданы стихи, в которых мы находим ответ, как надо жить.

Любі! — жадае белая лілея,
Любі! — смяецца шчодры

васілёк,
Любі! — рамонка-варажбітка млее,
Любі! — кранае музыкай
званок,
Любі! — чабор залівіста палае,
Любі! — сухі падбел перагарэў,
Любі! — аб гэтым медуніца
дбае,
Травінка кожная i лісце дрэў.

Как доказательство необходимости нового прочтения Пысина можно вспомнить историю, которую рассказывал поэт с глазу на глаз самым близким друзьям. Солдат Пысин встретил День Победы в Латвии, на берегу Балтийского моря. 8 мая батальону сдались в плен несколько тысяч вооруженных немцев. По радио передали, что Германия капитулировала! Начался праздник: все вместе, и немцы, и русские, пили за Победу. Потом начали обниматься и целоваться на радостях, что война закончилась. Вот такая неожиданная ода «К радости и любви».