Спектакль – живой организм

Белоцерковская, Е. «Спектакль — живой организм» : [интервью с артисткой Могилевского областного драматического театра Евгенией Белоцерковской] / Евгения Белоцерковская ; беседовала Галина Хитрикова // Магілёўскія ведамасці. — 2021. — 16 лютага. — С. 12.

Ее дедушка — заслуженный артист Белорусской ССР Максим Абрамов — работал в театрах России, в Могилевском и Брестском областных драматических театрах. Двоюродный дядя Вячеслав Осипов и его супруга также посвятили себя театру. Ее отец народный артист Беларуси Григорий Белоцерковский и сегодня работает в Могилевском драмтеатре. Мама Наталья Абрамова служила в нем с 1985 по 1996 год. Но она хотела стать актрисой еще с детства, не потому что нужно было продолжить династию. Просто однажды почувствовала в себе непреодолимое желание играть на сцене.

Сегодня Евгения Белоцер­ковская — одна из самых вос­требованных актрис Могилев­ского драмтеатра. В течение трех десятилетий она была задействована в более 35 его репертуарных спектаклях. За исполнение роли Карлы в спек­такле «Ночь Гельвера» Ингмара Вилквиста в постановке Вла­димира Петровича она была удостоена призов «Любимица публики» Международного те­атрального фестиваля «Белая Вежа» и «За лучшую женскую роль» Международного теа­трального фестиваля «Славян­ские театральные встречи». С этим спектаклем Евгения Бело­церковская также участвовала в IV фестивале театров малых городов России и в III фестива­ле современной пьесы «Новая драма», в I Международном театральном фестивале дуэтных спектаклей «Крымский ковчег» и в Международном фестивале камерных спектаклей «Сла­вянский венок», в VIII Всерос­сийском фестивале «Реальный театр». Со спектаклем «Я твоя невеста» Виктора Астафьева она принимала участие в III Международном театральном фестивале «Золотой Витязь». А со спектаклем «Свидание в предместье» — в Международ­ном фестивале русских театров стран СНГ и Балтии «Встре­чи в России». Спектакль с ее участием «Только Он вправе меня разбудить…» в 2008 году был представлен на площадке Международного театрального фестиваля «Смоленский ков­чег». Еще в активе актрисы фе­стиваль «ТЕАРТ» и театральный фестиваль стран СНГ и Балтии «Встречи в России», в которых

принимал участие спектакль. «Женитьба» — в нем она игра­ла Арину Пантелеймонову. В Международном молодежном театральном форуме «М.аrt. контакт» Евгения Белоцерковская принимала участие со спектаклями: «Я твоя невеста», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Женитьба», «В ма­ленькой усадьбе».

10 февраля на сцене драм­театра состоялся юбилейный вечер Евгении Белоцерковской, посвященный ее 50-летию. В его преддверии корреспондент газеты «Могилевские ведомо­сти» поговорила с актрисой о выбранной профессии, театре и пожеланиях по случаю юбилея.

  • Евгения, решение свя­зать свою жизнь с те­атром — это мечта дет­ства?

— Дело в том, что я родилась в актерской семье: мама, папа, дедушка, бабушка, тети, дяди были связаны с театром. Жили мы в доме, построенном специ­ально для артистов, и поэтому все мои друзья были тоже из актерских семей. Уроки мы делали за кулисами, смотрели спектакли, репетиции, ездили с родителями на гастроли — ка­кое было чудесное время! Мы даже выходили на сцену. Дебют мой состоялся, когда мне было шесть лет, в спектакле «Брест­ская крепость». И я не стану лукавить, что не хотела быть артисткой. Хотела страстно! Всегда!

  • Нужно ли, готовя себя к служению в театре, в школьные годы по­сещать музыкальную школу, драмкружок или достаточно иметь родителей-артистов, чтобы не представлять себя без сцены?

— Главное, чувствовать в себе непреодолимое желание быть артистом. Когда невозможно заниматься ничем другим, ког­да тебе есть чем поделиться — огонь такой. Он или есть или его нет.

Родиться в семье артистов мне повезло: мои мама и папа очень талантливые люди, которые посвятили свою жизнь теа­тру. И именно от них я получила эту прививку любви к своей профессии. А заниматься музы­кой и танцами в детстве считаю нужно всем. Это гармонизирует и облагораживает человека.

  • У актера не всегда есть возможность играть то, что хотелось бы. У Вас за 30 лет работы на сцене было много «нелюби­мых» ролей?

— Нет. Есть роли, не до конца разгаданные мной. Нельзя ска­зать «нелюбимые», ведь, пока репетируешь, сам становишься этим персонажем, а значит, в нем частичка тебя остается. Все мои, всех люблю.

  • В Вашем активе больше 35 спектаклей, сотруд­ничество с более двадцатью режиссерами. С кем из них хотели бы поработать еще?

С талантливыми, професси­ональными, умными, любящими артистов и умеющими с ними работать.

  • Сейчас постановки в те­атрах становятся все более экспериментальными. Насколько это оправданно, на Ваш взгляд?

— Важно, чтобы за экспери­ментами не пропал сам театр. Если в такой постановке я вижу живого человека с его судьбой, сочувствую ему, сопереживаю, тогда я «за», а если мне показы­вают голую форму и сердце мое не откликается на это, то кому и, главное, зачем это нужно?

  • А какую роль в спекта­кле играет импровиза­ция? Вы являетесь ее сторонником?

— Я «за», но в рамках рисунка роли. Я за профессиональную импровизацию, а этим владеют далеко не все…

  • У Вас огромнейший опыт: чего только не было за три десятилетия на сцене. И в зритель­ном зале. Вы чувствуете, когда он «тяжелый», неподъемный на эмоции и переживания? Что-то предпринимаете?

— Зал — это наш зритель. Се­годня он такой, а завтра совсем другой. И спектакль — живой организм, и он также сегодня может прозвучать иначе, чем вчера или завтра. Мы ничего не «предпринимаем», мы живем. И лишь по окончании спектакля можем констатировать, что се­годня было по-другому нежели вчера.

  • Для Вас театр — это?..

— Дом. Сейчас все повально отказываются от этого слова, но для меня лично это так. Вся моя жизнь связана с ним. В нем я счастлива!

  • Что бы Вы хотели поже­лать себе сегодняшней?

— Весна скоро… Конечно же любви!

  • Благодарю за беседу.

Владимир Петрович много лет работает с Евгенией Бе­лоцерковской и в качестве партнера-актера, и в качестве режиссера. И очень многое о ней знает:

— О Женечке прежде всего хочу сказать как о человеке: добрая, отзывчивая, с тонкой внутренней организацией, ра­нимая, чутко чувствует мир, друзей, требовательна к себе и к работе. А еще она — профес­сионал своего дела. Я сыграл с ней с десяток любовных сцен — и это всегда было эмоциональ­но, эффектно, страстно, ярко. Работать рядом с ней интерес­но, всегда чувствуется плечо, поддержка, ее манера испол­нения роли очень помогает и партнеру полностью вжиться в свой персонаж.

В связке «режиссер-актер» она соратник: понимая роль по-своему, прорабатывает ее, обдумывает, предлагает не­сколько вариантов реализации на сцене. Такой отклик важен и ценен, потому что режиссер в процессе работы над спекта­клем также продумывает каждую роль и наличие еще одного видения — возможность сделать ее максимально завершенной. Еще хочу сказать о взаимо­понимании без слов во время работы над спектаклем. Женеч­ка умеет чувствовать намерения по глазам, жестам, мимике: работать с такими актрисами — одно удовольствие! Один из последних таких проектов — спектакль «Полковник и птицы» драматурга Христо Бойчева. Она там играла Терезу. Я вспо­минаю эту совместную работу, а душа наполняется радостью.

Отец Евгении Белоцерков­ской с особым интересом от­слеживает каждую новую роль дочери и с удовольствием на­блюдает за ее работой на сцене из зала.

Но не в качестве зрителя, а как наставник, — признается он. — Я отмечаю для себя, насколько она лучше играет по сравнению с прошлым показом, выросла или что-то потеряла в новой роли. И об этом говорю Женьке. К замечаниям отно­сится положительно, даже чуть обижается, что делаю их мало.

Я счастлив, что она стала тем, что ей жизненно необходимо. Горжусь дочерью, восхищен ее целеустремленностью. Своей жизнью, своим служением те­атру она еще раз подтвердила мое отношение к этой профес­сии: если чувствуешь, что имен­но это твое, иди за мечтой!