Хитрикова, Г. Три ипостаси Эдуарда Медведского / Галина Хитрикова // Магілёўскія ведамасці. — 2018. — 30 октября. — С. 10. 

О журналистах говорят, что это профессиональные «всезнайки», то есть люди, что-то знающие обо всем, причем знающие именно «что-то». Правда в этом есть — действительно физически невозможно для каждого материала, готовящегося к печати, детально изучить освещаемую тему. Но практически у каждого представителя этой непростой профессии есть несколько направлений, в которых он может посоревноваться в знаниях с профессионалами. В первую очередь это касается «аксакалов» журналистики, к которым в полной мере относится и Эдуард Иосифович Медведский, много лет до выхода на пенсию проработавший редактором многотиражной газеты ОАО «Могилевхимволокно» «Трудовая слава».

А еще бытует мнение, что хороший журналист — тот, который пришел в профессию не со студенческой скамьи, а через «школу жизни». Этому неписаному правилу также в полной мере соответствует Эдуард Иосифович. Несмотря на то, что является коренным могилев-чанином и тяга к литературе и писательству наблюдалась у него с раннего детства, в профессию он шел несколько десятилетий, пробуя себя на самых разных поприщах.

После школы по настоянию родителей он поступал в медицинский институт, но недобрал нужное количество баллов. С 1 сентября этого же 1966 года устроился на регенераторный завод и поступил на вечернее отделение машиностроительного института в родном городе. Еще в школе после уроков производственного обучения на регенераторном заводе получил разряд слесаря, что и дало возможность сразу же трудоустроиться. Работал резчиком металла, помощником кузнеца. В 1969 году перешел на ЗИВ аппаратчиком на опытный участок — один из самых опасных в большой семье подразделений самого престижного тогда предприятия в городе. Четырехсменка, вредные условия труда, трудоемкий процесс, требующий знаний химии и механики, преданные заводу и коллективу люди — эта * «школа жизни» учила работать в команде, почувствовать кожей, когда надо подставить плечо. Поверили и в него люди — в феврале 1985 года на альтернативной основе избрали заместителем председателя профкома завода. И сегодня, спустя десятилетия, о коллективе ЗИВа поэт и журналист вспоминает с благодарностью и сыновним трепетом. Здесь была его семья в прямом и переносном значении — на предприятии трудились родные по отцовской и материнской линии, их общий трудовой стаж составлял более двухсот лет.

Проходная завода искусственного волокна «вывела в люди» и будущего журналиста

— в заводскую многотиражку неравнодушный рабочий писал о тех, кто работал рядом, про их проблемы, об их успехах, о важных для трудового коллектива событиях. Правда,первая публикация рабкора появилась в областном издании — в «Могилевской правде» еще в 1968 году.

Уважение коллег за умение «правильно излагать на бумаге то, о чем они думают», одобрительные отзывы читателей и редакторов стали толчком для поступления на факультет журналистики. Учился на одном дыхании, часто поражая преподавателей глубиной знаний, особенно по литературе.

В феврале 1991 года получил приглашение на работу ответственным секретарем в «Могилевскую правду», а в июле этого же года — редактором в «Трудовую славу» — производственную газету еще одного успешного работающего крупного химического предприятия в городе.

Это было самое начало «лихих» девяностых.^Газеты меняли облик и свое внутреннее содержание. На первое место выходила аналитика -событий, фактов, прошлого и настоящего. Преподнести ее доступно и интересно только состоявшемуся редактору давали возможность огромный жизненный опыт, знание дела и собственная манера — золотая середина между юмором и сарказмом. Такой вариант давал возможность сказать желаемое, но при этом не оскорбить ничьих чувств, а на сломе эпох и мировоззрений это удавалось далеко не каждому, взявшемуся за перо и бумагу. Немногословный и лаконичный стиль Медведского был востребован и другими изданиями, а он сам стал центром притяжения для молодых журналистов, ищущих свою манеру изложения и желающих понять происходящее в стране. К нему приходили за советом, помощью и участием читатели издания. Подсказывал варианты, помогал, в том числе используя свой авторитет на предприятии.


Проходная завода искусственного волокна «вывела в люди» и будущего журналиста — в заводскую многотиражку неравнодушный рабочий писал о тех, кто работал рядом, про их проблемы, об их успехах, о важных для трудового коллектива событиях.


Не осталось без внимания и мастерство Эдуарда Иосифовича в создании макетов газет — тогда это делали вручную с помощью карандаша и линейки. В конце восьмидесятых-начале девяностых в качестве ответственного секретаря он был задействован сразу в нескольких изданиях. То есть работать приходилось по 10-12 часов в сутки.

По его признанию, перевести дух, пополнить внутренние силы помогала поэзия. Зачитывался до утра классиками русской и зарубежной литературы, писал сам. Но появлялись новые поэтические строки в его тетрадях нечасто. Не потому, что не хватало времени. Они долго, иногда годами, «созревали» внутри, впитывая в себя все терзания, сомнения, переживания и стремления своего автора. Но даже в самых первых, юношеских, стихах присутствовало движение -мысли, сердца, души. Этот посыл был заложен еще в первых собственноручно написанных строчках под влиянием поэзии Владимира Маяковского.

Повзрослев, зачитывался Лермонтовым, Пушкиным и Мандельштамом. Сегодня в активе Эдуарда Медведского семь собственных сборников, на его стихи — философские, лирические, мистические разными авторами написано порядка двадцати песен. Но он все также с пиететом перечитывает классиков, с юношеской восторженностью перелистывая страницы сборников Адама Мицкевича, Янки Купалы, Змитрока Астапенки, Шота Руставели, Тициана Та-бидзе, Болеслава Лесьмяна, Леопольда Стаффа, Бертольда Брехта, Гомера и Овидия, Чехова, Достоевского и Толстого на сон грядущий. Или рано утром, когда не спится и есть желание поговорить с интересным собеседником. К счастью, для этого не нужно даже выходить из дома. Его собственная библиотека насчитывает более 6 тысяч изданий, около тысячи из них — поэзия. Есть и совершенно уникальные и редкие экземпляры, например, такие как полное собрание стихотворений Ивана Баркова или двухтомник Фулканелли.

О своем сокровище, книгах, Эдуард Иосифович рассказывает с придыханием — это и друзья, и наставники, и источник вдохновения. Именно с их участием он находил ответы на самые непростые вопросы, которые то и дело подбрасывает жизнь. Начал собирать библиотеку еще в 60-е годы прошлого века. Отслеживал выход в свет томов малоизвестных поэтов и писателей через «Книжное обозрение», списываясь с магазинами всего Советского Союза. Эта «гонка» продолжается и сегодня — личная библиотека увеличивает свои фонды, несмотря на то, что давно выбран ее территориальный лимит.

Благодаря увлечению чтением Эдуард Иосифович — обладатель энциклопедических знаний не только по литературе, о представителях которой вне зависимости от страны и исторического периода он может читать лекции. Чем и занимается после выхода на заслуженный отдых на общественных началах в библиотеках Могилева.

Собирается на такие встречи и пишущая молодежь, им Эдуард Иосифович подсказывает, помогает, редактирует. Покровительствовал талантливым поэтам Медведский всегда: одним «совершенствовал» рифму, помогая найти свой стиль, другим помогал финансово для издания сборников. Хотя последние редко об этом просили. Но если, по мнению Медведского, стихи были хорошими, он считал своим долгом донести их до читателя, и сам готов был посетить всех возможных спонсоров с просьбой поддержать проект. В качестве редактора он подготовил почти тридцать поэтических книг. И не собирается останавливаться на достигнутом.

29 октября Эдуарду Иосифовичу Медведскому исполнилось 70 лет. Его ученики и бывшие коллеги поздравляют с юбилеем и желают крепкого здоровья на долгие годы, оставаться таким же неугомонным литератором, заражая всех вокруг своей любовью к хорошей литературе.

Галина ХИТРИКОВА