Белоцерковская, Е. «Спектакль — живой организм» : [интервью с артисткой Могилевского областного драматического театра Евгенией Белоцерковской] / Евгения Белоцерковская ; беседовала Галина Хитрикова // Магілёўскія ведамасці. — 2021. — 16 лютага. — С. 12.
Ее дедушка — заслуженный артист Белорусской ССР Максим Абрамов — работал в театрах России, в Могилевском и Брестском областных драматических театрах. Двоюродный дядя Вячеслав Осипов и его супруга также посвятили себя театру. Ее отец народный артист Беларуси Григорий Белоцерковский и сегодня работает в Могилевском драмтеатре. Мама Наталья Абрамова служила в нем с 1985 по 1996 год. Но она хотела стать актрисой еще с детства, не потому что нужно было продолжить династию. Просто однажды почувствовала в себе непреодолимое желание играть на сцене.
Сегодня Евгения Белоцерковская — одна из самых востребованных актрис Могилевского драмтеатра. В течение трех десятилетий она была задействована в более 35 его репертуарных спектаклях. За исполнение роли Карлы в спектакле «Ночь Гельвера» Ингмара Вилквиста в постановке Владимира Петровича она была удостоена призов «Любимица публики» Международного театрального фестиваля «Белая Вежа» и «За лучшую женскую роль» Международного театрального фестиваля «Славянские театральные встречи». С этим спектаклем Евгения Белоцерковская также участвовала в IV фестивале театров малых городов России и в III фестивале современной пьесы «Новая драма», в I Международном театральном фестивале дуэтных спектаклей «Крымский ковчег» и в Международном фестивале камерных спектаклей «Славянский венок», в VIII Всероссийском фестивале «Реальный театр». Со спектаклем «Я твоя невеста» Виктора Астафьева она принимала участие в III Международном театральном фестивале «Золотой Витязь». А со спектаклем «Свидание в предместье» — в Международном фестивале русских театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России». Спектакль с ее участием «Только Он вправе меня разбудить…» в 2008 году был представлен на площадке Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег». Еще в активе актрисы фестиваль «ТЕАРТ» и театральный фестиваль стран СНГ и Балтии «Встречи в России», в которых
принимал участие спектакль. «Женитьба» — в нем она играла Арину Пантелеймонову. В Международном молодежном театральном форуме «М.аrt. контакт» Евгения Белоцерковская принимала участие со спектаклями: «Я твоя невеста», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Женитьба», «В маленькой усадьбе».
10 февраля на сцене драмтеатра состоялся юбилейный вечер Евгении Белоцерковской, посвященный ее 50-летию. В его преддверии корреспондент газеты «Могилевские ведомости» поговорила с актрисой о выбранной профессии, театре и пожеланиях по случаю юбилея.
- Евгения, решение связать свою жизнь с театром — это мечта детства?
— Дело в том, что я родилась в актерской семье: мама, папа, дедушка, бабушка, тети, дяди были связаны с театром. Жили мы в доме, построенном специально для артистов, и поэтому все мои друзья были тоже из актерских семей. Уроки мы делали за кулисами, смотрели спектакли, репетиции, ездили с родителями на гастроли — какое было чудесное время! Мы даже выходили на сцену. Дебют мой состоялся, когда мне было шесть лет, в спектакле «Брестская крепость». И я не стану лукавить, что не хотела быть артисткой. Хотела страстно! Всегда!
- Нужно ли, готовя себя к служению в театре, в школьные годы посещать музыкальную школу, драмкружок или достаточно иметь родителей-артистов, чтобы не представлять себя без сцены?
— Главное, чувствовать в себе непреодолимое желание быть артистом. Когда невозможно заниматься ничем другим, когда тебе есть чем поделиться — огонь такой. Он или есть или его нет.
Родиться в семье артистов мне повезло: мои мама и папа очень талантливые люди, которые посвятили свою жизнь театру. И именно от них я получила эту прививку любви к своей профессии. А заниматься музыкой и танцами в детстве считаю нужно всем. Это гармонизирует и облагораживает человека.
- У актера не всегда есть возможность играть то, что хотелось бы. У Вас за 30 лет работы на сцене было много «нелюбимых» ролей?
— Нет. Есть роли, не до конца разгаданные мной. Нельзя сказать «нелюбимые», ведь, пока репетируешь, сам становишься этим персонажем, а значит, в нем частичка тебя остается. Все мои, всех люблю.
- В Вашем активе больше 35 спектаклей, сотрудничество с более двадцатью режиссерами. С кем из них хотели бы поработать еще?
С талантливыми, профессиональными, умными, любящими артистов и умеющими с ними работать.
- Сейчас постановки в театрах становятся все более экспериментальными. Насколько это оправданно, на Ваш взгляд?
— Важно, чтобы за экспериментами не пропал сам театр. Если в такой постановке я вижу живого человека с его судьбой, сочувствую ему, сопереживаю, тогда я «за», а если мне показывают голую форму и сердце мое не откликается на это, то кому и, главное, зачем это нужно?
- А какую роль в спектакле играет импровизация? Вы являетесь ее сторонником?
— Я «за», но в рамках рисунка роли. Я за профессиональную импровизацию, а этим владеют далеко не все…
- У Вас огромнейший опыт: чего только не было за три десятилетия на сцене. И в зрительном зале. Вы чувствуете, когда он «тяжелый», неподъемный на эмоции и переживания? Что-то предпринимаете?
— Зал — это наш зритель. Сегодня он такой, а завтра совсем другой. И спектакль — живой организм, и он также сегодня может прозвучать иначе, чем вчера или завтра. Мы ничего не «предпринимаем», мы живем. И лишь по окончании спектакля можем констатировать, что сегодня было по-другому нежели вчера.
- Для Вас театр — это?..
— Дом. Сейчас все повально отказываются от этого слова, но для меня лично это так. Вся моя жизнь связана с ним. В нем я счастлива!
- Что бы Вы хотели пожелать себе сегодняшней?
— Весна скоро… Конечно же любви!
- Благодарю за беседу.
Владимир Петрович много лет работает с Евгенией Белоцерковской и в качестве партнера-актера, и в качестве режиссера. И очень многое о ней знает:
— О Женечке прежде всего хочу сказать как о человеке: добрая, отзывчивая, с тонкой внутренней организацией, ранимая, чутко чувствует мир, друзей, требовательна к себе и к работе. А еще она — профессионал своего дела. Я сыграл с ней с десяток любовных сцен — и это всегда было эмоционально, эффектно, страстно, ярко. Работать рядом с ней интересно, всегда чувствуется плечо, поддержка, ее манера исполнения роли очень помогает и партнеру полностью вжиться в свой персонаж.
В связке «режиссер-актер» она соратник: понимая роль по-своему, прорабатывает ее, обдумывает, предлагает несколько вариантов реализации на сцене. Такой отклик важен и ценен, потому что режиссер в процессе работы над спектаклем также продумывает каждую роль и наличие еще одного видения — возможность сделать ее максимально завершенной. Еще хочу сказать о взаимопонимании без слов во время работы над спектаклем. Женечка умеет чувствовать намерения по глазам, жестам, мимике: работать с такими актрисами — одно удовольствие! Один из последних таких проектов — спектакль «Полковник и птицы» драматурга Христо Бойчева. Она там играла Терезу. Я вспоминаю эту совместную работу, а душа наполняется радостью.
Отец Евгении Белоцерковской с особым интересом отслеживает каждую новую роль дочери и с удовольствием наблюдает за ее работой на сцене из зала.
Но не в качестве зрителя, а как наставник, — признается он. — Я отмечаю для себя, насколько она лучше играет по сравнению с прошлым показом, выросла или что-то потеряла в новой роли. И об этом говорю Женьке. К замечаниям относится положительно, даже чуть обижается, что делаю их мало.
Я счастлив, что она стала тем, что ей жизненно необходимо. Горжусь дочерью, восхищен ее целеустремленностью. Своей жизнью, своим служением театру она еще раз подтвердила мое отношение к этой профессии: если чувствуешь, что именно это твое, иди за мечтой!